Цель интеграции:
- Совершенствование содержания образования в соответствии с Концепцией модернизации образования России;
- Освоение и использование информационных технологий в учебном процессе.
Цель урока:
Обучающая:
- повторить и закрепить навыки построения графиков соответствующих функций, умения алгебраического и графического решения уравнений с помощью программы Microsoft Excel.
Развивающая:
- развивать умения и навыки исследовательской работы.
- развивать коммуникативные качества личности.
- развитие познавательного интереса к математике и информатике.
- развитие наблюдательности, самостоятельности, способности к коллективной работе.
Воспитывающая:
- воспитывать чувство ответственности, аккуратности, трудолюбия;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
- воспитание информационной культуры.
Девиз: Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и тем самым приближается к учителю. (И.Гёте.)
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учению.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают "Это я!"
- Кто сегодня рано проснулся?
- Кто умеет работать на компьютере?
- Кто знает программу Microsoft Excel?
- Кто пришел учиться?
- Кто выполнил домашнее задание?
- Кто готов к работе на урок?
Учитель проводит краткий инструктаж по технике безопасности.
- Для обеспечения безопасной работы в компьютерном классе необходимо выполнять следующие правила:
- Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютер.
- Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
- Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
- Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
- Нельзя ходить по классу, вставать со своего места без разрешения учителя.
- В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари немедленно сообщить учителю.
II. Актуализация знаний.
Задание "Попади в цель". На доске заготовлены графики некоторых функций и написан ряд функций. Ребятам надо найти графическое соответствие изображению решений уравнений.
а) - х 2 + 5 = - 2 х
Задание 2. Что произойдет с графиком функции относительно графика функции
- поднимется на 3 единицы;
- сдвинется вверх на 8 единиц;
- опустится на 8 единиц;
- совпадёт.
Задание 3. Сколько точек пересечения может иметь график функции с осью ОХ?
а) у = х 2 + 5;
б) у = - 2 х 2 + 3.
Задание 4 (ответить на вопросы по информатике).
- Дать определение электронной таблицы.
- Каковы функции электронных таблиц?
- Что может содержаться в ячейки электронной таблицы?
- С чего начинается ввод формулы в ячейку электронной таблицы?
- С помощью чего можно построить график или диаграмму?
III. Практическое применение умений и навыков.
В тетрадях изобразить схематично графики функций у = 2 х – 3; у = (х + 1) 2.
Работа в группах. Класс делится на 7 групп. Каждая группа получает по уравнению, которое они решают сначала алгебраически, затем проверяют на компьютере свое решение графически с помощью программы Microsoft Excel.
I группа. х 2 = х + 2
II группа. – х 2 = х + 2
III группа. х 2 – 3 = 2 х
IV группа. – х 2 = 4 х + 3
V группа. х 2 = 1/х
VI группа. х 2 = -1/х
VII группа (исследовательская деятельность).
- При каком а уравнение = ах имеет один, два корня и не имеет корней?
- С помощью графика выяснить сколько решений может иметь уравнение х 2 = ах + в, где а и в некоторые числа.
После проверки работы в группах учитель проводит Физкультминутку.
6 учащихся выполняют тест (Приложение 1) на компьютере, остальные работают с учителем.
Задание 1. Показать с помощью схематического изображения графиков сколько решений имеет данное уравнение?
а) = x2 ; b) = x3.
Задание 2. С помощью графика выяснить, при каких в уравнение = - x + b имеет корни и при каких в не имеет корней?
Далее учащиеся, проводившие исследовательскую деятельность, представляют свою работу.
IV. Подведение итогов.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.