Цель: уточнение и расширение представлений детей о назначении отдельных предметов посуды; учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду (назначение и материал); воспитывать навыки гостеприимства.
Задачи:
- развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;
- развивать целостность восприятия и мелкую моторику;
- формировать логическое мышление;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать навыки словообразования и связной речи.
Направления коррекционной работы | Содержание занятия | Оборудование |
Зрительное восприятие, концентрация внимания | Организационный момент. 1. Игровое упражнение: “Узнай и назови” Каждый ребёнок берет со стола педагога предмет посуды, называет. |
Набор кукольной посуды |
Обобщение | Сообщение темы. Дефектолог. Назовите, одним словом эти предметы? (Посуда) Ребята, почтальон принёс письмо. Его написали наши лесные друзья. Они сообщают, что сегодня к обеду приедут к нам в гости. Будем встречать гостей? Путь их будет долгий, они проголодаются, и мы их обязательно угостим обедом. |
Конверт с письмом |
Расширение словаря | Беседа по теме Обед готовят на кухне. Как называется посуда, которой пользуются для приготовления первого, второго, третьего блюда? (Кухонная) Какую кухонную посуду вы знаете? Какие блюда относятся к первым (вторым, третьим)? Как называется посуда, которой сервируют стол? (Столовая) Какую столовую посуду вы знаете? 2. Игровое упражнение: “Что для чего” Дефектолог. В кастрюле… (варят первое, второе блюдо). В сковороде… (жарят картошку, котлеты, рыбу). В глубокую тарелку… (наливают первое). Ложкой (едят первое блюдо, кашу). Ножом (режут хлеб, мясо). В мелкую тарелку… (накладывают второе). В солонку…(насыпают соль). В супницу…(наливают суп, борщ). В салфетнице…(стоят салфетки). Вилкой…(едят второе). |
Набор предметных картинок |
Словообразование | 3. Игра: “Один – много” Дефектолог. Чтобы накрыть стол для гостей, нам потребуется много посуды. Педагог называет предмет посуды в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу. Слова: ложка, нож, тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, поварешка. 4. Игровое упражнение: “Что из чего” Дефектолог. Изготовлена посуда из разных материалов, давайте скажем, какими бывают предметы посуды. Стакан из стекла – какой? (Стеклянный стакан) Тарелка изготовлена из фарфора – какая? (Фарфоровая тарелка) Нож изготовлен из металла – какой? (Металлический нож) Сковорода изготовлена из чугуна – какая? (Чугунная сковорода) Ложка изготовлена из дерева – какая? (Деревянная ложка) |
Мяч
Предметы посуды (натуральные) |
Целостность восприятия, концентрация внимания, мелкая моторика Зрительно-моторная координация, переключение и распределение внимания |
5. Игра: “Найди вторую половину” Дефектолог. Ах, какая неприятность, чашки раскололись. Внимательно посмотрите на узоры, и соедините половинки чашек. 6. Игровое упражнение: “Сравни и нарисуй” Дефектолог. А вот и блюдца к чашкам. Только они совсем без узоров, но мы это исправим. Детям предлагается нарисовать узор на блюдце в соответствии с узором чашки. |
Разрезные картинки
Цветные карандаши, бумажные макеты блюдец |
Координация речи с движениями | Физкультминутка. Точим нож!
Точим нож! Дети сопровождают текст движениями. |
|
Обобщение, классификация
Анализ, сравнение
Выделение существенных признаков; связная речь |
7. Игра: “Исключение лишнего” Дефектолог. На картинках один предмет чем-то отличается от трех других (3 предмета столовой посуды и один предмет кухонной посуды, и наоборот) Назовите лишний предмет на каждой картинке и объясните свой выбор. 8. Игровое упражнение: “Что общего и чем отличаются?” Дефектолог. Назовите общие и отличительные признаки предметов: кастрюля и тарелка. 9. Составление загадок описаний о предметах посуды Дефектолог. Предложить детям самостоятельно выбрать картинку с предметом посуды и составить загадку – описание. |
Предметные картинки
Предметы посуды (натуральные)
|
Итог Дефектолог. Предложить детям накрыть стол для гостей. - Какую посуду мы будем использовать для
сервировки стола? |
Набор кукольной посуды |