Пояснительная записка к уроку- презентации
Каждый слайд появляется на экране по щелчку, тогда когда в этом есть необходимость. Каждый элемент слайда тоже появляется по щелчку по мере необходимости. Практическую часть ребята хорошо владеющие компьютером выполняют на ноутбуках, остальные в тетрадях.
Произнося тему урока, выводим её на экран. (1-й слайд)
Объявляя классу цели урока и выводим их на экран. (2-й слайд)
При фронтальном опросе задаём вопрос и даём возможность ответить, а затем сверяем с правильным ответом. (3-й слайд)
При вопросе назвать основные характеристики линз и показать их на чертеже, выводим чертёж на экран. (4-й слайд)
Задаём вопрос: У какой линзы (толстой или тонкой) фокус расположен ближе? Даём возможность подумать и ответить, а затем показываем видеоклип с правильным ответом. (5-й слайд)
Чтобы учащиеся смогли ответить на вопрос: Как идут лучи в собирающей (6-й слайд) и рассеивающей (7-й слайд) линзах, показываем рисунки, а затем в виде вывода записываем их в тетрадь. (8-й слайд)
Дальше задаётся вопрос: Какие виды изображений известны вам? Отвечают ребята из собственного жизненного опыта и показываем им видеоклип с подсказкой. (9-й слайд)
На следующем слайде в виде вывода записываем виды изображений. (10-й слайд)
Ребята вместе с учителем строят изображение для собирающейся линзы, если предмет находится за двойным фокусом. (11-й слайд)
Ребята вместе с учителем строят изображение для рассеивающейся линзы, когда предмет находится за фокусом. (12-й слайд)
Появляется заготовка рисунка, по которому необходимо построить изображение. Затем правильность построения проверяется на экране. (13, 14-й слайды)
Выводятся заготовки рисунков для построения изображений по вариантам для тех, кто освоил навык построения. Работы могут быть проверены и выставлены оценки. (15-й слайд)
Домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей учащихся. (16-й слайд)
Цели:
- дидактические – сформулировать «правила» хода лучей света в линзе и научить применять эти «правила» на практике;
- развивающие – умение разрешать проблемные ситуации, работа с компьютером;
- воспитательные – внимательность, аккуратность. (2-й слайд)
Задача урока: Научить учащихся строить изображения, даваемые линзами и описывать их.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), аудиоколонки, ноутбуки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос домашнего задания:
- Что называется линзой?
- Какие линзы вы знаете? (3-й слайд)
- Основные характеристики линз? (Назвать и показать на чертеже.) (4-й слайд)
- У какой линзы (толстой или тонкой) фокус расположен ближе? (5-й слайд)
III. Изучение нового материала:
С помощью предложенного чертежа рассмотрим ход лучей в собирающей (6-й слайд) и рассеивающей (7-й слайд) линзах. Сформулированные «правила» и в виде вывода запишем в тетрадь. (8-й слайд)
Какие изображения можно получить с помощью линз? (9-й слайд)
Смотрим видеоклип-подсказку. (9-й слайд)
Виды изображений. (10-й слайд)
IV. Практическая часть урока.
Поясните, почему для построения изображения предмета в линзе достаточно знать ход только двух лучей?
1. Строим вместе с учителем:
а) Предмет находится за двойным фокусом, собирающей линзы; d > 2F (11-й слайд)
б) Предмет находится между фокусом и двойным фокусом рассеивающей линзы; F < d < 2F (12-й слайд)
2. Учимся строить самостоятельно по предложенным рисункам:
а) (13 слайд)
б) (14 слайд)
3. Самостоятельное построение по заданным рисункам (15-й слайд)
I вариант
II вариант
V. Домашнее задание: (16-й слайд)
§ 67
- Упр. 34, задачи 1,3.
- Построить изображения предмета, находящегося в фокусе.
- Составить схематическую задачу по отысканию точки предмета, из которой вышли лучи, ход которых после линзы известен. Вид линзы выбрать самостоятельно.
При составлении презентации урока были использованы видеоклипы и чертежи с диска «Физикон»