Пояснительная записка
Программа курса по выбору “Развивайте дар слова” рассчитана на учащихся 9-х классов и составлена для традиционного предметного курса. Данная программа рассчитана на 12 часов. Курс по выбору должен вооружать учащихся умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Кроме того, курс “Развивайте дар слова” должен способствовать развитию интереса к литературному творчеству, развитию их литературно-творческих способностей. Данный курс опирается данные таких филологических дисциплин, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи, риторика.
В программу курса по выбору включены вопросы, связанные с формированием у учащихся определенных умений в области развития речи, так как важная задача курса – развить в детях “дар слова”. Для развития навыков связной речи необходимы практика, тренировочные упражнения.
Обучать сочинениям разных жанров – значит помочь овладеть учащимся литературным материалом посредством более сложных видов сочинения. Сочинения разных жанров заставляют учащихся выражать свое отношение к автору произведения, герою, проблеме, которую поднимает ученик, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ произведения. Самое главное, учащиеся не смогут пользоваться готовыми сочинениями, которых в последнее время стали выпускать огромными тиражами многие издания, где во многих случаях остаются очень много ошибок и содержание сочинений не соответствует теме.
В соответствии с программой учащиеся должны научиться создавать письменные тексты разных типов, стилей и жанров речи; уметь адекватно передавать содержание текста, уметь выражать свои мысли.
Цели и задачи курса по выбору:
- восполнение пробелов в знании учащихся;
- дать возможность ученику проявить себя, добиться успеха;
- развитие познавательного, творческого интереса учащихся к формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Учащиеся должны уметь:
-создавать устные и письменные сочинения в разных жанрах;
-составлять тезисы, планы и конспекты;
-умело включать цитаты;
-обосновать свое мнение о произведениях и героях;
-составлять сочинения в разных жанрах.
Объем различных форм работы:
Всего занятий: 12 часов.
В том числе
лекции: 4 часа,
практические занятия: 7 часов.
Форма контроля: письменная работа (сочинение в указанных жанрах).
Содержание программы:
1. Вводное занятие - 1 час.
2. Тезис и конспект. Их отличие от плана – 1 час.
- тезис;
- конспект;
- план конспекта.
3.Практикум по составлению тезисов и конспектов - 1 час.
4.Цитата. Цитирование - 1 час.
- назначение цитат;
- способы передачи чужого высказывания в письменной речи.
- знаки препинания при цитировании.
5.Сочинения разных жанров. Репортаж - 1 час.
- репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности;
- методика обучения сочинению в жанре репортажа;
- анализ текстов;
- составление репортажа на заданную тему.
6.Практикум по написанию репортажа с осеннего кросса.
7.Интервью - 1 час.
- интервью как разновидность газетных жанров;
- методика обучения сочинению в жанре интервью;
- анализ текстов;
8.Сочинение – интервью с победителем олимпиады – 1 час.
9.Реклама на книгу А.П.Чехова “Хамелеон”.
- реклама как информация о свойствах товаров и создание им популярности;
- методика обучения сочинению в жанре рекламы;
- знакомство с памяткой для составления рекламы на книгу;
- работа с дидактическим материалом;
- знакомство с требованиями к рекламе.
10.Фельетон – 1 час.
- фельетон как особенность сатирического жанра;
- анализ фельетонов из газет из газет и журналов.
11.Практикум по составлению фельетона “Учебная неделя двоечника”.
12.Конкурс на лучшее сочинение – 2 часа.
Тема: Интервью.
Цель: Познакомить учащихся с новым газетным жанром – интервью;
Научить детей излагать материал в форме беседы;
Совершенствовать умения и навыки видеть, наблюдать, собирать материал для интервью, задавать вопросы, уметь заинтересовать слушателя; Воспитывать интерес к профессии журналиста.
Оборудование: Словари, газетные материалы.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Рапорт дежурного.
- какие газетные жанры вам знакомы?
- расскажите о заметке;
- с какой целью пишется репортаж?
II. Объяснение нового материала.
1. Словарная работа.
Интервью – предназначенная для печати беседа
журналиста с человеком, дающим информацию.
Журналист – литературный работник, занимающийся
журналистикой.
Корреспондент – автор корреспонденций в газете
и в журнале.
2. Беседа с учащимися:
- Знакомы ли вы с интервью?
- Где и в каких условиях вы познакомились с интервью?
( Ответы учащихся).
3. Слово учителя:
- Да, ребята, интервью – это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию. Им может быть не только политический, общественный деятель, но и ученый, руководитель хозяйства или предприятия, писатель, артист, спортсмен или какой- либо интересный человек.
4. Запись учащихся в форме тезисов лекции учителя.
Лекция учителя по плану:
- О целях написания интервью;
- Как готовиться к интервью?
- Виды интервью;
- Правила постановки вопросов
Цели написания интервью:
а) Сообщить читателю о задачах;
б) Рассказать о творческих успехах;
в) Информировать о предстоящем событии, которому
заранее готовятся или сообщить подробности
прошедшего события;
г) Разъяснить тот или иной факт, уже известный
читателю.
Как готовиться к интервью:
а) знакомиться с литературой;
б) проконсультироваться у специалистов;
в) составить предварительный перечень вопросов;
г) определить, в каком виде нужно написать
интервью.
Знакомство с видами интервью:
а) Интервью-монолог.
б) Интервью-диалог.
в) Коллективное интервью.
г) Интервью-зарисовки.
д) Интервью-анкета;
е) Самоинтервью.
Правила постановки вопросов:
а) В самом вопросе должен прозвучать элемент
знания;
б) Прямо или косвенно выраженный интерес к
личности, к человеку;
в) Создание психологически благоприятных
условий для беседы;
г) Двусторонность общения; (умение не только
спрашивать, говорить, но и слушать).
д) Ориентация разговора на тему, наиболее
значимую.
III. Тренировочные упражнения.
Работа с текстом “Юные археологи на раскопках” (из пособия “Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочинений разных жанров” Составители Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, “Просвещение”, 1977 год, стр. 58-59).
- чтение статьи;
- анализ содержания и композиции интервью, выявление языковых и стилистических особенностей жанра:
- кто берет интервью?
- с кем ведется беседа?
- какова ее тема и цель?
- в чем особенности данного интервью?
- найдите элементы живой разговорной речи.
- какова композиция интервью?
IV. Закрепление.
- Чтение тезисов лекции учителя.
- Составление предварительного перечня вопросов для интервью с победителем олимпиады.
V. Обобщение:
- какие требования к интервью вы запомнили?
- С какой целью берется интервью?
- Какую подготовительную работу нужно вести для написания интервью?
- Как готовиться к интервью?
Домашнее задание: подготовиться к сочинению- интервью с победителем олимпиады.