Внеурочная (внеклассная) работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства; (создание школьного веб-сайта.)
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.);
- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие способности свободного культурного общения;
- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
- всестороннее развитие личности ребенка;
- организации содержательно досуга детей и молодежи.
Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:
- проведение и консультирование проектной деятельности;
- доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении;
- внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
- работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);
- досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, клуб разработчиков компьютерных презентаций и др.).
Информационная культура учащихся и учителей растет. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля.
Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.
Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:
- происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания.
- интегрированное изучение предметов.
- взаимодействие процессов обучения и воспитания.
- познание мира осуществляется в результате создания его модели.
Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Рассмотрим применения компьютерных технологий на практике:
1. Во-первых, в организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Здесь отрадно отметить, что в сети Интернет можно встретить интересные разработки наших коллег, работающих в школе-гимназии №4 (Чегодаева Елена Геннадьевна), лицее №1 (Багнюк Ольга Леонидовна) и др. школах города Елабуга.
Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы, форумы.
2. Во-вторых, в ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.
Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access. Вношу все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляю различные отчеты.
3. Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.
В Excel удобно использовать шаблон для автоматического подсчета баллов при проведении мероприятий соревновательного типа (КВНы, различные конкурсы с выставлением оценок жюри).
4. Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. Например, презентация к игре “Звездный час” и др.
С помощью программы создания презентаций учащиеся оформляют мультимедиа альбом класса, где помещены фотографии с различных мероприятий, информация о достижениях учащихся, их увлечениях и интересах.
Кроме того, на классных часах я использую видео лекции, например, посвященные профилактике алкоголизма, курения и наркомании, методике восстановления зрения.
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.