Понятие мониторинга образования сейчас широко используется в педагогическом лексиконе, хотя не всегда соответствует его содержанию. Но педагогическое чутье учителей заставило многих коснуться этой проблемы и приобрести опыт мониторинговых исследований. Оценка качества образования является необходимым условием совершенствования учебно-воспитательного процесса. Один из важнейших критериев качества образования является уровень подготовки учащихся. Основными способами измерения качества знаний учащихся являются тесты и рейтинговые диагностические работы. Главной целью мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Основными задачами мониторинга могут быть:
- определение достижений учащихся по основным дисциплинам;
- определение причин различий учебных достижений различных категорий учащихся;
- коррегирование учебно-воспитательного процесса и его учебно-методического обеспечения;
- реализация индивидуальных возможностей учащихся;
- отслеживание результативности физического воспитания и состояния здоровья учащихся;
- подготовка учителей и учащихся к применению различных способов диагностики;
- определение качества преподавания и организации процесса обучения.
Для качественного проведения мониторинга необходимо проведение не менее трех измерений знаний учащихся на протяжении учебного года (начало, середина и конец года). Учитель должен владеть технологией измерений уровня знаний, обработки и анализа результата. Необходимым условием является сбор информации о факторах, которые влияют на успеваемость обучения. Анализ и обобщение такой информации поможет в организации коррекционной работы, собранная информация должна быть точная, достоверная и своевременная. Необходимым является и создание учебно-методических материалов для коррекционной работы по улучшению базовой подготовки учащихся. Учет этих требований требует высокоуровневой координации деятельности всех участников.
Условием проведения мониторинговых исследований является:
- регулярность измерений;
- долгосрочность;
- массовость;
- самостоятельность выполнений заданий;
- объективность оценивания.
Независимо от способов диагностики, необходима тщательная подготовка как психологическая, так и по предмету (это повторения учебного материала, его систематизация и т.д.). Подготовка к измерениям должна включать в себя несколько этапов:
- инструктаж учащихся о способах выполнения работы;
- проведение тренировочных работ;
- анализ результатов для проведения коррекционной работы как в количественном, так и в качественном видах.
Такую подготовку желательно провести за одну-две недели до оценивания.
Результаты мониторинговых исследований заносятся в таблицу:
Мониторинг результата учебной деятельности учащихся
Результаты контроля | |||||
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Стартовый контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | Выводы |
1 | Иванов Сергей | 3 | 4 | 5 | |
2 | Петров Иван | ||||
3 | Сидоров Николай | ||||
4 | |||||
5 |
На основе данных этой таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменений успешности каждого ученика, класса и параллели. Изображение результатов в графическом виде облегчает его восприятие и дает возможность быстрого сравнивания итогов.
- Начальный
- Средний
- Достаточный
- Высокий
Сведение результатов диагностики позволяет сделать выводы об усвоении учащимися тех или иных видов деятельности на базовом или более высоком уровне. Глубокий анализ этих результатов позволяет разработать рекомендации по совершенствованию обучения.
Цели проведения исследований определяются в зависимости от этапов мониторинга:
1. Подготовительный этап:
- изучение теоретических и методических основ отслеживания и коррекции результатов учебно-воспитательного процесса;
- определение системы использования форм, методов и способов сбора информации;
- разработка инструментария для проведения исследований и организации коррекционной работы.
2. Диагностический этап:
- создание системы внутришкольного контроля, накопление результатов;
- определение видов учебной деятельности, которые не сформированы на должном уровне;
- определение причин отличия учебных достижений различных категорий учащихся.
3. Коррекционный этап.
- корректирование элементов учебно-воспитательного процесса, систематизация и повторение учебного материала;
- промежуточный контроль состояния учебно-воспитательного процесса;
- коррекция знаний, умений и навыков учащихся на основе полученных результатов.
4. Аналитический этап.
- итоговый контроль учебно-воспитательного процесса;
- определение тенденций и обоснование результатов проведенной работы;
- принятие итоговых решений.
Основными принципами мониторинга качества образования являются системность в проведении исследований и наблюдений, научность, доступность и открытость полученной информации.
Модель мониторинга качества образования в школе
Алгоритм процесса отслеживания учебных достижений учащихся
Результаты учебных достижений учащихся можно оформить в виде графиков или диаграмм.
- сентябрь
- май
Проводя мониторинговые исследования необходимо помнить, что главная цель — помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Общая информация должна быть открытой, а личная – конфиденциальной.
Существует необходимость проведения обсуждения результатов мониторинга в школе и принятия управленческих решений.
С этой целью возможно проведение заседания круглого стола по теме: “Управление коррекционно-аналитической деятельностью по итогам мониторинга”.
Цели:
- Обсуждение актуальных вопросов, связанных с коррекционно-аналитической деятельностью;
- Выявление проблем и определение эффективных путей проведения мониторинговых исследований.
- Формы, методы и принципы организации коррекционно-аналитической деятельности.
- Состояние коррекционно-аналитической деятельности по итогам мониторинга:
- коррекция календарно-тематического планирования;
- коррекционная работа на уроках;
- коррекционная работа во внеурочное время.
- Актуальные вопросы оценивания учебных достижений учащихся при проведении мониторинга.
- Проблемы коррекционно-аналитической деятельности на уровне учителя и ученика.
Результатом проведения мониторинговых исследований является создание системы контроля учебного процесса на основе конечного результата, повышение объективности оценки, определение причин затруднения учащихся и оказание оперативной помощи, стимулирование самообразовательной деятельности и создание условий для организации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся.