Содержание
- Предисловие
- Пояснительная записка
- Цели и задачи курса
- Основные задачи
- Формы и методы
- Содержание курса
- Учебно-тематический план
- Аттестация учащихся
- Литература
- Сценарий интеллектуально-спортивной игры “Путешествие по страницам истории Заинска” (итоговое занятие)
Предисловие
Настоящее пособие представляет собой систематический сборник разработанных занятий по краеведению. Отбор материала проведен с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Методическая разработка может быть рекомендована учителям начальных классов общеобразовательных школ в подготовки классных часов, бесед, экскурсий по городу, либо в качестве факультатива или краеведческого кружка; для педагогов дополнительного образования, а также воспитателей дошкольных учреждений, поскольку имеет комплексное развивающее значение и создает здоровую основу для уважения к истории малой, а через нее большой Родины, следовательно, закладывает нравственный фундамент целостной личности, готовой конструктивно работать для приумножения славы и богатства своего края, своей страны.
Пояснительная записка.
Значение курса связано, прежде всего, с усвоением детьми необходимых практических навыков и умений, с обогащением их исторической памяти, словаря и общего кругозора. А уникальная история Заинска вызывает потребность в собственном образно-художественном воплощении мыслей и чувств: в рисунках, фотографиях, поделках, стихотворениях, тематических сочинениях.
Проверка усвоенных детьми знаний происходит главным образом в ходе совместных практических действий и обсуждений, в живом, спонтанном процессе “рождение истины”, т.е. групповая выработка выводов. Рекомендуется преподносить сведения о Заинске в общем конспекте российской истории.
Объем курса “История родного края” рассчитан на 17 часов для учащихся начальных классов.
Подбор материала носит систематический характер. Курс построен таким образом, что, сначала рассматривается история основания города, классификация улиц, дается материал о наших земляках, в честь которых названы улицы города. Далее происходит знакомство с достопримечательностями центральной улицы. В самом конце практический результат: творческие работы учащихся.
Цель курса: углубление и расширение знаний об истории своего города.
Основные задачи:
1. Обучающие:
- обобщение и систематизация, углубление знаний о прошлом и настоящем города Заинска;
- пробуждение интереса к истории своей малой родины.
2. Развивающие:
- развитие основ исследовательской деятельности, вовлекая учащихся в поисковую работу;
- развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора.
3. Воспитательные:
- воспитание у школьников бережного отношения к героическому прошлому своего народа, к истории своего края.
Формы и методы работы:
- работа с архивным материалом,
- с источниками массовой информации,
- с толковым словарем;
- изучение литературы, связанной с историей своего родного города,
- беседа со старожилами города;
- фотосъемки, видеосъемки.
Содержание курса.
- Изучение истории основания города (2часа). Картография. Указ царя.
- Классификация улиц (9часов). Классификация улиц по категориям. Классификация по микрорайонам.
- Достопримечательности центральной улицы (1 час). Дворец Культуры “Энергетик”, Малая Академия Наук (МАН), Бульвар Победы, Аллея Славы.
- Воины –интернационалисты (1 час). Первая мемориальная доска. Воины – интернационалисты – выпускники нашей школы.
- Заинск в поэзии и на полотнах художников (2 часа). Заинские художники. Заинск на полотнах. Стихи о родном городе. Местные поэты.
- Подведение уроков курса (1 час). Тесты, кроссворды, творческие работы учащихся.
Учебно-тематическое планирование курса (курс состоит из 17 занятий - первое полугодие)
№ | Название темы урока | Всего часов | В том числе | Формы проверок | ||
лекция | экскурсия | выступления | ||||
1. | Введение. Изучение истории основания города | 2 | 1 | 1 | ||
2. | Классификация | 9 | 5 | 3 | 1 | Кроссворд |
3. | Достопримечательности центральной улицы | 1 | 1 | |||
4. | Воины-интернационалисты | 1 | 1 | |||
5. | Заинск в поэзии и на полотнах | 2 | 1 | 1 | Творческие работы | |
6. | Подведение итогов | 2 | 1 | игра |
Аттестация учащихся.
В качестве основной формы оценки учащихся предполагается использовать результаты выступления в малых группах, выполнение творческих заданий, прохождение в игровой форме тестирования.
Литература
- Малахов В.С. “Заинская энциклопедия”.: Казань 1994.
- Малахов В.С. “Очерки по истории Заинска” часть 2: Г. Набережные Челны 2004.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.: М “Русский язык” 1986.
- В работе использованы материалы, предоставленные Заинским историко-краеведческим музеем.
Сценарий интеллектуально-спортивной игры “Путешествие по страницам истории Заинска”
Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать полученные знания в ходе изучения курса “История родного города”.
Ход занятия
Участники команд строятся в колонну по одному в рекреации спортивного зала. Родители, гости, почетные жители города, болельщики располагаются в самом зале.
1Ведущий: Добрый день! Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня в этом красивом зале пройдет состязание движения и знаний. Праздник, посвященный юбилею нашего любимого города — Заинска!
2 Ведущий: А сколько лет нашему городу?
Все хором: Триста пятьдесят пять.
2 Ведущий: Молодцы! И я приглашаю участников игры в зал.
Участники входят в зал под гимн и аплодисменты присутствующих, останавливаются около своей скамьи.
1 Ведущий: Наши второклассники покажут своё мастерство не только в скорости и ловкости, но и знания о своем городе.
2 Ведущий: Но перед трудным и увлекательным испытанием выполним танцевальную разминку.
1 Ведущий: А все желающие могут присоединиться к нашим участникам.
2 Ведущий: Отлично! Вы все показали красивую и веселую разминку. Теперь же приступим к состязанию. Прошу помощников подготовить команды для участия в эстафете Дата присвоения Заинску статуса города!
1 Ведущий: Каждая команда получает набор из 10 карточек, на которых написана дата присвоения статуса города. Задача: команда должна распределить карточки всем членам команды по порядку, начиная с числа, месяца, года.
2 Ведущий: Как только карточки распределены, стартует первый участник. Он бежит змейкой, обегая расставленные кегли, до своего стенда, вставляет карточку в первую ячейку и возвращается к команде, пробегая кегли справа. Эстафета передается следующему участнику касанием рукой плеча. И так задание выполняют все участники, заполнив все ячейки с датой присвоения Заинску статуса города — 5 апреля 1978 года.
1 Ведущий: Все команды справились с первым заданием игры. Молодцы!
Член судейской коллегии: Быстрее всех были ребята 2 А класса. К концу игры мы по количеству звёзд увидим, кто победит. И за победу ребята получают первую такую звезду.
2 Ведущий: Сейчас небольшой отдых для участников. И мы смотрим показательное выступление ученицы нашего класса Ивановой Виктории на флейте.
1 Ведущий: Спасибо Вике за прекрасное выступление. Ну, а наши участники готовятся к следующему состязанию.
Игра-эстафета “Мы хорошо знаем наш город”.
1 Ведущий: Ребята, а почему наш город получил такое название, Заинск? (Ответы детей.) Правильно, потому что расположен на реке Зай. Следующее задание команд будет связано с объектами и их названиями.
2 Ведущий: Первые участники команд с фломастерами в руках стартуют по сигналу, бегут по гимнастической скамье, дальше прыгают на мячиках-прыгунках к стенду, где висит лист с заданием, выполняют задание и также возвращаются к команде, передают фломастер следующему участнику. И так задание выполняет каждый.
1 Ведущий: А задание следующее — на листе написаны названия и объекты города. В 1 столбике 10 объектов, во 2 столбике — 10 названий. Необходимо соединить стрелкой объект и название.
ДК | Космос |
Кинотеатр | Воину – освободителю |
Спорткомплекс | Энергетик |
Парк культуры | Кармалка |
Памятник | ДЮСШ |
Центральная библиотека | Школа искусств |
ДДТ | МАН |
Учреждение доп. Образования | им. С. Рафикова |
2 Ведущий: За каждый правильный ответ судьи дают звезду.
1 Ведущий: Как быстро и ловко участники справились с заданием и пока наши уважаемые судьи подсчитывают правильные ответы команд, мы с вами отдохнём.
Под музыку в спортивный зал выбегают учащиеся школы — танцевальная группа. Член судейской коллегии подводят итоги.
1 Ведущий: Ребята, вам предстоит ещё одно испытание. Известно, что в спорте часто приходится действовать вместе со своим партнером. И как вы будите действовать сообща, мы увидим в следующей эстафете Герб города.
2 Ведущий: Каждая команда строится в колонну по два, взявшись за руки (гимнастическая скамейка между парами). У первой пары в руках флажок. По сигналу 1 пары команд, не расцепляя рук, бегут до барьера, перепрыгивают, бегут до следующего, подлезают под него, бегут к стенду, выполняют задание и возвращаются справа от барьеров к своим командам, также взявшись за руки и держа флажок, передают следующей паре и т.д.
1 Ведущий: Условие задания: около стендов лежит основа герба города и 4 элемента. Первая пара крепит основу герба к стенду, следующие пары по 1 элементу. Судьи учитывают не только скорость выполнения задания, но и правильность выполнения.
Члены судейской коллегии: Ребята очень старались. И мы увидели, как здорово они действовали в парах. Подводим итоги.
1 Ведущий: Молодцы! А мы проведем награждение победителей в конкурсе 50 пятёрок — к 355-ию города, а также в конкурсах рисунков, поделок, стихов “Мой любимый город”.
2 Ведущий: Спасибо всем, кто принимал участие конкурсах. А мы переходим к следующему заданию. Эстафета называется “Наш родной город”. (Инвентарь: веточки деревьев, карточки с № 1, 2, 3, 4, 5, обручи). Эстафета проходит также в парах. В руках у первых пар — обруч. По сигналу игроки в обруче бегут к центру зала и кладут обруч на пол, затем бегут до лицевой линии волейбольной площадки, выполняют задание, бегом возвращаются к обручу, приносят и передают его следующим участникам эстафеты и т.д..
1 Ведущий: Внимательно слушаем задание: на лицевой стороне в/б площадки, напротив каждой команды стоят помощники с табличками: берёза, ель, сосна, тополь. Возле них лежат веточки хвойных деревьев. Задача каждой пары выбрать 1 веточку и отдать помощнику, у которого табличка с названием данного дерева. А наше уважаемое жюри оценит правильность выполнения задания.
2 Ведущий: А пока наше жюри подсчитывает баллы, мы поиграем в игру “Третий лишний.
Члены судейской коллегии подводят итоги.
1 Ведущий: Ребята, вам предстоит последнее испытание, которое называется Мы — будущие строители города.
2 Ведущий: На старте возле каждой команды лежат кубики, кирпичики, цилиндры. По сигналу первые участники эстафеты берут по строительному материалу, перепрыгивают барьер, проползают в туннели, добегают до отмеченной линии и ставят кубик, так же возвращаются назад и передают эстафету касанием плеча следующему и т.д. Задача — из 10 строительных предметов построить сооружение. Судьи учитывают скорость выполнения, красоту и, конечно, качество строения.
Члены судейской коллегии: Последнее испытание закончилось успешно. Ни одно строение в ходе стройки не разрушилось. Но, как и в каждом соревновании, есть победители. (Подведение итогов, награждение победителей)
1 Ведущий: Вот и подошел к концу наш спортивный праздник. Желаем вам успехов, здоровья, знаний и побед! До новых встреч.