Разработка урока "Сера: нахождение в природе, свойства, применение, влияние на окружающую среду"

Разделы: Химия


Девиз: “Жить – значит узнавать”

Д.И.Менделеев

Тема урока: Сера: нахождение в природе, свойства, применение, влияние на окружающую среду.

Цели: на основе интеграции исторических, биологических и химических знаний изучить нахождение серы в природе и ее свойства, вскрыть причинно-следственные связи “строение - свойства” и “свойства - применение”, установить связь науки с практикой, изучить влияние серы и ее соединений на окружающую среду и организм человека.

Развивающие цели: развитие логического мышления учащихся, умения проводить исследование, расширение их кругозора.

Воспитательные цели: воспитание чувства сотрудничества, сотворчества, сопереживания

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Учитель: Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. Сера-“начало начал” древнейших филисофов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами.

II.Операционно-исполнительский этап

В нашей творческой мастерской сегодня работают 3 лаборатории.

1.Работа творческих лабораторий по инструктивным картам и информационному материалу.

Инструктивная карта для 1 лаборатории

  • Запишите схему электронного строения серы
  • Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях?
  • Дайте определение явления аллотропии.
  • Сравните физические свойства кристаллической и пластической серы
  • Изучите физические свойства кристаллической серы.

Опыт. Растворение серы в воде

Сера не только не растворяется, но и не смачивается водой. Неудивительно, что с древности сера считалась символом сухости( и горючести.)

При высокой температуре сера взаимодействует с перегретым водяным паром:

3S + 2HO =2HS +SO

  • Перечислите природные соединения серы, напишите их химические формулы и определите в них степень окисления серы.

Инструктивная карта для 2 лаборатории

  • Изучите и проанализируйте таблицу “Химические свойства серы”. Поясните, в соединениях с какими элементами сера проявляет окислительные и восстановительные свойства.

Демонстрация. Горение серы.

Обратите внимание на цвет пламени. Возможно, это наблюдение отражено в русской поговорке “Гори синим пламенем”

Запишите уравнение реакции.(восстановительные свойства серы)

Демонстрация. Взаимодействие с металлами(медью, железом) -окислительные свойства.

  • Изучите области применения серы. На каких свойствах серы они основаны?

О каких соединениях серы упоминал А.С.Пушкин в стихотворении, написанном в 1832 году:

“Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной,
Я нос себе зажав, отворотил лицо…”

HS, SO, который с глубокой древности использовался для дезинфекции (окуривание горящей серой)

Инструктивная карта для 3 лаборатории

  • Раскройте двойственную биологическую роль серы в организме.
  • Перечислите основные источники оксида серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания.
  • Решите проблемную ситуацию

1. Внесите в рисунок недостающие элементы.

Анализируя рисунок, ответьте на следующие вопросы:

А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2), выпавших на почву?

В) Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоеме под действием попавшего туда SO2

2. Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием.

Что вы предпримете?

– Закроете предприятие

– Усовершенствуете очистные сооружения

– Займетесь очисткой воды в озере.

Обоснуйте выбранный вами вариант.

  • Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников (они указаны на этикетках).Предположительно в них содержатся ионы SO

. Составьте план их определения. Предположите способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут Ваши действия, если концентрация ионов будет слишком высокой?

2. Отчеты лабораторий по результатам исследования.

Дополнения учителя.

В центре Казани стены консерватории площадью 3000 моблицованы турецким мрамором, и такая облицовка может сохраниться долго лишь в том случае, если все тепловые электростанции и котельные города будут переведены на газовое топливо, которое, как известно, практически не содержит серы.

По данным лаборатории НГДУ “Прикамнефть” содержание ионов SO составляет 92,26 мг/м.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3. Презентация

Вопросы к презентации.

Диоксид серы образуется в основном при сжигании твердого топлива на тепловых электростанциях. Это бесцветный газ с резким запахом, он сильно раздражает слизистую оболочки глаз и дыхательных путей. Наличие диоксида серы в атмосфере – причина кислотных дождей, поскольку под действием кислорода воздуха и воды, диоксид серы превращается в серную кислоту. Определить количество вещества кислорода, которое вступит в реакцию с оксидом серы (IV) объемом 4,48 литров.

4. Итоги урока

Домашнее задание:19.1, упр. 5, составить тесты.

В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню.

Сегодня я узнал ___________________________

Я удивился ________________________________

Теперь я умею ________________________________

Я хотел бы __________________________________