Цели урока:
- Развитие умения работать с “обратным” словарем, развитие речи уч-ся, памяти, внимания, грамотности.
- Формирование умения правильно писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Воспитание аккуратности.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” часть 3 ( М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова);
- Учебник “Русский язык” часть 2 (М.Л.Каленчук,О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова);
- Пропись по русскому языку №2 (Т.А.Байкова);
- Карточки с безударными гласными.
- Мультимедиа.
План урока:
- Организационный момент.
- Минута чистописания.
На доске записана скороговорка – Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Назовите повторяющие звуки. Какими буквами они обозначены? Эти буквы и будем сегодня прописывать.
ссс шшш Сш Шс
Проговаривание скороговорки.
Письмо предложения на внимание.
Горячий воздух дул с запада.
Предложение написано на доске, учитель считает про себя до 5, дети за это время прочитывают про себя предложение. Запись предложения убирается, дети по памяти пишут предложение в своих тетрадях.
Проверка предложения. Разберите предложение по членам предложения. Найдите словарное слово, подчеркните непроверяемую гласную ( запад).
Словарная работа.
а) Покажите пропущенную букву в словарных словах:
Кр…вать, мол...ток, р…сунок, …бед, м…тро, п…том, …сина, к…мпьют…р, х… … …ей.
б) Знакомство с новым словарным словом.
Пропись, стр. 34, упр. № 35. слово трактор.
В упражнении № 35 найдите слово, родственное слову “трактор”. Выпиши его в начальной форме, письменно покажи, как оно образовано.
Тракторист – трактор + ист + ?
Сообщение темы и целей урока.
На доске: учениц(е/о)й еж(е/о)м
Какие буквы нужно написать в окончаниях этих слов?
Сегодня на уроке мы должны сделать вывод, когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц пишется буква О, а когда – Е.
Изучение новой темы.
Откройте учебник, часть 3, стр.57, найдите упражнение № 59.
Откройте словарь на – Е. посмотри, какое окончание у всех слов с основой на – Ц. стоит ли окончание под ударением, или оно безударное? А какое окончание у слов с основой на – Щ? в этих словах оно также безударное?
Открой словарь на букву – О. найди в конце списка слова с основой на – Ц и на – Ч. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным?
Закончите формулировку правила:
В существительных с основой на шипящий или Ц пишем в начальной форме окончание – е, если это (ударное? безударное?) окончание.
Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Закрепление изученного.
Откройте обратный словарь на – Ц. работаем по цепочке. Устно ставьте каждое слово в форму Т.п. Следите за тем, стоит ли окончание под ударением. (Хлебцем, гребцом, и т.д.)
Диктант с грамматическим заданием.
Образуйте и запишите форму Т.п. единственного числа. Поставьте в словах знак ударения:
Горница, волчица, месяц, ключница, пыльца, ноша, задача, пшеница, овца.
Работа над устойчивыми выражениями.
(мультимедиа) Приложение 1.
Объясните значение устойчивых выражений. Придумайте и запишите с ними предложения, подчеркните орфограмму в окончаниях существительных. Формы глаголов можно менять.
Работа с Обратным словарем.
Открой словарь на – Ж. Поставьте все слова в форму Т.п. ед.ч. Запиши их в два столбика: слова с окончанием – ом и слова с окончанием – ем.
Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Чему научились? Приведите примеры слов, когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц пишется – о; - е.
Домашнее задание.
Выучить правило написания окончания имен существительных после шипящих и Ц. Учебник №3, стр. 59, упр. № 66.