Внеклассное мероприятие в 5-м классе. Клуб веселых математиков

Разделы: Внеклассная работа


"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным" (Б. Паскаль)

 Цели:

  • Развитие логического мышления, интуиции, внимания;
  • развитие интереса к предмету;
  • формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Формы проведения: игра КВН.

Предварительная подготовка:

  • создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
  • помощь учащимся в организации команд и выборе капитанов,
  • наглядном оформлении и подготовке домашнего задания;
  • подбор материала для конкурсов.

Оформление:

  • слова Б.Паскаля на доске,
  • сувениры команд, эмблемы,
  • математические газеты,
  • плакаты болельщиков,
  • карточки с заданиями,
  • оценочная таблица жюри.

ХОД ИГРЫ

I. Напутствие учителя

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

II. Приветствие команд членов жюри

Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть.
Увидеть наш концерт и “бал”,
Умом своим на все взглянуть.
Праздничный наш зал от лиц засиял,
В соревнованиях он ареною стал.
Огни КВМ, будто звезды горят,
Команды на старте готовы стоят.

III. Представления команд.

Ведущий:

Друзья! На КВМ веселый,
Мы снова в гости к вам пришли.
Мы очень ждали этой встречи
И постарались, как могли.

Выходит команда БАМ.

— Вас приветствует команда БАМ. Наш девиз: “Будем активно мыслить”.

Капитан команды:

Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы приготовили весёлый,
Наш школьный вечер - КВМ.
КВМ – соревнование
В остроумии и знании.
Чтоб этот вечер КВМ
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знанья иметь прочные,
Быть веселым и находчивым.
А этот КВМ сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.

Выходит команда ПУПС.

— Вас приветствует команда ПУПС. Наш девиз: “Пусть ум победит силу”.

Капитан команды:

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВМ будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
И только наши знания.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы остаемся друзьями.
И так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.

IV. Разминка команд.

Каждая команда получает по три задания (первое и второе задания оформлены на альбомных листах, третье – на карточках).

  • Поменяй местами две цифры так, чтобы равенства были верными. 69 : 3 = 7; 7 · 6 = 58. ( 63 : 9 = 7; 7 · 8 = 56 )
  • Расположи карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитай текст.
8·6   7·6   6·3   9·7   9·6   8·7
Д О Р А И Н
  • Переставьте в слове МИРЕПРТЕ буквы так, чтобы получилось слово – математический термин.

V. Соревнование счетчиков.

Из каждой команды выделяются по три счетчика, каждый из них выполняет одно задание.

На доске изображен квадрат, разделенный на 9 клеток. К доске выходят от каждой команды по одному счетчику. Они по очереди вписывают в любые клетки квадрата числа от 1 до 9 включительно. Когда таблица заполнена, первый счетчик находит произведение трех чисел, записанных в каждом столбце, записывают произведения на доске, а затем устно находят произведение чисел, записанных в каждой строке, и полученные три числа складывают. Счетчики записывают результаты на доске и сравнивают их.

54

80

84

 

1

8

7

56

9

5

3

135

6

2

4

48

54 + 80 + 84 = 218

56 + 135 + 48 = 239

218 < 239

Очки начисляются команде, счетчик которой выполнил задание быстрее и без ошибок. Правильность решения проверяют болельщики и члены команды.

Счетчик получает карточку, на которой записаны примеры и дан код для расшифровки. Счетчику необходимо решить примеры, выписать все ответы в одну строчку и каждую цифру заменить буквой по указанному коду.

82 + 56

198 – 136

136 + 289

146 – 67

1 – Д, 2 – О, 3 – Ю, 4 – В, 5 – Ч, 6 – М, 7 – К, 8 – Й, 9 – А.

1 3 8 6 2 4 2 5 7 9
Д Ю Й М О В О Ч К А

VI. Викторина для болельщиков (пока счетчики выполняют задания)

Ее содержание примерно следующее:

  • Ире и Лене вместе 12 лет, причем Ира на 10 лет старше Лены. Сколько лет Ире и сколько лет Лене? (Ире 11 лет, Лене 1 год).
  • Брат говорит сестре: “Дай мне 10 рублей и тогда денег у нас будет поровну”. На сколько рублей меньше было у брата, чем сестры? (на 20 рублей)
  •  У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий? (24 дня )
  • Два сына и два отца съели три яблока, каждому досталось по целому яблоку. Как это могло случиться? (Дед, отец, сын )
  • Чему равно произведение всех цифр? (0)
  • Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько проскакала каждая лошадь? (90 км)

VII. Конкурс капитанов.

Задание с кубиками. Капитаны получают по три кубика (красный, синий, зеленый) и выполняют задания одновременно.

Построй башню так, чтобы:

  • красный кубик был выше синего, а зеленый между ними;
  • зеленый кубик не нижний и не верхний, а зеленый выше красного;
  • зеленый кубик был в середине, а красный ниже зеленого.

Положить кубики в ряд так, чтобы:

  • синий кубик был между красным и зеленым, красный слева от синего;
  • красный кубик был правее синего, а зеленый между ними;
  • зеленый кубик был в середине, а красный слева от него.

На доске изображены шесть точек, из которых никакие три не лежат на одной прямой. Соедини каждые две точки отрезком. Сколько отрезков можно провести.

( 15 отрезков )

VIII. Задание болельщикам.

Пока капитаны выполняют задания, болельщики команд по очереди задают друг другу следующие вопросы:

1) Лиса наловила 15 окуней и разложила в 5 кучек так, что во всех кучках было разное число рыб. Попробуйте и вы так разложить (1 – 2 – 3 – 4 – 5)

2) Заяц затащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось? (5 морковок)

3) Выглянув на повороте в окно, Ира заметила, что перед нею 9 вагонов, а за ней ещё 7. Сколько вагонов в поезде, в котором ехала Ира? (17 вагонов )

4) Ира и Лена собирала грибы. Вместе они собрали на 18 грибов больше, чем Ира, и на 12 грибов больше, чем Лена. Сколько грибов собрала Ира и сколько грибов собрала Лена? (Лена собрала 18 грибов, Ира – 12 грибов)

5) Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а Лиса была предпоследней? (Лиса – первая, Волк – второй)

6) Одна машин перевозит три бетонные плиты. Сколько потребуется машин, чтобы перевести 10 таких плит? (4 машины)

IX. Соревнование смекалистых.

Из каждой команды выходят по одному смекалистому, получают конверты с заданиями, садятся за столы и выполняют их.

1) Расставьте четыре числа 5 в таблице так, чтобы в каждой строке, каждом столбце и по двум диагоналям встречалось только одно число.

5      
      5
  5    
    5  

2) Из девяти одинаковых палочек составь пять треугольников.

X. Эстафета команд.

Для каждой команды столбиком записаны примеры:

324 : 54 = 168 : 28 =
144 : 12 = 96 : 8 =
800 : 80 = 200 : 20 =
126 : 14 = 117 : 13 =
171 : 57 = 186 : 62 =
96 : 12 = 200 : 25 =
98 : 14 = 91 : 13 =

1 – Б, 2 – К, 3 – Д, 4 – И, 5 – Ю, 6 – М, 7 – Ы, 8 – Ц, 9 – О, 10 – Л, 11 – Е, 12 – О.

Команды выстраиваются вдоль доски и по очереди решают примеры ( по одному примеру каждый). Решив пример, ученик записывает не ответ, а букву, соответствующую этому числу, которое находят по данному коду, и быстро передают мел следующему ученику, а сам садится на место. Если все примеры решены верно и ответы правильно заменены буквами, то болельщики каждой команды прочитают слово “МОЛОДЦЫ

XI. Подведение итогов.

Литература:

  1. Еженедельная учебно - методическая газета “Математика”.
  2. Журналы “Начальная школа”.