Урок русского языка в 4-м классе "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление пройденного.

Цели:

  • систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения
  • развивать память, внимание, мышление и речь
  • развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля

Оборудование:

  • карта самоконтроля,
  • карточки с дифференцированным заданием по вариантам, Бакулина Г.А., Обухова Е.А. “Учусь с интересом!” Практический материал для учащихся по русскому языку. 4 класс. Киров, 2006, с. 34 №43.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Чистописание.

- Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай

- Назовите эту букву. (т)

- Придумайте и запишите цепочку с этой буквой. (Три человека у доски показывают свой образец цепочки для минутки чистописания)

3. Словарная работа.

- Выпишите из словаря 5 слов, объединенных каким-либо общим признаком. Прочитайте слова, обоснуйте свой выбор.

- Вспомните слова из минутки чистописания. Назовите в этих словах орфограммы. Составьте со словами предложение, используя обобщающее слово. (Один из вариантов ответа записывается в тетради.)

Автобус, троллейбус, трамвай – городской транспорт.

- Найдите прилагательное, разберите его по составу.

- Найдите слово, в котором количество букв и звуков различается.

4. Формулирование темы и целей урока.

- В чем особенность этого предложения?

- Сформулируйте тему урока. “Однородные члены предложения”.

- Цели урока: (опорные слова записаны на доске)

1) вспомнить, … … о, о, о;

2) повторить правило о … … … при о, о,о;

3) развивать умение находить о,о,о в …

Ответы детей:

Вспомнить, что такое однородные члены предложения;

Повторить правило о расстановке знаков препинания при однородных членах;

Развивать умение находить однородные члены в предложении.

5. Систематизация знаний.

- Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме. А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий, вы сами будете ставить себе оценки.

Опора на доске:

красный кружок – отлично,

зеленый кружок – хорошо,

синий кружок – надо повторить правило

На партах у детей карта самоконтроля, которые они заполняют после выполнения каждого задания.

Карта самоконтроля по теме “Однородные члены предложения”.

Правило.

Знаки препинания при однородных членах:

- правило

- применение правила на письме.

Нахождение однородных членов в предложениях.

Составление предложения с однородными членами.

- Какие члены предложения называются однородными? (Устно в парах рассказывают правило). Один человек вслух.

- Прочитайте предложения с однородными членами. Обоснуйте свой выбор. (Предложения записаны на доске.)

Дедушка с внуками идут на рыбалку.

Дедушка и внуки идут на рыбалку.

Лес радует нас весной, летом, осенью, зимой.

В полях лежит снег, но уже показались первые проталинки.

- Оцените свои знания. Закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Прочитай предложения. Запиши, ориентируясь на таблицу. Вставь пропущенные буквы.

Гнезда.

У гр…чей и в…рон гнезда сложены из суч…ков.

Гн…здо – это птичий дом.

С…ницы, дятлы пряч…т свои гнезда в дупле.

Ремез пл…тет свой дом из мха, п…утины, пуха.

Гнезда лепят, пл…тут, складывают.

№ п/п Однородные члены предложения
Подлежащее Сказуемое Второстепенные члены предложения
1 - - -
2 - 3 -
3 - - 2
4 2 - -
5 - - 3

Вариант ответа:

Гнезда.

Гнездо – это птичий дом. Гнезда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнезда сложены из сучков. Синицы, дятлы прячут свои гнезда в дупле. Ремез плетет свой дом из мха, паутины, пуха.

(Бакулина Г.А., Обухова Е.А. “Учусь с интересом!” Практический материал для учащихся по русскому языку. 4 класс. Киров, 2006, с.34 №43)

- Как связаны между собой однородные члены?

- Заполните таблицу “Знаки препинания при однородных членах”. (Дети работают в парах, вставляя пропущенные слова.)

Ставиться Не ставиться
Если однородные члены соединены союзом…

или … .

Если между однородными членами … … … … .

Если однородные члены соединены повторяющимся союзом … .

Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом … .

Проверка заполнения таблицы.

- Закрасьте второй кружок в карте самоконтроля.

Самостоятельная работа по карточке.

- Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены.

- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы и, а, но. Расставьте знаки препинания.

В ч…тверг мы и диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.

Взаимопроверка.

- Закрасьте третий кружок в карте самоконтроля.

- С какой целью используются предложения с однородными членами?

- По выбору: составьте предложение с однородными членами. (по вариантам).

1 вариант.

Составьте и запишите:

Предложение с однородными подлежащими.

Предложение из данных слов: туч, показалось, но, солнце, из-за, скоро, скрылось.

Предложение с однородными сказуемыми прихожу (со звонком) и не опаздываю, соединенными союзом но, используя слова часто и никогда.

2 вариант.

Составьте и запишите:

Предложение с однородными сказуемыми.

Предложение из данных слов: посеребрила, из-за тучи, луна, и, воду, выплыла.

Предложение с подлежащим дождь и однородными обстоятельствами позавчера, вчера, сегодня, соединенными повторяющимся союзом и.

- Прочитайте составленные предложения. Закрасьте четвертый кружок.

6. Обобщение.

- Какую тему повторяли на уроке?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”

7. Рефлексия.

- На листе самоконтроля запишите предложение с однородными членами, передав ваше отношение и впечатление об уроке.

- Вывесите свои карточки на доску. Давайте посмотрим как усвоил эту тему весь наш класс.

8. Домашнее задание.

Записать 6 предложений с однородными членами из художественных произведений.