Цель занятия:
1 – Изучить основные параметры баллистического движения тел:
- траекторию баллистического движения
- высоту подъема
- время подъема и время полёта
- дальность полёта
- скорость движения.
2 – Продолжить работу по формированию важнейших интеллектуальных умений:
- анализа, сравнения, обобщения, умения делать выводы.
3 – Развивать творческое и логическое мышление учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, , карточки, сосуд, заполненный жидкостью с подвижным краном.
Раздаточный материал:
- карточки 1;2;(приложение 1, таблица
1)
- карточки с заданиями 1;2;3;4 для работы в группах (приложение 2)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства обучения |
В многочисленных войнах на протяжении
всей истории человечества враждующие стороны,
доказывая своё превосходство, использовали
сначала камни, копья, стрелы, а затем ядра, пули,
снаряды и бомбы. Успех сражения во многом
определялся точность попадания в цель. При этом
точный бросок фиксировался воином визуально, а
успех повторялся при определенной тренировке. Но
развитие техники потребовало более быстрого и
точного попадания в цель и на более дальнее
расстояние. Таким образом, перед человечеством стала проблема, как произвести такие расчеты? Что для этого необходимо знать? Такая цель стоит сегодня и перед вами: - определить траекторию движения тела
брошенного под углом к горизонту На все эти вопросы отвечает раздел механики – баллистика. Учащиеся, у которых на столах лежат карточки 1, 2 должны заполнить таблицу. А с ребятами, у которых такого задания не оказалось, будем работать устно. К какому виду движения относится движение по вертикали? А конкретно при движении вверх и вниз? С каким ускорением происходит такое движение? Как направлены V и g ? Как изменяется V при движении тела вверх и вниз?
Ребята, кто заполнял таблицу, снимите скрепку и передайте верхние листы на первую парту. Второй лист отдайте товарищу для взаимопроверки. А теперь все посмотрите на доску. Результатом заполнения таблицы должно быть следующее. Обратите внимание, что таблица оказалась до конца не заполненной, ее вы должны заполнить в конце урока. Движение тела, брошенного под углом к горизонту можно рассматривать как результат сложения двух прямолинейных движений: прямолинейного движения по оси OX и равнопеременного – по оси OY. Найдем проекции вектора V на OX и OY. А сейчас сопоставим два вида баллистического движения: - движение тела по вертикали Для определения основных параметров баллистического движения, вы будете работать в группах. Проанализируем вашу работу. 1-я группа определяла уравнение траектории снаряда. Дополнительный вопрос. Докажите, что графиком движения является парабола. 2-я группа определяла высоту подъема. 3-я группа определяла время подъема и время полета. 4-я группа определяла дальность полета. Дополнительный вопрос. От чего зависит дальность полета?
А сейчас проследим, что происходит со скоростью движения тела, брошенного под углом к горизонту. Как же можно определить V ? Полученные результаты справедливы для случая, когда можно пренебречь сопротивлением воздуха. А если сопротивление воздуха присутствует? Какова будет траектория движения тела? Итак, что мы сегодня изучили на уроке? Заполним таблицу. А теперь посмотрите демонстрацию опыта со струёй воды. Изменяя скорость движения жидкости, мы замечаем изменение высоты подъема и дальности полета. Изменяя угол, мы снова замечаем изменение высоты подъема и дальности полета. А как они изменяются, вы исследуете на следующем уроке в ходе выполнения лабораторной работы, используя компьютерную программу “Открытая физика 1.1”. Урок окончен. Спасибо. До свидания. |
Предполагаемые ответы учащихся
Индивидуальная работа учащихся. К равноускоренному. Вверх – равнозамедленное. Вниз – равноускоренное. С постоянным ускорением свободного падения, которое направлено вниз. Если вверх, то противоположно. Если вниз, то сонаправлены. Вверх – уменьшается. Вниз – увеличивается.
Работа в группах.
Запись уравнения на доске и комментарии. Запись результата на доске. Запись результата на доске. Запись результата на доске.
Дальность полета зависит от угла, под которым тело брошено к горизонту, т.е. дальность полета max, когда max sin 2 а. а = 45.
По теореме Пифагора.
Учащиеся заполняют таблицу, объясняя, что определяют данные формулы. Учащимся раздаются листы с выводами формул для домашнего изучения. |
Таблица 1.
Таблица 2 . (работа на интерактивной доске)
Слайд 1. Задание 1, Слайд 5
Слайд 7. Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10
Таблица 3 (работа на интерактивной доске) Слайд 11 |