Цель урока:
- Проконтролировать усвоение обучающимися формул для расчета количества теплоты, выделяющееся при сгорании топлива и необходимое для нагревания, плавления, парообразования вещества;
- Проверить уровень умений обучающихся сравнивать, обобщать и систематизировать изученный материал, применять его для решения задач, получать недостающие данные с помощью таблиц;
- Продолжить работу по развитию умений обучающихся проводить и описывать демонстрационный эксперимент.
Тип урока:
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний.
Оборудование:
1. Набор приборов для демонстрации:
- конвекции;
- теплопроводности;
- излучения;
2. Приборы: мензурка, термометр, калориметр;
3. Материал для творческого конкурса;
4. Справочный материал в виде набора таблиц
физических величин;
5. Карточки с буквенными обозначениями, единицами
измерения и расчетными формулами физических
величин;
6. Компьютер, проектор, экран.
Перед уроком в качестве домашнего задания ребятам было предложено составить две команды, выбрать название команд, подготовить эмблему, подобрать девиз, выбрать капитана в каждой команде, выполнить компьютерную презентацию “В мире тепловых явлений”, придумать 3 вопроса команде соперников.
План урока
I. Организационный момент:
Озвучивание цели, хода урока и критериев оценок конкурсов:
- ответы команд оцениваются по пятибалльной шкале, дополнения к ответам соперников могут прибавить команде еще один балл;
- результаты конкурсов заносятся в таблицу, которая вычерчивается заранее на доске:
Название команд | ||
1. Конкурс приветствий | ||
2. Разминка “Найди ошибку”:
|
||
3. Творческий конкурс | ||
4. Знание терминов | ||
5. Решение задачи | ||
6. Ответы на вопросы | ||
7. Компьютерная презентация | ||
Итого: |
II. Проверка знаний:
1. Конкурс приветствий (команды под руководством капитана озвучивают свое название, девиз, представляют эмблему). В оценивании конкурса учитывается соответствие теме урока.
2. Разминка “Найди ошибку”:
a) в определении (командам предлагается выбрать на демонстрационном столе комплект приборов для демонстрации одного из видов теплопередачи, исправить намеренно допущенную неточность в его определении, доказать правильность своего определения):
- Теплопроводность – вид теплопередачи, при котором передача энергии осуществляется от более нагретой к менее нагретой части тела. (Ответ: определение дано неполно – должно быть добавлено – в результате теплового движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело).
- Конвекция – это вид теплопередачи, при котором тела прогреваются снизу вверх. (Ответ: при конвекции энергия переносится самими струями газа или жидкости).
б) в измерении физической величины (командам необходимо исправить ошибки, допущенные при измерении физических величин):
- термометром (Ответ: при выполнении измерения температуры жидкости в калориметре колба термометра должна быть полностью погружена в жидкость, но не касаться стенок сосуда).
- мензуркой (Ответ: при выполнении измерения объема жидкости линия зрения должна находиться на одном уровне с жидкостью в мензурке).
в) в обозначении физической величины (команды должны исправить ошибочное обозначение и единицы измерения физической величины, раскрыть ее физический смысл):
- Удельная теплоемкость вещества обозначается Q, измеряется в Дж. (Ответ: Удельная теплоемкость вещества показывает, какое количество вещества необходимо передать телу массой 1 кг, чтобы нагреть его на 1 0С; обозначается с, измеряется в Дж/ (кг.0С); является табличной величиной).
- Удельная теплота плавления обозначается L, измеряется в Дж/ (кг.0С). (Ответ: Удельная теплота плавления показывает какое количество теплоты необходимо передать телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления его полностью расплавить; обозначается l , измеряется в Дж/кг; является табличной величиной).
3. Творческий конкурс (команды в течение 2 минут придумывают продолжение начатого рассказа):
- Мама вскипятила воду, перелила ее в банку и прикрыла крышкой. Подойдя к банке через некоторое время, она увидела...
- Папа работал по дереву ножовкой, после того, как он прикоснулся к ней...
4. Знание терминов (командам выдаются листы с формулами, буквенными обозначениями, единицами измерения, которые необходимо рассортировать на группы, дать название каждой группе и элементам, входящим в нее).
5. Решение задачи (на решение задачи выделяется 10 минут):
Рассчитать количество теплоты, необходимое для превращения в пар 20 г льда, взятого при температуре –20 0С. Сколько для этой цели необходимо сжечь спирта? (Необходимые данные для решения задачи найдите в таблицах).
Дано: | СИ: | Решение: |
m = 20 г t1 = –20 0С tпл = 0 0С сл = 2100 Дж/(кг.0С) l = 3,4 . 105 Дж/кг tк = 100 0С св = 4200 Дж/(кг.0С) L = 2,3 . 106 Дж/кг q = 2,7 . 107 Дж/кг Q - ? |
0,02 кг | Q = Q1 + Q2 + Q3 + Q4 = m сл (tпл – t1) + ml + m св (tк – tпл) + mL = 0,02 кг . 2100 Дж/(кг.0С) . 20 0С + 0,02 кг . 3,4 . 105 Дж/кг + 0,02 кг . 4200 Дж/(кг.0С) . 100 0С + 0,02 кг . 2,3 . 106 Дж/кг = 840 Дж + 6800 Дж + 8400 Дж + 46 000 Дж = 62 040 Дж. mс = Q/q = 62 040 Дж/2,7 . 107 Дж/кг = 2,3 . 10-3кг. |
Ответ: Q = 62 040 Дж, mс = 2,3 . 10-3кг.
6. Ответы на вопросы (команды задают по очереди друг другу вопросы).
7. Компьютерная презентация.
8. Подведение итогов.