Развитие композиционного мышления в творческом потенциале школьника заключается в том, чтобы преодолеть пассивные формы сознания и перевести их в активную, преобразующую, созидательную форму. Творческий потенциал – совокупность возможностей, способностей и потребностей к творчеству.
Система образования в России сейчас вступила на путь перехода к развивающемуся вариативному образованию. Человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет и какой путь выбирает. Творческая деятельность человека в любой области его профессионального труда и социальной жизни находится в полной зависимости от сформированности и развития художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности.
Особой востребованностью на сегодняшний день у абитуриентов пользуются средние и высшие учебные заведения со специализацией архитектура, дизайна и декоративно-прикладного искусства. Одним из испытательных экзаменов в эти учебные заведения является экзамен по композиции, в области которой выпускники школ имеют не достаточно знаний. Поэтому существует острая необходимость в разработке методов обучения основам композиции, направленных на дальнейшую самореализацию школьников в жизни.
Практика работы в системе образования показала, что изучение и усвоение вопросов изобразительной грамоты по композиции сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся и их способностью к познавательной деятельности, уровнем развития абстрактно-логического и художественно-образного мышления. Обучение в начальной школе определяется творческим развитием, а в основной школе делаются попытки сбалансировать художественное образование и эстетическое воспитание. Профильная подготовка школьников в области искусства часто остается вне поля внимания школы. А по существу именно на этом этапе формируется художественно-творческий потенциал личности, проецируемый в будущем в любую область творческого труда.
Обучение подростков основам композиции имеет широкие перспективы для совершенствования системы образования а в плане развития познавательной активности подростков в обучении композиции, оптимального сочетания в учебном процессе рационально-логического, интуитивно-эмоционального, духовного и личностного компонентов, разработки методологических приемов обучения.
Своеобразие методов интеграции изобразительной деятельности раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по композиции, цветоведению, моделированию, конструированию, в эксперименте с формой и материалом.
Формирование творческого метода происходит продуктивными способами и приемами моделирования объектов, где изучаемый способ деятельности материализуется. После освоения таких категорий, как симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, динамика, экспрессия, статика, ритм, целостность и завершенность, приступаем к развитию творческого интеллекта и воображения путем приемов психологической активизации на основе формально-логических операций.
Любая композиция начинается со сценария, идеи. Меерович М.И. и Шрагина Л.И. утверждают, что люди с активным воображением, планируя какую-либо деятельность, начинают с создания образа цели, а затем переходят к способу достижения. Поэтому цель занятий – активизировать наиболее полно воображение, используя одновременно мышление и органы чувств. Работа с символами и логотипами, где в зашифрованной информации воображение начинает оперировать образами. Здесь можно использовать принцип обучения “вариантное моделирование”, где разрабатывается многовариантное решение, формирующее особую гибкость творческого воображения: разработка стилизованного натюрморта или пейзажа, где вместо одной задачи решается несколько; тоновое черно-белое исполнение в трех вариантах, определяющих количественные отношения светлого и темного; цветовое конструирование того же задания (в сближенной гамме, контрастной, холодной и теплой). Один из основных композиционных законов целого и его частей отрабатывается в заданиях, где используется принцип “расчленение по методу”, решающий задачи преобразования формы, её членение, рассечение, составление из частей целого, что развивает визуальный опыт, умение увидеть в объекте характерные черты.
При освоении определенных композиционных приемов мы знакомимся с художниками, чье творчество можно уподобить “складыванию из первоэлементов”. Художники ХХ века интересны нам возможностью пропедевтического анализа их работ, то есть выявления композиционных принципов, особенностей формообразования и перевода этих анализов в простые упражнения. Художники А.Родченко, В.Кандинский, П.Мондриан, К.Малевич, В.Татлин является объектом методического изучения:
Эти Мастера работают с осязаемыми материалами и технологиями, а не с содержательными сюжетами.
Интересы их творчества обращены к характеристикам материи: форме, структуре, фактуре, цвету.
Творчество этих Мастеров может быть словесно и визуально определенно несложной и понятной формулой.
Методически работа строится следующим образом. Сначала – знакомство с личностью и работами художника через информацию о нем. Затем формулирование методов и принципов его работы через зарисовки произведений мастера. Наконец, соединение имени Мастера с тем или иным изученным навыком работы. Например: творчество В.Кандинского.
Тема. Плоскостная композиция из цветовых пятен-первоэлементов живописи.
Задачи:
Видеть реальность как систему цветовых пятен.
Свободно располагать большие и малые пятна на плоскости листа.
Организовывать взаимодействие пятен разного цвета.
Композиционно соединять пятна цвета с черны контуром.
Упражнения:
Рисунок с соединением на листе нескольких пятен разного цвета в композиционных принципах В.Кандинского;
рисунок фрагмента городской среды в духе В.Кандинского, соединяющий пятна разного цвета и линейный рисунок.
При изучении закономерностей и принципов объемно-пространственной композиции, её видов и средств выявления формы, происходит формирование пространственных представлений и мышления, в которых учащиеся анализируют, а затем синтезируют абстрактные и реальные признаки предмета, соотнося их закономерностями построения композиции.
Оптимизируя эту программу учитываются требования, которые предложены в качестве необходимого объема знаний, умений и навыков по каждому году обучения.
Изобразительная деятельность — неотъемлемая часть познавательных процессов, в которых представления играют важную роль, являясь переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Обращение к тому или иному предмету вносит изменения в образы представления. Эти образы уточняются, конкретизируются, дополняются. Наоборот, если к образам представления субъект не обращается, они размываются и теряют свою ясность. Поэтому представление рассматривается как процесс. Представления в процессе формирования художественного образа являются важным звеном перехода от рациональных действий мышления к эмоциональным действиям воображения. Приемы реализации воображения осуществляются через агглютинацию (фантазию), типизацию, гиперболизацию и схематизацию. В процессе создания художественного образа в изобразительной деятельности подразделяют образы репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные - те образы, которые воспроизведены непосредственно с натуры. Продуктивные - возникшие в сознании художника на основании памяти и часто в результате интуиции. Но, никогда продуктивные образы не возникнут без умения художника воспроизводить с натуры те или иные объекты и явления, в ходе которого оттачивается зрительная память со всеми компонентами мыслительных процессов.
Анализируя процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей, необходимо отметить очевидные и ничем не обоснованные взгляды ряда учителей и художников-педагогов, которые пытаются крайне эксплуатировать эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников, пренебрегая процессами мышления ребенка. Это часто продолжается и в подростковом возрасте, когда объективно спадает эмоциональная активность детей, дети обогащаются определенным жизненным опытом и знаниями, мышление приобретает конкретную и критическую направленность. В практической работе с детьми в недостаточной мере затрагиваются некоторые компоненты работы мышления, такие как синтез, обобщение, абстракция. Только разумное сочетание процессов мышления и воображения может быть основой активной изобразительной деятельности детей.
Важным звеном протекания творческих процессов и, в том числе, в изобразительной деятельности детей в различные периоды его развития, являются резко отличающихся друг от друга этапы развития внутреннего плана действий.
1 этап – возникновение замысла. Замысел возникает от внешних стимулов – в самостоятельной творческой работе от едва осознанных, интуитивных явлений, а в учебной работе от установки педагога. При этом важно, чтобы педагог поднялся в постановке задачи от информационно-рецептивного, репродуктивного способа к проблемному, эвристическому.
2 этап – вербализация образа ребенком, как начальный этап его материализации и его схематическое воспроизведение изобразительными средствами. Контроль, словесная помощь со стороны педагога.
3 этап – конкретизация образа. Владение способами получения изображения, использование наглядного материала.
4 этап – уточнение изображения путем исправлений. Умение ребенка самостоятельно вести уточнение и подсказка словесная или практическая со стороны учителя.
5 этап – завершение работы. Умение давать ребенком собственную оценку и принимать оценку со стороны сверстников и учителя.
Специфика мышления как высшей формы познавательной деятельности выявляется в основных его операциях: сравнении, анализе, обобщении, абстракции и конкретизации. В изобразительной деятельности эти операции совершаются еще на чувственной ступени познания. Своей высшей формы они достигают на ступени логического мышления, формирование которого продолжается фактически в течение всей жизни человека
Список литературы
Меерович М.И. Технология творческого мышления-М., 1989
Арнхейм Р.Искусство и визуальное воспритие. М.,1974
В.И.Жабинский Рисунок-М.,2008
Устин В.Б. Композиция в дизайне.- М.,2007
Иттен Иоханнес. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах.- М.,2001
Клее Пауль Педагогические эскизы-М.,2005
Иттен Иоханнес. Искусство цвета- М.,2004