Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО) по теме "Образ ночи в разных видах искусства"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • показать, как средствами разных видов искусства (музыки, литературы и живописи) создаются сходные и одновременно особенные образы ночи;
  • попытаться передать атмосферу ночной таинственности изобразительными средствами;

Ход урока

1. Мобилизация внимания.

2. Вступление.

Звучит музыкальное произведение “Ноктюрн” Ф. Шопена. (2мин)

Вопрос перед прослушиванием:

  • Послушайте музыку и подумайте, к какому времени суток можно её отнести?
  • Почему именно ночь? Что помогло догадаться? ( Характер музыки)
  • Дополните свои ответы. Выберите из этих прилагательных те, которые наиболее точно характеризуют это музыкальное произведение.

радостная
грустная
печальная
таинственная

лёгкая
весёлая
спокойная
мрачная
волшебная

– Эта замечательная музыка написана великим немецким композитором Фредериком Шопеном, она так и называется – “Ноктюрн”, т. е. “ночь”.

-Как вы считаете, можно ли передать тишину ночи, её таинственность, красоту при помощи слов, поэтических образов? А нарисовать картину ночи красками?

(3 мин)

3. Сообщение темы и постановка цели урока.

- Сегодня на уроке вы попробуете подтвердить свои предположения и познакомитесь с отрывком из стихотворения И. Сурикова “ В ночном”, рассмотрите и проанализируете картину М. Врубеля “ К ночи”.

– Кто может сформулировать цель урока? (подсказка на доске)

“ Увидеть, как с помощью поэзии, музыки и живописи….” ( 2 мин).

4. Чтение стихотворения учителем.

– Откройте учебники по закладке на странице 64. Прочитайте строчку в правом верхнем углу. Что это? Правильно, это эпиграф. Зачем нужен эпиграф?

– Посмотрите на первую строчку и скажите, как её нужно прочитать, чтобы создать особую ночную атмосферу? С какой интонацией?

– Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: как поэту удаётся создать физическое ощущение обволакивающей тишины? (чтение стихотворения учителем, одновременно звучит музыка)

- Что нарушает тишину ночи? (выборочное чтение)

5. Анализ стихотворения.

- Прочитайте глаголы, которые обозначают звуки. Удачно ли они подобраны?

- Какие сказочные образы приходят на ум детям? (выборочное чтение) Почему именно такие? Какой музыкальный отрывок соответствует этой части стихотворения?

- Как дети могли попасть в поле одни ночью? Кто знает, что значит “быть в ночном”? В начале урока я говорила, что всё стихотворение (полный его вариант) называется “В ночном”. Я прочитаю его сначала, а вы продолжите читать по учебнику.

-Что вы знаете о поэте И. Сурикове?

- Какой известный деятель искусства того времени носил такую же фамилию?

Даты жизни:

Иван Захарович Суриков – поэт, 1841 – 1880 гг.

Василий Иванович Суриков – художник, 1848 – 1916 гг. ( 12 мин)

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением не менее известного художника М. Врубеля.

6. Анализ картины М. Врубеля “К ночи”.

- Вы послушали музыкальное произведение и услышали, как при помощи звуков композитор передал таинственность ночи. Как поэт при помощи слов смог донести до нас это волшебное состояние.

- А какими средствами художник может создать атмосферу ночи?

- Давайте посмотрим на картину Михаила Врубеля “К ночи”:

- Откуда исходит такой таинственный свет? (костер который не изображен на картине)

- По каким признакам видно, что лошадь испугалась? (подняла морду вверх, прислушалась)

- Кто или что могли ее напугать? (леший, который подкрался к табуну)

- Как Михаил Врубель создает атмосферу таинственной ночи?

7. Почему ночью пропадают цвета?

- Для того чтобы увидеть окраску предметов, необходим свет. Ночью – луна, костер или свет фонаря помогают увидеть цвет. Зеленая трава, красные, желтые и синие цветы ночью выглядят почти черными, но стоит зажечь фонарик и выйти в сад, как в его лучах все становиться цветным – листья зеленеют, а цветы радуют нас своими оттенками (Рисунок 1).

Рисунок 1

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на доске, (И.К. Айвазовский “Лунная ночь”, Ю. Васнецов “Липовая нога”) определите, откуда падает свет на этих композициях (лунный свет).

- Нарисуй источник света на картинах 1 и 2 (иллюстрации с яркими тенями, но без источника освещения, ребенок дорисовывает луну) (рисунок 2).

Рисунок 2

- Педагогический рисунок (костер в ночном лесу)

8.Творческая работа учащихся

- Сегодня мы с вами попробуем проиллюстрировать стихотворение И. Суриков “Всё темней, темней и тише…”, а для того, чтобы иллюстрация была не просто картинкой мы должны обращаться к строкам стихотворения, постарайтесь передать таинственное и волшебное состояние ночи, не забывая об источнике освещения (лена, костер).

- Учащиеся работают под музыкальное произведение Ф. Шопена “Ноктюрн”.

9.Анализ работ учащихся

Итог урока. Сравнение поэтических и художественных образов.

- Найдите сходные образы в стихотворении и картине. Докажите отрывками из стихотворения.

Список литературы

  1. Минц Н.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. 4 класс, – М.: Дом педагогики, 1998. С. 28.
  2. Спиридонова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса.Часть 1- 3-е изд.- Самара: Изд. “Учебная литература”, 2003.- 160с.
  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Тетрадь творческих заданий для учащихся 1 класса. часть третья.- М.: ООО “Издательство АСТ”, 1999.С.6.