I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Здравствуйте! Садитесь.
- Ребята, глубоко вздохнем, расправим плечи, улыбнемся и пожелаем друг другу плодотворной творческой работы!
- Мы с вами уже знакомы, я учитель черчения Новоуренгойской гимназии Василевич Светлана Николаевна. Начинаем урок с разминки на внимание и развитие пространственного воображения. Представьте себе квадрат три на три клетки (показываю рисунок), в центре находится точка. Точка начинает движение – вверх, вправо, вниз, вниз, влево, влево. Где находится точка? (Играем три раза)
- Прекрасно! Все сосредоточились и готовы к работе. Все необходимое для работы у вас есть на столах.
II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ
- Ребята, вас, наверное, заинтересовали эти черные ящики, которые стоят на партах, совсем как в игре “Что, где, когда?” Мой вопрос: “Как вы считаете, что находится в этих ящиках?” Это имеет отношение к нашему уроку по теме "Строительные чертежи". (Ответы на вопрос учащихся)
(Если не назван правильный ответ, звучит просьба открыть эти ящики и достать все оттуда)
- Откройте ящики. Что вы обнаружили в них? (Строительные материалы)
- Что вы ощущаете, когда держите эти материалы в руке? Какие ассоциации у вас возникают? (подразумеваются ответы: тяжелый, легкий, теплый, холодный и др.)
- Для чего служат эти материалы? (Подразумеваются ответы: "Для строительства")
- Верно! Для строительства различных объектов.
- А если бы вам предложили построить дом, из какого материала вы бы его построили?
- Хорошо, ребята, а теперь подумайте и скажите, с чего начинается строительство любого объекта, независимо от тех материалов, которые вы перечислили? (подразумеваются ответы: с разработки проекта, чертежей)
- Совершенно верно! Чтобы построить любой объект, сначала нужно разработать проект и рабочие чертежи.
III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Итак, тема нашего урока “Строительные чертежи”.
- Посмотрите внимательно на ваш опорный конспект (приложение 1), обратите внимание, что строительный чертеж на плакате, такой же, как и в опорном конспекте, и скажите, а что нужно вам знать, чтобы читать и выполнять строительные чертежи? (Подразумеваются ответы: "Новые условные знаки, нанесение размеров, разбивочные оси, другие названия видов" и др.)
- Совершенно верно! В ходе урока мы изучим графическое изображение архитектурно-строительных сооружений, их особенности, сходство и отличия от машиностроительных чертежей и рассмотрим их практическое применение. Делать это вы будете самостоятельно, работая в трех группах.
- Народная мудрость гласит: каждый человек, чтобы не зря прожить жизнь, должен построить дом, посадить дерево и воспитать ребенка. Пока мы выбираем одно – строительство дома, а для этого нужно создать проект этого дома, т.е. выполнить строительные чертежи.
- Вашим первым заданием будет: самостоятельно найти сходство и отличия машиностроительных чертежей, которые вы изучали до сих пор, от строительных чертежей. Результаты записать в таблице опорного конспекта. Для того чтобы выполнить это задание вам предлагается использовать учебник, опорный конспект, дополнительные источники информации, действительные строительные чертежи, по которым сейчас строят дома, которыми пользуются рабочие, мастера, инженеры-строители. Все это находится у вас на столах. Время на выполнение задания 3 мин.
У кого есть вопросы? Приступаем к работе.
- Время вышло. Подводим итоги. Сначала укажем сходство. Каждая группа называет ответы по очереди. За каждый правильный ответ получаете жетон.
- Будьте внимательны, слушайте друг друга, не повторяйте ответы.
Пожалуйста, слово первой группе…(называют сходство /см. приложение 2)
- Теперь называем отличия. (называют отличия / см. приложение 3)
Еще будут ответы? Все ли прозвучало в ваших ответах?
(подхожу к доске, переворачиваю листочки и вместе с учащимися сверяем сходство и отличия чертежей)
- Подводим итоги – вы молодцы, хорошо справились с этим заданием.
IV. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- А теперь проверим, как прочно вы усвоили теоретический материал. В опорных конспектах выполним блиц-тест (приложение 4). Отвечаем на пять вопросов: словами “да” или “нет”. Если вы согласны с выражением, которое прозвучит – отвечаете “да”, если не согласны – отвечаете “нет”. Вопросы читаются один раз, исправления в тесте считаются ошибкой.
- Итак, будьте внимательны. Приступаем к работе. (читаю тест)
Проверяем и оцениваем себя самостоятельно. Послушайте правильные ответы. Если ошибок нет, получаете – 5. Одна ошибка – 4. Ну а больше можете себя не оценивать. (идет проверка)
- Поднимите руки кто получил – 5. Молодцы, ребята, я за вас очень рада!
- Теперь вы готовы к выполнению второго графического задания - работа над проектом дома, в котором бы вам хотелось жить.
- Ребята, вы уже владеете навыками графического черчения, я видела ваши чертежи и убедилась в этом. Но сегодня, для выполнения задания, вы будете пользоваться:
- во-первых, нетрадиционными для черчения инструментами: маркеры, фломастеры, клей;
- во-вторых, выполнять задание нетрадиционным способом, с применением техники аппликации. Ваши знания, умения и навыки графического черчения здесь очень пригодятся.
Вместе с тем, проявите творчество и смекалку.
- Прослушайте внимательно задание: по единому графическому условию "Контуры главного вида архитектурной композиции (графическое условие см. в приложении 5):
- первой группе разработать и представить максимальное количество объемных композиций (приложение 5);
- второй группе разработать и представить фасад здания;
- третьей группе разработать и представить план здания.
- Время выполнения этого задания 6 мин. Приступаем к работе.
- Время работы вышло. Представьте ваши творческие работы. Расскажите, пожалуйста, что вы делали, какую информацию несет в себе выполненное вами графическое изображение. Остальным учащимся необходимо внимательно выслушать ответ и определить правильность выполнения. Если будут ошибки, неточности, необходимо указать их и показать, как нужно сделать правильно. (идет защита проектов, во время которой звучат вопросы: Какие есть замечания? Возможно, вы заметили какие-то ошибки или неточности?)
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете! Это первые ваши шаги в строительном проектировании. Работа в целом выполнена качественно, без грубых ошибок. Я надеюсь, что кому-то из вас полученные знания пригодятся в жизни, а возможно кто-то из вас в будущем выберет профессию строителя.
- Теперь выполните, пожалуйста, проверочное графическое задание, которое у вас всех есть. Прочитайте внимательно условие задачи. Вам нужно по изображению одноэтажного однокомнатного домика построить его план (приложение 6). При этом учесть, что в жилую комнату ведут два входа: один через открытую террасу, другой через кухню. Печная труба декоративно вынесена на фасад. Будьте внимательны, аккуратны и точны. Время на выполнение задания – 3 мин.
- Время на выполнение задания вышло. Посмотрите на один из правильных вариантов выполнения работы и проверьте друг у друга чертеж, укажите ошибки и выставьте оценки. На это дается 1 мин.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Каковы наши успехи? Да, действительно, вы успешно справились и с этой работой. Трудно даже отметить лучшую работу, все работы, просмотренные мной, выполнены правильно. Молодцы! Итак, ребята, скажите, пожалуйста:
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Что вы узнали изучая эту тему сегодня на уроке?
- Заканчивается урок, на котором мы с вами проектировали дом. Посмотрите на доску, возможно, вы уже обратили внимание на эти слова: “Дом, как известно всем давно, это не стены и окно…” А что это по вашему мнению? (подразумеваются ответы: семья, школа, класс, где уютно, хорошо, где тебя понимают)
- Я с вами согласна, более того, многое и от вас зависит в доме: согласие, добро, уют, дружба, любовь. И я очень желаю вам жить именно в таких домах.
- Наш урок подошел к концу. Большое спасибо за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать. И сейчас я хочу подарить вам слова замечательной песни “Дом”, которая звучала сегодня у нас на уроке во время выполнения творческой работы, и слова которой есть в опорных конспектах. Предлагаю всем вместе ее спеть. (поем песню)
- До новых встреч!