Цели:
- Уметь распознавать и правильно писать слова с сочетаниями Ча, Ща.
- Развивать речь, кругозор.
- Воспитывать любознательность, интерес к русскому языку через развивающие игры.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания.
(Дети собирают слово “чистописание”)
Учитель. Внимательно посмотрите на данный ряд букв: м, л, п, т, ч.
В этом ряду найдите лишнюю букву.
Объясните, почему она лишняя.
Дети. Потому что буква Ч обозначает всегда мягкий звук [ч’]
Учитель. Сегодня мы будем писать букву Ч.
Из каких элементов состоит буква Ч?
Актуализация знаний.
III. Наблюдение над согласными звуками [ч'], [щ']
Учитель. Сделать звуко-буквенный анализ слов туча, роща.
Какие в этих словах звуки [ч'], [щ']?
Дети. Согласные, мягкие, глухие, шипящие.
Буквы ч, щ обозначают мягкие непарные звуки [ч'], [щ'], поэтому перед любыми гласными читаются мягко.
Есть такое правило:
Ча и Ща пиши с буквой а |
Ча и Ща, Ча и Ща,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча-
С буквой а и Ча и Ща.
IV. Работа по группам. Игра “Наборщики”
На доске написаны слоги.
I группа | II группа | III группа |
ТУ | КУ | РО |
СЫ | ЩА | ЧА |
ДА | ПИ | ВЕЛЬ |
Учитель. Надо приписать справа или слева слоги ЧА и ЩА, чтобы получились слова.
Дети. Туча, часы, дача, куча, чаща, пища, роща, чаща, щавель.
V. Словарный диктант.
Чтение словосочетаний. Учащиеся должны записать слова только с сочетанием ча – ща.
Шестьдесят минут.(Час)
Густой, заросший, частый лес.(Чаща)
Сосуд для заварки чая (Чайник)
Еда (Пища)
Животное с очень длинной шеей и длинными ногами.
(Жираф)
Инструмент для прокалывания отверстий (Шило)
Дикая роза (Шиповник)
Вечерний приём пищи.(Ужин)
Учитель: Подчеркнуть в словах сочетания ча –ща.
VI. Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Закрепление пройденного материала
VII. Коллективная работа. Игра “Найди маму”
У зайчихи были …..(Зайчата)
У грачихи были….(Грачата)
У галки были….(Галчата)
У волчихи были….(Волчата)
У крольчихи были (крольчата)
VIII. Самостоятельная работа.
Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы.
Подогрела ч*йка ч*йник,
Пригласила восемь ч*ек:
Приходите все на ч*й!
Сколько ч*ек отвеч*й!
(Взаимопроверка)
IX. Игра “Ступеньки слов”
Вставить пропущенные буквы
(час, чаща, чашка, чайник, часовой)
X. Игра “Собери слова”
Учитель. Ребята, Буратино для нас нёс слова, упал и рассыпал все слова.
Поможем Буратино собрать слова из слогов.
(Дети собирают слова: роща, свеча, кричу, тащу.)
Учитель. Ребята, а на какое правило Буратино принёс вам слова?
Дети. Ча и Ща пиши с буквой а.
XI. Итог урока.
На доске записаны слова с пропущенными буквами: Ч*шка, чищ*, ч*до, щ*вель, щ*ка, ч*десный.
Учитель. Просигнальте, какая буква пропущена. Покажите с помощью карточек, какие буквы вставили.
Какое правило мы сегодня с вами вспомнили?
С каким настроением уходим с урока?