Цели:
- Обучающая – закрепить определение понятия "омонимы"; учить отличать омонимы от многозначных слов, различать омонимы и различные виды омонимии.
- Развивающая – развивать мышление и речь учащихся, активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.
- Воспитывающая – воспитывать внимание к значению слова; обогащать словарный запас учащихся.
1. Организационный момент
2. Объявление темы, постановка целей урока
- Сегодня мы продолжим наше пребывание на сайте "ЛЕКСИКА". Мы на одной из страниц этого сайта. С каким языковым явлением мы познакомились, напомнит стихотворение Якова Козловского "Вы откуда, молодцы?"
(Инсценированное чтение - 3 ученика).
День вступил в свои права.
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
- Что же это за слова-близнецы?
(- Это омонимы. )
- Как и в настоящем Интернете, у нас на сайте есть различные страницы. Сегодня мы путешествуем по странице "Омонимы".
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с информационным блоком, т. е. теоретической частью данной страницы (теоретический материал, которого нет в параграфе учебника "Теории", - у вас на парте) (Приложение 1), проанализировали в практическом блоке ряд примеров.
- Схема нашего сегодняшнего пребывания на странице – перед вами на доске (Приложение 2). Я напоминаю, что пребывание на отдельной странице сайта, не закрывает для нас возможность к возвращению на уже изученные страницы, если будет такая необходимость. Также мы попытаемся внести свой вклад, пополнить страницу своими примерами.
3. Проверка домашнего задания
(Схема-алгоритм урока – на доске. )
- Для того чтобы попасть на сайт, нам нужно ввести пароль, который откроет нам доступ.
Правильность ответов подсказывают наши помощники – мимы.
- Как и на предыдущих уроках, пароль заключен в домашнем задании. Только ваш правильный ответ откроет страницу.
- Откроем тетради, проверим домашнее задание. Выразительно прочитаем стихотворение Я. Козловского.
Капель.
Сосульки как носы у цапель.
И тают словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель –
Поет весенняя капель.
- Чем являются выделенные слова?
(- Это омографы. ) - пароль.
- А какие слова называются омографами?
(-Омографы – это слова, имеющие одинаковое написание, но различающиеся по значению и произношению).
- Итак, капель - капель.
В нашем случае слово "капля" употреблено во множественном числе, родительном падеже.
Данные омографы являются различными словами одной части речи и совпадают в разных грамматических формах.
А каково лексическое значение данных слов?
Капель – (Ожегов с. 259) – падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями.
Капля (Ожегов с. 259) – маленькая округлая частица жидкости.
- Какой словарь является нашим помощником при определении лексического значения слова?
(- Толковый словарь. )
- Выделенные слова в домашнем упражнении – это графические омонимы – омографы.
И об этой группе омонимов есть стихотворение у Я. Козловского "Все зависит".
- Давайте послушаем стихотворение и решим, от чего же все зависит.
(Инсценированное чтение - 3 ученика. )
День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.
Молотки взвалив на плечи,
Поклонились мне слегка:
- Мы слова, из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Но … по-разному нас слышат.
Меж собой лицом мы схожи,
Но по смыслу далеки.
Я спросил их:
- А на что же
Вам, ребята, молотки?
- Властен ты над смыслом слова!
Все зависит, знай, дружок,
По спине какого слога
Нас ударит молоток
- От чего же все зависит?
(- От ударения. )
- Мы правильно определили пароль, наша страница открылась!
4. Выполнение упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов
(Определение роли омонимов и разных значений слова в отрывке из стихотворения С. Кирсанова "Птичий клин" - текст стихотворения на листах (на парте)).
- Дальше на странице перед нами "поиск"
Продолжает весеннюю тему стихотворение С. Кирсанова "Птичий клин".
- Прочитайте стихотворение про себя. Выразительно прочитаем вслух.
Птичий клин
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои заметки делая,
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
- Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении.
На полях, перо - совпадают и в произношении и в написании, являются словами одной части речи.
- На обратной стороне листа вы найдете выписку из словарной статьи "Толкового словаря русского языка" С. И. Ожегова.
- А как же нам отличать многозначные слова от омонимов?
(В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. )
Поле
1. Безлесная равнина, пространство.
2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.
3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь.
4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. )
5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. )
6. Основной цвет, фон под узором.
7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.
8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону.
Перо 1 - Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.
Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.
В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.
Вывод: В данном стихотворении поэт употреблял многозначное слово "поле" в различных значениях (назвать в каких) и слова "перо", которые являются лексическими омонимами.
- Итак, поэт использовал слова, различные по значению – омонимы, обыграл в стихотворении многозначность слова.
Работа с толковым словарем.
- Наш толковый словарик в "Приложении" учебника "Практики" (с. 343) содержит небольшое количество слов, в нем не представлены омонимы. Омонимы представлены в специальном словаре – это "Словарь омонимов русского языка" О. С. Ахмановой, с этим словарем мы познакомились на предыдущем уроке. Так же омонимы мы можем легко определить и по толковому словарю.
Индивидуальное задание : 2 ученика.
По "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова 2 ученика найдут примеры омонимов (по 1-2 примера), а мы с вами по толковому словарю учебника найдем примеры многозначных слов.
(Омонимы - губа с. 144, многозначные слова – акварель…)
5. Анализ фонетических омонимов (омофонов)
Анализ омофонов.
- Следующим пунктом на странице обозначен анализ омофонов.
- Давайте вспомним, что это за слова?
(Омофоны - это слова, имеющие одинаковое произношение, но различное значение и написание).
- В этом блоке нам надо быть особенно внимательными.
-В рабочих тетрадях записываем число, классная работа, название нашей страницы "Омонимы".
Запись под диктовку:
- Запишем под диктовку предложения, объясним написание омофонов.
1). На уроке не спешите, аккуратно текст спишите. (устно).
2). Пока на лавке посидел, я от снега поседел.
3). Скоро встречу я в лесу настоящую лису.
4). Я вчера отмыла стены все от мыла.
- В первом предложении омофоны являются разными словами одной части речи – глаголами, во втором – снова глаголами, в третьем – существительными. Омофония проявляется в пределах морфемы (корни – омофоны). В четвертом предложении - омофоны появились в результате совпадения в произношении слова и сочетания слов (глагола и существительного с предлогом).
6. "Шифровка"
Шифровка – задание по вариантам.
- Разгадайте зашифрованные слова.
- У нас в транскрипции записаны слова. Но здесь зашифровано не одно, а два слова – омофона.
- Давайте определим, произношение каких слов зашифровано.
Слова записаны на доске:
1 вариант: чистата
2 вариант: грип
- Запишите омофоны и проверочные слова, помогающие нам не ошибаться в написании:
чистота – чистый грипп – словарное слово
частота – частый гриб – грибы
Вывод:
Написание омофонов разных групп обязательно соотносить со значением слова, с его морфемным строением.
7. Выполнение задания по карточке
Самостоятельная работа. Дифференцированный подход. Карточки.
Карточка №1 (красная).
Составьте и запишите словосочетания с каждым существительным:
замок - замок
духи - духи
(Это омографы).
Карточка № 2 (голубая).
Составьте и запишите предложения с любым словом из каждой пары:
хлопок - хлопок
атлас - атлас
(Это омографы).
Карточка № 3 (зеленая).
Прочитайте текст. Спишите, раскрывая скобки.
Раз приснился Коле сон,
Он катился колесом.
И среди травы (с) ухой
Угодил в котел (с) ухой.
Определите, чем являются выделенные слова.
(Это омофоны).
- Оценки за работу я объявлю на следующем уроке.
8. Игра "Где, в каком виде, почему?"
- А теперь немного поиграем.
- Я загадала омонимы (это существительное). Задайте три разрешенных вопроса, которые помогут отгадать слова.
1. Где (мы можем встретить это? а) В огороде. б) На охоте.
2. В каком виде (это может быть)? а) В жареном. б)В натянутом.
3. Почему (мы любим это)? а) Я его не люблю, потому что от него слезы льются. б) Из него можно стрелять.
Ответ: лук – лук.
9. Анализ грамматических омонимов (омоформов)
Анализ омоформов.
Омоформы – слова, совпадающие в произношении и написании только в определенных формах.
- Запишите пары предложений:
1. Острое стекло поранило мне ногу. – Молоко медленно стекло со стола.
2. Кошка пила молоко. – Плотнику нужна пила.
- Слова каких частей речи выступают как омоформы? Разберем по составу слова стекло – стекло. Предложения второй пары разберем по членам.
10. Выполнение творческого задания
Вклад.
- Богатство русского языка и русской речи легло в основу создания многих стихотворений и веселых произведений. Например, Я. Козловского, стихи которого мы читали.
- Закончить хочется "весенним" стихотворением этого поэта "Март":
Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
- Какие слова в данном стихотворении являются рифмами?
(Омоформы).
- И для завершения работы на странице "Омонимы" мы должны внести свой вклад на эту страницу сайта.
- Давайте попробуем сочинить пару строк, используя, например, омофоны.
Опорные слова – на доске.
луг - лук ; плот – плод; грипп – гриб; роз – рос; мох – мог; поднос – под нос; (в) лесу – лису; несу мел – не сумел.
Примеры:
Я пошел играть на луг,
Взял с собой колчан и лук.
Куст чудесных белых роз
Под окном на даче рос.
А вчера гулял в лесу,
Видел рыжую лису.
Сколотил себе я плот,
Чтоб найти волшебный плод.
Прибежали все три братца,
Стали за работу браться. (Омоформы).
11. Домашнее задание
Домашнее задание.
- Кто захочет, может продолжить сочинять дальше.
- Упр. 781 с. 250 – составить с омонимами "мир – мир" словосочетания, используя данные слова.
Пароль к следующему уроку заключен в домашнем задании. (Записываем задание в дневник).
12. Подведение итогов
- Схема замкнулась, наше путешествие по данной странице сайта закончилось. На следующем уроке мы начнем посещение другой страницы.
Объявление оценок за урок.