Тип урока: урок обобщения изученного по теме “Местоимение”.
Форма урока: путешествие – зачёт.
Цели урока:
- Обобщение изученного материала по теме “Местоимение”, в занимательной игровой форме выявить знание учащимися темы.
- Развитие речевых навыков, навыков правильного (в речевом плане) употребления местоимения.
- Нравственное воспитание учащихся, привитие интереса к изучению языка.
Оборудование урока: карта лингвистических просторов “Вселенная русского языка”; силуэты деревьев с корнями; бумажные изображения ромашек из 9 лепестков; чемоданчик с содержимым (пословицами и поговорками)
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Полёт нам поможет осуществить межпланетный корабль “Логос – Текстум”. Для успешного выполнения всех заданий в этом путешествии предлагаю вам разделиться на три команды и выбрать капитанов ваших космических команд.
Мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите.
- Почему орбита называется заместительной? (Ответы учащихся)
Жители планеты Местоимений тесно контактируют с планетами именной группы.
- Какие это планеты? (Ответы учащихся)
Верно, планеты Существительных, Прилагандия, Числяндия. Так вот, местоимения научились вслед за существительными указывать на предмет, вслед за прилагательными указывать на признаки, вслед за числительными – на количество и порядок предметов. Местоимения, одни из которых способны заменить в тексте существительные, другие – прилагательные, третьи – числительные, считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому они запустили 9 спутников – лабораторий.
- Какие это спутники? Почему именно 9? (Ответы учащихся)
С некоторых спутников прибыли сказочники, которые приглашают вас к себе в гости. Ваша задача: прослушать инсценировку, подготовленную сказочниками, записать местоимения, ответить, с каких спутников прибыли сказочники?
III. Инсценировка.
(Из “Занимательной грамматики” Александровича Н.Ф.)
1-ый сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Осталось у него…
2-ой сказочник: Нет, не так. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал ему кое-что. Осталось у него…
3-ый сказочник. Да не так! Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать, не о ком и не о чем спорить…
Странный человек: Да совсем не так было. Шёл по дороге странник, нашёл вещь. Пусть берёт её себе, собой надо заниматься, себя жалеет, только о себе думать.
Учитель:
- С каких спутников сказочники и странный человек? (1-й и 2-й сказочники – с неопределенного спутника, а 3-й – с отрицательного, странный же человек – с возвратного)
- Вы записали местоимения. Проверим, кто как справился. Идет проверка, в ходе которой ребята называют записанные ими местоимения, определяя их разряд. Повторим их правописание (предлоги с местоимениями, приставки не- и ни-).
- А какие местоимения произнёс странный человек? (Ответы учащихся) Хороший или плохой это человек? Как мы называем таких людей? Стоит ли брать с них пример?
IV. Викторина “Узнаете ли Вы нас?”
- У вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике. Как вы думаете, на каком? (относительный спутник)
- Что у них общего? Чем они различаются (вопросительное и относительное местоимение) (В значении; вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, относительные местоимения для связи простых предложений в составе сложного)
Жители вопросительного и относительного спутников подготовили для Вас, ребята, викторину под названием “Узнаете ли Вы нас?”. Ваша задача – определить разряд местоимений, включенных в предложения:
- Кто из Вас не мечтал о далёких галактиках? (кто – относит., вас – личн.)
- Пожалуй, нет ребят, кто бы не мечтал побывать на других планетах.(кто – относит.)
- Планета, которую мы увидели, - настоящее чудо.(которую – относит., мы – личное)
- О каких открытиях Вы мечтаете? (каких – вопросит., вы – личное)
- Что Вы хотели бы увидеть на других планетах? (что – вопросит., вы – личное)
- Хочешь ли знать, насколько совершенны существа иных планет? (насколько – относит., иных – опред.)
- Чьим именем дорожишь? (чьим – вопросит.)
V. Соревнование.
Наше путешествие продолжается. Навстречу спешит один из знакомых спутников. Он побывал на многих спутниках планеты Местоимений и в свой чудесный чемоданчик собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы чудесный чемоданчик раскрылся, вам надо поделиться своими знаниями.
- Какие вы знаете пословицы и поговорки, включающие в себя местоимения?
Выигрывает та команда, которая привела наибольшее количество поговорок и пословиц.
VI.
“Речевой модуль”Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас мы находимся на межпланетной станции “Логос – Текстум” в речевом модуле. Здесь недавно были Незнайка и Робот. Они попытались беседовать, но разговор у них не получился. Поможем им разобраться.
Незнайка. В котором году ты родился?
Робот. В котором году ты родился?
Незнайка. Какие твои планы на будущее?
Робот. В котором году ты родился?
Незнайка. Сколько много предстоит сделать?
Робот. Сколько много предстоит сделать?
Незнайка. Чего ты делаешь в свободное время?
Робот. Чего ты делаешь в свободное время?
- Почему разговор не получился? Какие ошибки допустил в своей речи Незнайка?
(В каком…? Каковы…? Как много….? Что…?)
VII.
“Космическая буря”О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие! Спутники сбились с курса, все местоимения в панике! Помогите им, ребята! Найдите каждому пострадавшему родной его спутник. Вот имена пострадавших: (приклеиваю к карте кусочки – обломки астероидов) свой, этот, весь, иной, мой, его, себя.
Ученики выполняют задание: свой – притяжательное местоимение, этот – указательное, весь – определительное, иной – определительное, мой – притяжательное, его – личное я в форме 3-го лица и притяжательное, себя – возвратное.
VIII. “Зимний сад”.
Мы приближаемся к Зимнему саду на станции Логос-Текстум”. В нем растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено именно такое количество? (9 разрядов местоимений – 9 лепестков). Ваша задача – показать знания всех разрядов местоимения, подписав каждый лепесток. Кто быстрее и правильно выполнит задание?
- А сейчас по доброй традиции на память о себе посадим деревья с корнями – КТО-, -ЧТО-, КАКОЙ-. Какие новые слова могут “вырасти” на деревьях? Каждая команда высаживает по дереву.
IX. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу. Мы пообщались с жителями планеты Местоимений; одобрили эксперимент со спутниками, который был проведен вами на научной основе; помогли восстановить строгий порядок после космической бури, отправив каждое потерявшееся местоимение на его спутник; оставили о себе добрую память в Зимнем саду межпланетной станции “Логос – Текстум”.
Вы поработали хорошо, показали неплохие знания по теме. Определим команду – победительницу…
X. Выставление оценок за урок
.Инструктаж по выполнению домашнего задания: написать лингвистическую сказку о планете Местоимения или о городе Местоимения.
Примечание: если позволит время урока,
можно включить в программу урока и следующие шуточные
вопросы:
Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)