Игровая технология на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Уметь распознавать и правильно писать слова с сочетаниями Ча, Ща.
  2. Развивать речь, кругозор.
  3. Воспитывать любознательность, интерес к русскому языку через развивающие игры.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания.

(Дети собирают слово “чистописание”)

Учитель. Внимательно посмотрите на данный ряд букв: м, л, п, т, ч.

В этом ряду найдите лишнюю букву.
Объясните, почему она лишняя.

Дети. Потому что буква Ч обозначает всегда мягкий звук [ч’]

Учитель. Сегодня мы будем писать букву Ч.

Из каких элементов состоит буква Ч?

Актуализация знаний.

III. Наблюдение над согласными звуками [ч'], [щ']

Учитель. Сделать звуко-буквенный анализ слов туча, роща.

Какие в этих словах звуки [ч'], [щ']?

Дети. Согласные, мягкие, глухие, шипящие.

Буквы ч, щ обозначают мягкие непарные звуки [ч'], [щ'], поэтому перед любыми гласными читаются мягко.

Есть такое правило:

Ча и Ща пиши с буквой а

Ча и Ща, Ча и Ща,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча-
С буквой а и Ча и Ща.

IV. Работа по группам. Игра “Наборщики”

На доске написаны слоги.

I группа II группа III группа
ТУ КУ РО
СЫ ЩА ЧА
ДА ПИ ВЕЛЬ
     

Учитель. Надо приписать справа или слева слоги ЧА и ЩА, чтобы получились слова.

Дети. Туча, часы, дача, куча, чаща, пища, роща, чаща, щавель.

V. Словарный диктант.

Чтение словосочетаний. Учащиеся должны записать слова только с сочетанием ча – ща.

Шестьдесят минут.(Час)
Густой, заросший, частый лес.(Чаща)
Сосуд для заварки чая (Чайник)
Еда (Пища)
Животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)
Инструмент для прокалывания отверстий (Шило)
Дикая роза (Шиповник)
Вечерний приём пищи.(Ужин)

Учитель: Подчеркнуть в словах сочетания ча –ща.

VI. Физкультминутка.

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.

Закрепление пройденного материала

VII. Коллективная работа. Игра “Найди маму”

У зайчихи были …..(Зайчата)
У грачихи были….(Грачата)
У галки были….(Галчата)
У волчихи были….(Волчата)
У крольчихи были (крольчата)

VIII. Самостоятельная работа.

Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы.

Подогрела ч*йка ч*йник,
Пригласила восемь ч*ек:
Приходите все на ч*й!
Сколько ч*ек отвеч*й!

(Взаимопроверка)

IX. Игра “Ступеньки слов”

Вставить пропущенные буквы

(час, чаща, чашка, чайник, часовой)

X. Игра “Собери слова”

Учитель. Ребята, Буратино для нас нёс слова, упал и рассыпал все слова.

Поможем Буратино собрать слова из слогов.

(Дети собирают слова: роща, свеча, кричу, тащу.)

Учитель. Ребята, а на какое правило Буратино принёс вам слова?

Дети. Ча и Ща пиши с буквой а.

XI. Итог урока.

На доске записаны слова с пропущенными буквами: Ч*шка, чищ*, ч*до, щ*вель, щ*ка, ч*десный.

Учитель. Просигнальте, какая буква пропущена. Покажите с помощью карточек, какие буквы вставили.

Какое правило мы сегодня с вами вспомнили?

С каким настроением уходим с урока?