Тип урока: закрепление пройденного.
Цели:
- систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения
- развивать память, внимание, мышление и речь
- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля
Оборудование:
- карта самоконтроля,
- карточки с дифференцированным заданием по вариантам, Бакулина Г.А., Обухова Е.А. “Учусь с интересом!” Практический материал для учащихся по русскому языку. 4 класс. Киров, 2006, с. 34 №43.
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Чистописание.
- Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.
Автобус, троллейбус, трамвай
- Назовите эту букву. (т)
- Придумайте и запишите цепочку с этой буквой. (Три человека у доски показывают свой образец цепочки для минутки чистописания)
3. Словарная работа.
- Выпишите из словаря 5 слов, объединенных каким-либо общим признаком. Прочитайте слова, обоснуйте свой выбор.
- Вспомните слова из минутки чистописания. Назовите в этих словах орфограммы. Составьте со словами предложение, используя обобщающее слово. (Один из вариантов ответа записывается в тетради.)
Автобус, троллейбус, трамвай – городской транспорт.
- Найдите прилагательное, разберите его по составу.
- Найдите слово, в котором количество букв и звуков различается.
4. Формулирование темы и целей урока.
- В чем особенность этого предложения?
- Сформулируйте тему урока. “Однородные члены предложения”.
- Цели урока: (опорные слова записаны на доске)
1) вспомнить, … … о, о, о;
2) повторить правило о … … … при о, о,о;
3) развивать умение находить о,о,о в …
Ответы детей:
Вспомнить, что такое однородные члены предложения;
Повторить правило о расстановке знаков препинания при однородных членах;
Развивать умение находить однородные члены в предложении.
5. Систематизация знаний.
- Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме. А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий, вы сами будете ставить себе оценки.
Опора на доске:
красный кружок – отлично,
зеленый кружок – хорошо,
синий кружок – надо повторить правило
На партах у детей карта самоконтроля, которые они заполняют после выполнения каждого задания.
Карта самоконтроля по теме “Однородные члены предложения”.
Правило. Знаки препинания при однородных членах: - правило - применение правила на письме. Нахождение однородных членов в предложениях. Составление предложения с однородными членами. |
- Какие члены предложения называются однородными? (Устно в парах рассказывают правило). Один человек вслух.
- Прочитайте предложения с однородными членами. Обоснуйте свой выбор. (Предложения записаны на доске.)
Дедушка с внуками идут на рыбалку.
Дедушка и внуки идут на рыбалку.
Лес радует нас весной, летом, осенью, зимой.
В полях лежит снег, но уже показались первые проталинки.
- Оцените свои знания. Закрасьте первый кружок в карте самоконтроля.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Прочитай предложения. Запиши, ориентируясь на таблицу. Вставь пропущенные буквы.
Гнезда.
У гр…чей и в…рон гнезда сложены из суч…ков.
Гн…здо – это птичий дом.
С…ницы, дятлы пряч…т свои гнезда в дупле.
Ремез пл…тет свой дом из мха, п…утины, пуха.
Гнезда лепят, пл…тут, складывают.
№ п/п | Однородные члены предложения | ||
Подлежащее | Сказуемое | Второстепенные члены предложения | |
1 | - | - | - |
2 | - | 3 | - |
3 | - | - | 2 |
4 | 2 | - | - |
5 | - | - | 3 |
Вариант ответа:
Гнезда.
Гнездо – это птичий дом. Гнезда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнезда сложены из сучков. Синицы, дятлы прячут свои гнезда в дупле. Ремез плетет свой дом из мха, паутины, пуха.
(Бакулина Г.А., Обухова Е.А. “Учусь с интересом!” Практический материал для учащихся по русскому языку. 4 класс. Киров, 2006, с.34 №43)
- Как связаны между собой однородные члены?
- Заполните таблицу “Знаки препинания при однородных членах”. (Дети работают в парах, вставляя пропущенные слова.)
Ставиться | Не ставиться |
Если однородные члены соединены
союзом… или … . Если между однородными членами … … … … . Если однородные члены соединены повторяющимся союзом … . |
Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом … . |
Проверка заполнения таблицы.
- Закрасьте второй кружок в карте самоконтроля.
Самостоятельная работа по карточке.
- Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены.
- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы и, а, но. Расставьте знаки препинания.
В ч…тверг мы и диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.
Взаимопроверка.
- Закрасьте третий кружок в карте самоконтроля.
- С какой целью используются предложения с однородными членами?
- По выбору: составьте предложение с однородными членами. (по вариантам).
1 вариант.
Составьте и запишите:
Предложение с однородными подлежащими.
Предложение из данных слов: туч, показалось, но, солнце, из-за, скоро, скрылось.
Предложение с однородными сказуемыми прихожу (со звонком) и не опаздываю, соединенными союзом но, используя слова часто и никогда.
2 вариант.
Составьте и запишите:
Предложение с однородными сказуемыми.
Предложение из данных слов: посеребрила, из-за тучи, луна, и, воду, выплыла.
Предложение с подлежащим дождь и однородными обстоятельствами позавчера, вчера, сегодня, соединенными повторяющимся союзом и.
- Прочитайте составленные предложения. Закрасьте четвертый кружок.
6. Обобщение.
- Какую тему повторяли на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”
7. Рефлексия.
- На листе самоконтроля запишите предложение с однородными членами, передав ваше отношение и впечатление об уроке.
- Вывесите свои карточки на доску. Давайте посмотрим как усвоил эту тему весь наш класс.
8. Домашнее задание.
Записать 6 предложений с однородными членами из художественных произведений.