Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме "Столовая и кухонная посуда"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнение и расширение представлений детей о назначении отдельных предметов посуды; учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду (назначение и материал); воспитывать навыки гостеприимства.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
  • развивать целостность восприятия и мелкую моторику;
  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • совершенствовать навыки словообразования и связной речи.
Направления коррекционной работы Содержание занятия Оборудование
Зрительное восприятие, концентрация внимания Организационный момент.

1. Игровое упражнение: “Узнай и назови”

Каждый ребёнок берет со стола педагога предмет посуды, называет.

Набор кукольной посуды

<рисунок1>

Обобщение Сообщение темы.

Дефектолог. Назовите, одним словом эти предметы? (Посуда)

Ребята, почтальон принёс письмо. Его написали наши лесные друзья. Они сообщают, что сегодня к обеду приедут к нам в гости. Будем встречать гостей?

Путь их будет долгий, они проголодаются, и мы их обязательно угостим обедом.

Конверт с письмом

<рисунок2>

Расширение словаря Беседа по теме

Обед готовят на кухне. Как называется посуда, которой пользуются для приготовления первого, второго, третьего блюда? (Кухонная)

Какую кухонную посуду вы знаете?

Какие блюда относятся к первым (вторым, третьим)?

Как называется посуда, которой сервируют стол? (Столовая)

Какую столовую посуду вы знаете?

2. Игровое упражнение: “Что для чего”

Дефектолог. В кастрюле… (варят первое, второе блюдо).

В сковороде… (жарят картошку, котлеты, рыбу).

В глубокую тарелку… (наливают первое). Ложкой (едят первое блюдо, кашу).

Ножом (режут хлеб, мясо).

В мелкую тарелку… (накладывают второе).

В солонку…(насыпают соль).

В супницу…(наливают суп, борщ).

В салфетнице…(стоят салфетки).

Вилкой…(едят второе).

Набор предметных картинок

<рисунок3>

Словообразование 3. Игра: “Один – много”

Дефектолог. Чтобы накрыть стол для гостей, нам потребуется много посуды. Педагог называет предмет посуды в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу.

Слова: ложка, нож, тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, поварешка.

4. Игровое упражнение: “Что из чего”

Дефектолог. Изготовлена посуда из разных материалов, давайте скажем, какими бывают предметы посуды.

Стакан из стекла – какой? (Стеклянный стакан)

Тарелка изготовлена из фарфора – какая? (Фарфоровая тарелка)

Нож изготовлен из металла – какой? (Металлический нож)

Сковорода изготовлена из чугуна – какая? (Чугунная сковорода)

Ложка изготовлена из дерева – какая? (Деревянная ложка)

 

Мяч

 

 

 

Предметы посуды

(натуральные)

<рисунок4>

Целостность восприятия,

концентрация внимания,

мелкая моторика

Зрительно-моторная координация,

переключение и распределение внимания

5. Игра: “Найди вторую половину”

Дефектолог. Ах, какая неприятность, чашки раскололись. Внимательно посмотрите на узоры, и соедините половинки чашек.

6. Игровое упражнение: “Сравни и нарисуй”

Дефектолог. А вот и блюдца к чашкам. Только они совсем без узоров, но мы это исправим.

Детям предлагается нарисовать узор на блюдце в соответствии с узором чашки.

Разрезные картинки

<рисунок 5>

 

Цветные карандаши, бумажные макеты блюдец

<рисунок 6>

Координация речи с движениями Физкультминутка.

Точим нож! Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

Дети сопровождают текст движениями.

 
Обобщение, классификация

 

 

Анализ, сравнение

 

Выделение существенных признаков; связная речь

7. Игра: “Исключение лишнего”

Дефектолог. На картинках один предмет чем-то отличается от трех других (3 предмета столовой посуды и один предмет кухонной посуды, и наоборот) Назовите лишний предмет на каждой картинке и объясните свой выбор.

8. Игровое упражнение: “Что общего и чем отличаются?”

Дефектолог. Назовите общие и отличительные признаки предметов: кастрюля и тарелка.

9. Составление загадок описаний о предметах посуды

Дефектолог. Предложить детям самостоятельно выбрать картинку с предметом посуды и составить загадку – описание.

Предметные картинки

<рисунок7; рисунок8>

 

Предметы посуды (натуральные)


Набор предметных картинок

<рисунок3>

  Итог

Дефектолог. Предложить детям накрыть стол для гостей.

- Какую посуду мы будем использовать для сервировки стола?
- Назовите посуду, в которой приготовят обед?

Набор кукольной посуды

<рисунок9>