Цели урока:
- показать, как средствами разных видов искусства (музыки, литературы и живописи) создаются сходные и одновременно особенные образы ночи;
- попытаться передать атмосферу ночной таинственности изобразительными средствами;
Ход урока
1. Мобилизация внимания.
2. Вступление.
Звучит музыкальное произведение “Ноктюрн” Ф. Шопена. (2мин)
Вопрос перед прослушиванием:
- Послушайте музыку и подумайте, к какому времени суток можно её отнести?
- Почему именно ночь? Что помогло догадаться? ( Характер музыки)
- Дополните свои ответы. Выберите из этих прилагательных те, которые наиболее точно характеризуют это музыкальное произведение.
радостная
грустная
печальная
таинственная
лёгкая
весёлая
спокойная
мрачная
волшебная
– Эта замечательная музыка написана великим немецким композитором Фредериком Шопеном, она так и называется – “Ноктюрн”, т. е. “ночь”.
-Как вы считаете, можно ли передать тишину ночи, её таинственность, красоту при помощи слов, поэтических образов? А нарисовать картину ночи красками?
(3 мин)
3. Сообщение темы и постановка цели урока.
- Сегодня на уроке вы попробуете подтвердить свои предположения и познакомитесь с отрывком из стихотворения И. Сурикова “ В ночном”, рассмотрите и проанализируете картину М. Врубеля “ К ночи”.
– Кто может сформулировать цель урока? (подсказка на доске)
“ Увидеть, как с помощью поэзии, музыки и живописи….” ( 2 мин).
4. Чтение стихотворения учителем.
– Откройте учебники по закладке на странице 64. Прочитайте строчку в правом верхнем углу. Что это? Правильно, это эпиграф. Зачем нужен эпиграф?
– Посмотрите на первую строчку и скажите, как её нужно прочитать, чтобы создать особую ночную атмосферу? С какой интонацией?
– Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: как поэту удаётся создать физическое ощущение обволакивающей тишины? (чтение стихотворения учителем, одновременно звучит музыка)
- Что нарушает тишину ночи? (выборочное чтение)
5. Анализ стихотворения.
- Прочитайте глаголы, которые обозначают звуки. Удачно ли они подобраны?
- Какие сказочные образы приходят на ум детям? (выборочное чтение) Почему именно такие? Какой музыкальный отрывок соответствует этой части стихотворения?
- Как дети могли попасть в поле одни ночью? Кто знает, что значит “быть в ночном”? В начале урока я говорила, что всё стихотворение (полный его вариант) называется “В ночном”. Я прочитаю его сначала, а вы продолжите читать по учебнику.
-Что вы знаете о поэте И. Сурикове?
- Какой известный деятель искусства того времени носил такую же фамилию?
Даты жизни:
Иван Захарович Суриков – поэт, 1841 – 1880 гг.
Василий Иванович Суриков – художник, 1848 – 1916 гг. ( 12 мин)
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением не менее известного художника М. Врубеля.
6. Анализ картины М. Врубеля “К ночи”.
- Вы послушали музыкальное произведение и услышали, как при помощи звуков композитор передал таинственность ночи. Как поэт при помощи слов смог донести до нас это волшебное состояние.
- А какими средствами художник может создать атмосферу ночи?
- Давайте посмотрим на картину Михаила Врубеля “К ночи”:
- Откуда исходит такой таинственный свет? (костер который не изображен на картине)
- По каким признакам видно, что лошадь испугалась? (подняла морду вверх, прислушалась)
- Кто или что могли ее напугать? (леший, который подкрался к табуну)
- Как Михаил Врубель создает атмосферу таинственной ночи?
7. Почему ночью пропадают цвета?
- Для того чтобы увидеть окраску предметов, необходим свет. Ночью – луна, костер или свет фонаря помогают увидеть цвет. Зеленая трава, красные, желтые и синие цветы ночью выглядят почти черными, но стоит зажечь фонарик и выйти в сад, как в его лучах все становиться цветным – листья зеленеют, а цветы радуют нас своими оттенками (Рисунок 1).
Рисунок 1
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на доске, (И.К. Айвазовский “Лунная ночь”, Ю. Васнецов “Липовая нога”) определите, откуда падает свет на этих композициях (лунный свет).
- Нарисуй источник света на картинах 1 и 2 (иллюстрации с яркими тенями, но без источника освещения, ребенок дорисовывает луну) (рисунок 2).
Рисунок 2
- Педагогический рисунок (костер в ночном лесу)
8.Творческая работа учащихся
- Сегодня мы с вами попробуем проиллюстрировать стихотворение И. Суриков “Всё темней, темней и тише…”, а для того, чтобы иллюстрация была не просто картинкой мы должны обращаться к строкам стихотворения, постарайтесь передать таинственное и волшебное состояние ночи, не забывая об источнике освещения (лена, костер).
- Учащиеся работают под музыкальное произведение Ф. Шопена “Ноктюрн”.
9.Анализ работ учащихся
Итог урока. Сравнение поэтических и художественных образов.
- Найдите сходные образы в стихотворении и картине. Докажите отрывками из стихотворения.
Список литературы
- Минц Н.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. 4 класс, – М.: Дом педагогики, 1998. С. 28.
- Спиридонова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса.Часть 1- 3-е изд.- Самара: Изд. “Учебная литература”, 2003.- 160с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Тетрадь творческих заданий для учащихся 1 класса. часть третья.- М.: ООО “Издательство АСТ”, 1999.С.6.