Практика проектирования образовательного пространства школы

Разделы: Общепедагогические технологии


В современном образовательном пространстве одной из актуальных проблем является возможность использования в практике реально осуществимых образовательных проектов. Проектная технология одна из самых интересных практик современной школы. В данной разработке будет представлен проект, разработанный на базе средней общеобразовательной школы одного из самых северных городов мира г. Норильска. В проекте решается проблема реабилитации детей, проживающих в неблагоприятных условиях Крайнего севера средствами художественного творчества.

Содержание проекта

Данный проект направлен на реабилитацию физических и психологических стрессов у детей, проживающих в неблагоприятных условиях Крайнего севера. Сохранение эмоционального равновесия и физического здоровья, развитие творческого потенциала учащихся через арт-терапевтическую деятельность. Создание на базе школы реабилитационного центра по основным направлениям:

1 блок - “Цветопись в духовном и валеологическом развитии ребенка”, “Пленер и природотворчество в эколого-художественном воспитании подрастающего поколения”. “Пластилины и керамо-пластика в анимации как духовно реабилитирующая практика” дающие возможность средствами цветолечения, пальчиковой живописи и лепки, витражной и батиковой росписи, работы с природным материалом создать условия для улучшения зрения учащихся, мелкой моторики, визуального развития и образного мышления;

2 блок - “Оздоровительная хореография”, “Театральное и музыкальное искусство в художественном пространстве школы”, способствующее не только творческому развитию ребенка, но и помогающее в арт-терапевтической практике, направленные на восстановительные функции организма подростка, а именно: развитие дыхательной системы организма, избавление от гиподинамии (одной из острых проблем в условиях Крайнего севера), развития двигательной активности и др.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема, на решение которой направлен проект

- Физическая и эмоциональная реабилитация детей, проживающих в климатически неблагоприятных условиях Заполярья (в условиях полярной ночи, территории вечной мерзлоты, замкнутости пространства города, географической отдаленности от экологически благоприятных территорий), средствами арт-терапии (адаптация к условиям через искусство и художественное творчество)

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Реабилитация физических и психологических стрессов у детей, проживающих в неблагоприятных условиях Крайнего севера.

Задачи проекта:

  • Сохранение здоровья учащихся через арт-терапевтические мероприятия.
  • Вовлечение в реабилитационную, волонтерскую деятельность широкого круга общественности, тем самым привлечение к проблеме все возможные ресурсы

Ожидаемые результаты

1(краткосрочные результаты с динамикой развития)

Проведение городских (региональных) мастер- классов, семинаров- практикумов, благотворительных массовых мероприятий, круглых столов творческих групп и индивидуальных консультаций по всем направлениям проекта

- “Цветопись в духовном и валеологическом развитии ребенка” (семинар- практикум, мастер- класс-группа 15 человек из общеобразовательных и дошкольных учреждений)

- “Оздоровительная хореография”(фестиваль “Танец как духовная терапия и оздоровительная практика”от 10 до 50 учащихся из школ города, коллеги- учителя ритмики и хореографии) “Театральное искусство в художественном пространстве школы”(работа в творческих группах 10-15 педагогов)

“Пленер и природотворчество в эколого-художественном воспитании подрастающего поколения” (мастер- класс,семинар-практикум 10-15 педагогов )

“Пластилины и керамо-пластика в анимации, как духовно реабилитирующая практика”

Выставочная деятельность (3-4 тематических выставки, арт-акции).

Публицистическая деятельность (выпуск методических пособий с рекомендациями к практике работы в разных направлениях арт-терапевтической деятельности 120-150 шт из расчета по 2-3 брошюры на общеобразовательные, дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования).

2 (долгосрочные результаты, прогнозируемые)

Создание ресурсных центров (на базе муниципальных образовательных учрежений), работа которых направлена на здоровьесбережение подрастающего поколения. Ресурсного центра по арт-терапии и здоровьесбережению на базе МОУ “СОШ № 23”.

Значительное улучшение психофизического состояния наших воспитанников, умение саморегуляции и релаксации средствами искусства и художественного творчества.

Деятельность в рамках проекта

Для достижения результатов в рамках проекта предполагается осуществить деятельность цента “Арт-терапия” на базе МОУ “СОШ №23” г. Норильска. Данный центр будет осуществлять функции ресурсного методического центра по разработке методических и главным образом, практических рекомендаций и занятий по арт-терапевтической деятельности. Привлекать для работы в ресурсном центре специалистов не только сферы образования и культуры, но и детских реабилитационных центров, отделов по работе с молодежью, медицинских учреждений и др.

Работа в проекте предполагается в нескольких направлениях. На базе кафедры эстетического воспитания МОУ “СОШ №23” будет работать арт-студия “Цветопись”. Ее задача- помочь детям в условиях полярной ночи и долгой зимы - 9 месяцев (специфика климатических условий Заполярья), увидеть через живопись и особенности цвета все многоцветие окружающей природы (не все дети нашего региона в летний период имеют возможность выехать на “материк” и увидеть как разнообразен окружающий мир природы). Работа направления “Пленер и природотворчество в эколого-художественном воспитании подрастающего поколения” даст возможность работы с природным материалом. Деятельность студии направлена на тонкое эмоциональное общение ребенка с природой, тем самым на реабилитирующее воздействие звуков природы, цветовой палитры окружающего мира и др. Направление “Пластилины и керамо-пластика в анимации” как арт-терапевтическая деятельность дает возможность развития моторики рук, улучшения зрения. Пространственного мышления. Действие направлений “Оздоровительная хореография” и “Театральное и музыкальное искусство в художественном пространстве школы” поспособствуют не только творческому развитию ребенка, но и помогут в арт-терапевтической практике. Они направленные на восстановительные функции организма подростка: развитие дыхательной системы через песнопение, музыкальное творчество (обучение игре на традиционных инструментах народов Крайнего севера ненцев, долган, а так же на духовых инструментах русского народа), деятельность этих направлений направлена на избавление детей от гиподинамии (одной из острых проблем в условиях Крайнего севера), развития двигательной активности, развитие пластичности и координациии др. В деятельности проекта будут использованы кадровые ресурсы, все кураторы проекта - профессионалы в области искусства, культуры и образования, имеют высшее сцециальное образование. Так же к работе в проекте привлекается родительская общественность и ряд организаций заинтересованных в положительных динамических результатах проекта 9 реабилитационные центры, медицинские учреждения, другие школы.)

Приложение.