"Превращение одного вида механической энергии в другой", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: На примерах разъяснить что в природе происходит превращение одного вида энергии в другой, показать приемы организации учебной деятельности на уроке физики с применением информационных технологий в 7Кл., направленных на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения и выполнения исследовательской работы на уроке физики.

Образовательная: Объединить знания и научить учащихся применять эти знания на уроках физики.

Развивающая: Вырабатывать умения самостоятельно применять знания в новых ситуациях, навыки самоанализа и взаимоконтроля развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать культуру общения в беседе, стремление стремление к самостоятельности в использовании дополнительного оборудования.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

1. Вопросы для повторения

- Что понимают под энергией?

Приведите примеры

- Какие виды механической энергии вы знаете?

- От чего зависит величина потенциальной энергии тела, поднятого над землей?

- От чего зависит кинетическая энергия тела?

- Какой энергией, относительно земли обладает летящей самолет?

- Какой энергией обладает падающее тело?

2. Изложение нового материала.

Просмотр видеоролика: “Изменение кинетической энергии движущегося автомобиля”

Учащимся предложено подобрать такую скорость движения автомобиля при которой происходит столкновение транспортных средств на перекрестке. Вопрос учителя: Куда исчезла кинетическая энергия?

Ответ учащихся: Исчезла, испарилась, взорвалась и т.д.

 

Объявляется, Тема урока: “Превращение одного вида механической энергии в другой”

Просмотр компьютерного эксперимента “ Превращение энергии при колебаниях”

Задания для учащихся: Пронаблюдать явления. Сравнить реальный объект и компьютерную модель. Ответить на следующие вопросы: с какими превращениями энергии вы сталкиваетесь при изучении данных процессов;

Сколько раз за период (время одного полного колебания) эти превращения происходят?

Компьютерный эксперимент: Энергия поднятого над землей тела пронаблюдайте за шариком, падающим с определенной высоты и отключенным после этого отражателем на горизонтальную плоскость, где шарик тормозится специальным упором. Убедитесь, что работа торможения шарика не зависит от коэффициента сопротивления этого упора.

 

Задача. На сколько увеличилась потенциальная энергия мальчика массой 48 кг, который поднялся по лестнице своего дома на высоту 10 м.

Дано:

м = 48 кг
h = 10 м
Е = мgh = 4800 Дж

Е = ?

Вопрос учителя: Хотите побывать на Луне?

Компьютерный эксперимент: энергия поднятого тела над Луной (в предыдущем эксперименте изменить гравитацию).

 

 

3.Закрепление изученного материала

Задача: Какое значение имеют волноломы (сооружения в виде мола), устанавливаемые у морских берегов? Энергия какого тела является причиной разрушения берега? Что является источником энергии этого тела(при ответе использовать знания, полученные на уроках ОБЖ, географии и физики)?

Практическое задание: используя программу “Живая физика”, смоделировать нитяной маятник и пружинный маятник и показать какие превращения энергии происходят при движении этих объектов.

4.Компьютерный эксперимент: превращения энергии

Укажите виды энергий, которые последовательно превращались друг в друга, в какие моменты значение какого вида энергии достигало максимума, превращалось в ноль

5.Итог урока.

Вывод: какие бы явления не происходили в природе, они всегда сопровождаются превращением одного вида энергии в другой.

Процесс работы связан с передачей энергии от одних тел к другим, и в каком случае мерой изменения энергии является совершенная работа.