Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса основной школы, на её изучение предполагается 19 часов, по 1 часу в неделю.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями.
Данный курс “Экология моего города” призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатом этих исследований. Актуальность программы определяется тем, что население России, как и большинство стран мира, сосредоточено в городах. В городах происходит необратимая трансформация природных экосистем, что определяет нарастание остроты экологических проблем и повышение требований горожан к качеству среды.
Цель курса - интегрировать учащихся в деятельность, направленную на поддержание экологического качества городской среды.
Задача курса: Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на “живых” примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения.
Cлежение за процессами в природных и антропогенных системах (мониторинг) дает реальную и достоверную информацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Экологический мониторинг включает в себя как слежение за состоянием воздуха, воды, почвы, так и за состояниям живых организмов в экосистемах, т.е. биомониторинг.
Знания и практические умения, приобретённые учащимися в ходе выполнения исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты экологического профиля, а главное, сыграют немаловажную роль в деле формирования экологической культуры, столь необходимой в современном мире.
Содержание программы
Введение 1 час
Тема 1. Оценка экологического качества воды
1. Введение в тему – 1 час
2. Микробное загрязнение воды – 1 час
3. Исследование воды на биохимическую потребность – 1 час
4. Исследование воды на содержание фосфатов – 1 час
5. Исследование воды на содержание нитратов и нитритов – 1 час
6. Методы биоиндикации и биотестирование водоёмов. – 1 час
Тема 2. Оценка экологического качества воздуха
7. Введение в тему– 1 час
8. Исследование воздуха на содержание твердых примесей – 1 час
9. Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников-индикаторов – 1 час
10. Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны – 1 час
11. Исследование микробного загрязнения воздуха – 1 час
Тема 3. Оценка экологического качества почвы
12. Введение в тему – 1 час
13. Исследование почвенного профиля – 1 час
14. Определение механического и минерального состава почвы – 1 час
15. Определение структуры почвы – 1 час
16. Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений – 1 час
17. Исследование почвы на её засолённость – 1 час
18. Конференция
№ п\п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | ||||
Лекции | Практические работы | Семинары | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Введение | 1 | 1 | |||||
Тема 1. Оценка экологического качества воды | |||||||
1 | Введение в тему | 1 | 1 | ||||
2 | Микробное загрязнение воды | 1 | 1 | ||||
3 | Исследование воды на биохимическую потребность | 1 | 1 | ||||
4 | Исследование воды на содержание фосфатов | 1 | 1 | ||||
5 | Исследование воды на содержание нитратов и нитритов | 1 | 1 | ||||
6 | Методы биоиндикации и биотестирование водоёмов | 1 | 1 | ||||
Тема 2. Оценка экологического качества воздуха | |||||||
7 | Введение в тему | 1 | 1 | ||||
8 | Исследование воздуха на содержание твердых примесей | 1 | 1 | ||||
9 | Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников-индикаторов | 1 | 1 | ||||
10 | Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны | 1 | 1 | ||||
11 | Исследование микробного загрязнения воздуха | 1 | 1 | ||||
Тема 3. Оценка экологического качества почвы | |||||||
12 | Введение в тему | 1 | 1 | ||||
13 | Исследование почвенного профиля | 1 | 1 | ||||
14 | Определение механического и минерального состава почвы | 1 | 1 | ||||
15 | Определение структуры почвы | 1 | 1 | ||||
16 | Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений | 1 | 1 | ||||
17 | Исследование почвы на её засолённость | 1 | 1 | ||||
Итоговое занятие | |||||||
Конференция | 1 | 1 | |||||
Итого | 19 |
Литература.
- Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города С.Е Мансурова Г.Н Кокуева “Владос” М. 2000.
- Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. А.Г Муравьев, Н.А Пугал В.Н. Лаврова “Крисмас” С.- Петербург 2003.
- Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.1998.