Урок русского языка. "Виды омонимии"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обучающая – закрепить определение понятия "омонимы"; учить отличать омонимы от многозначных слов, различать омонимы и различные виды омонимии.
  • Развивающая – развивать мышление и речь учащихся, активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.
  • Воспитывающая – воспитывать внимание к значению слова; обогащать словарный запас учащихся.

1. Организационный момент

2. Объявление темы, постановка целей урока

- Сегодня мы продолжим наше пребывание на сайте "ЛЕКСИКА". Мы на одной из страниц этого сайта. С каким языковым явлением мы познакомились, напомнит стихотворение Якова Козловского "Вы откуда, молодцы?"

(Инсценированное чтение - 3 ученика).

День вступил в свои права.
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
- Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
- Что же это за слова-близнецы?
(- Это омонимы. )

- Как и в настоящем Интернете, у нас на сайте есть различные страницы. Сегодня мы путешествуем по странице "Омонимы".

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с информационным блоком, т. е. теоретической частью данной страницы (теоретический материал, которого нет в параграфе учебника "Теории", - у вас на парте) (Приложение 1), проанализировали в практическом блоке ряд примеров.

- Схема нашего сегодняшнего пребывания на странице – перед вами на доске (Приложение 2). Я напоминаю, что пребывание на отдельной странице сайта, не закрывает для нас возможность к возвращению на уже изученные страницы, если будет такая необходимость. Также мы попытаемся внести свой вклад, пополнить страницу своими примерами.

3. Проверка домашнего задания

(Схема-алгоритм урока – на доске. )

- Для того чтобы попасть на сайт, нам нужно ввести пароль, который откроет нам доступ.

Правильность ответов подсказывают наши помощники – мимы.

- Как и на предыдущих уроках, пароль заключен в домашнем задании. Только ваш правильный ответ откроет страницу.

- Откроем тетради, проверим домашнее задание. Выразительно прочитаем стихотворение Я. Козловского.

                Капель.
Сосульки как носы у цапель.
И тают словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель
Поет весенняя капель.

- Чем являются выделенные слова?

(- Это омографы. ) - пароль.

- А какие слова называются омографами?

(-Омографы – это слова, имеющие одинаковое написание, но различающиеся по значению и произношению).

- Итак, капель - капель.

В нашем случае слово "капля" употреблено во множественном числе, родительном падеже.

Данные омографы являются различными словами одной части речи и совпадают в разных грамматических формах.

А каково лексическое значение данных слов?

Капель – (Ожегов с. 259) – падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями.

Капля (Ожегов с. 259) – маленькая округлая частица жидкости.

- Какой словарь является нашим помощником при определении лексического значения слова?

(- Толковый словарь. )

- Выделенные слова в домашнем упражнении – это графические омонимы – омографы.

И об этой группе омонимов есть стихотворение у Я. Козловского "Все зависит".

- Давайте послушаем стихотворение и решим, от чего же все зависит.

(Инсценированное чтение - 3 ученика. )

День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.
Молотки взвалив на плечи,
Поклонились мне слегка:
- Мы слова, из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Но … по-разному нас слышат.
Меж собой лицом мы схожи,
Но по смыслу далеки.
Я спросил их:
- А на что же
Вам, ребята, молотки?
- Властен ты над смыслом слова!
Все зависит, знай, дружок,
По спине какого слога
Нас ударит молоток

- От чего же все зависит?

(- От ударения. )

- Мы правильно определили пароль, наша страница открылась!

4. Выполнение упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов

(Определение роли омонимов и разных значений слова в отрывке из стихотворения С. Кирсанова "Птичий клин" - текст стихотворения на листах (на парте)).

- Дальше на странице перед нами "поиск"

Продолжает весеннюю тему стихотворение С. Кирсанова "Птичий клин".

- Прочитайте стихотворение про себя. Выразительно прочитаем вслух.

Птичий клин
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои заметки делая,
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.

- Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении.

На полях, перо - совпадают и в произношении и в написании, являются словами одной части речи.

- На обратной стороне листа вы найдете выписку из словарной статьи "Толкового словаря русского языка" С. И. Ожегова.

- А как же нам отличать многозначные слова от омонимов?

(В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. )

Поле

1. Безлесная равнина, пространство.

2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.

3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь.

4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. )

5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. )

6. Основной цвет, фон под узором.

7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.

8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону.

Перо 1 - Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.

Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.

В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.

Вывод: В данном стихотворении поэт употреблял многозначное слово "поле" в различных значениях (назвать в каких) и слова "перо", которые являются лексическими омонимами.

- Итак, поэт использовал слова, различные по значению – омонимы, обыграл в стихотворении многозначность слова.

Работа с толковым словарем.

- Наш толковый словарик в "Приложении" учебника "Практики" (с. 343) содержит небольшое количество слов, в нем не представлены омонимы. Омонимы представлены в специальном словаре – это "Словарь омонимов русского языка" О. С. Ахмановой, с этим словарем мы познакомились на предыдущем уроке. Так же омонимы мы можем легко определить и по толковому словарю.

Индивидуальное задание : 2 ученика.

По "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова 2 ученика найдут примеры омонимов (по 1-2 примера), а мы с вами по толковому словарю учебника найдем примеры многозначных слов.

(Омонимы - губа с. 144, многозначные слова – акварель…)

5. Анализ фонетических омонимов (омофонов)

Анализ омофонов.

- Следующим пунктом на странице обозначен анализ омофонов.

- Давайте вспомним, что это за слова?

(Омофоны - это слова, имеющие одинаковое произношение, но различное значение и написание).

- В этом блоке нам надо быть особенно внимательными.

-В рабочих тетрадях записываем число, классная работа, название нашей страницы "Омонимы".

Запись под диктовку:

- Запишем под диктовку предложения, объясним написание омофонов.

1). На уроке не спешите, аккуратно текст спишите. (устно).

2). Пока на лавке посидел, я от снега поседел.

3). Скоро встречу я в лесу настоящую лису.

4). Я вчера отмыла стены все от мыла.

- В первом предложении омофоны являются разными словами одной части речи – глаголами, во втором – снова глаголами, в третьем – существительными. Омофония проявляется в пределах морфемы (корни – омофоны). В четвертом предложении - омофоны появились в результате совпадения в произношении слова и сочетания слов (глагола и существительного с предлогом).

6. "Шифровка"

Шифровка – задание по вариантам.

- Разгадайте зашифрованные слова.

- У нас в транскрипции записаны слова. Но здесь зашифровано не одно, а два слова – омофона.

- Давайте определим, произношение каких слов зашифровано.

Слова записаны на доске:

1 вариант: чистата

2 вариант: грип

- Запишите омофоны и проверочные слова, помогающие нам не ошибаться в написании:

чистота – чистый грипп – словарное слово

частота – частый гриб – грибы

Вывод:

Написание омофонов разных групп обязательно соотносить со значением слова, с его морфемным строением.

7. Выполнение задания по карточке

Самостоятельная работа. Дифференцированный подход. Карточки.

Карточка №1 (красная).

Составьте и запишите словосочетания с каждым существительным:

замок - замок

духи - духи

(Это омографы).

Карточка № 2 (голубая).

Составьте и запишите предложения с любым словом из каждой пары:

хлопок - хлопок

атлас - атлас

(Это омографы).

Карточка № 3 (зеленая).

Прочитайте текст. Спишите, раскрывая скобки.

Раз приснился Коле сон,

Он катился колесом.

И среди травы (с) ухой

Угодил в котел (с) ухой.

Определите, чем являются выделенные слова.

(Это омофоны).

- Оценки за работу я объявлю на следующем уроке.

8. Игра "Где, в каком виде, почему?"

- А теперь немного поиграем.

- Я загадала омонимы (это существительное). Задайте три разрешенных вопроса, которые помогут отгадать слова.

1. Где (мы можем встретить это? а) В огороде. б) На охоте.

2. В каком виде (это может быть)? а) В жареном. б)В натянутом.

3. Почему (мы любим это)? а) Я его не люблю, потому что от него слезы льются. б) Из него можно стрелять.

Ответ: лук – лук.

9. Анализ грамматических омонимов (омоформов)

Анализ омоформов.

Омоформы – слова, совпадающие в произношении и написании только в определенных формах.

- Запишите пары предложений:

1. Острое стекло поранило мне ногу. – Молоко медленно стекло со стола.

2. Кошка пила молоко. – Плотнику нужна пила.

- Слова каких частей речи выступают как омоформы? Разберем по составу слова стекло – стекло. Предложения второй пары разберем по членам.

10. Выполнение творческого задания

Вклад.

- Богатство русского языка и русской речи легло в основу создания многих стихотворений и веселых произведений. Например, Я. Козловского, стихи которого мы читали.

- Закончить хочется "весенним" стихотворением этого поэта "Март":

Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.

- Какие слова в данном стихотворении являются рифмами?

(Омоформы).

- И для завершения работы на странице "Омонимы" мы должны внести свой вклад на эту страницу сайта.

- Давайте попробуем сочинить пару строк, используя, например, омофоны.

Опорные слова – на доске.

луг - лук ; плот – плод; грипп – гриб; роз – рос; мох – мог; поднос – под нос; (в) лесу – лису; несу мел – не сумел.

Примеры:

Я пошел играть на луг,
Взял с собой колчан и лук.
Куст чудесных белых роз
Под окном на даче рос.
А вчера гулял в лесу,
Видел рыжую лису.
Сколотил себе я плот,
Чтоб найти волшебный плод.
Прибежали все три братца,
Стали за работу браться. (Омоформы).

11. Домашнее задание

Домашнее задание.

  1. Кто захочет, может продолжить сочинять дальше.
  2. Упр. 781 с. 250 – составить с омонимами "мир – мир" словосочетания, используя данные слова.

Пароль к следующему уроку заключен в домашнем задании. (Записываем задание в дневник).

12. Подведение итогов

- Схема замкнулась, наше путешествие по данной странице сайта закончилось. На следующем уроке мы начнем посещение другой страницы.

Объявление оценок за урок.