Координатная плоскость

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. закрепление понятия координатной плоскости, определение координат точек, построение прямых по координатам точек;
  2. развитие чувства взаимопомощи и товарищества;
  3. умение проверять и оценивать выполненную работу;
  4. развитие кругозора учащихся.

I. Вопросы всему классу:

  1. Координатную прямую ОХ называют ось …, а ось ОУ – ось …?
  2. Оси ОХ и ОУ параллельные или перпендикулярные?
  3. Как называются координаты точки, заданные в плоскости?
  4. Если С (-2;3), то 3 – абсцисса, -2 – ордината. Верно ли?
  5. В каких четвертях находятся точки: А (1;2), В (-5;3), С (-2;-4), Д (3;-3)?
  6. На каких осях находятся точки: Е (0;-1), F (5;0)?

II. Определение координат точек.

На координатной плоскости расположены три системы координат. В каждой из них отмечены координаты точек. Каждой точке соответствует буква .Каждому ряду дается задание – расшифровать слово .Координаты букв:

1ряд. У(2;4), Е(-5;3), П(4;-7), С(-1;-5). Буква И(0;2)
2ряд. Т(1;3), У(-2;6), Р(-5;-3), Д(4;-5).
3 ряд. Р(-3;4), Д(5;3), О(-3;-5), Я(2;- 6), М(0;-1)

Когда эти слова последовательно записывают на доске и угадают последнее слово, то получим известную пословицу: “Успех и труд рядом идут”.

III. Самостоятельная работа.

Каждый ученик получает карточку индивидуального задания. Пример такой карточки.

В прямоугольной системе координат:

а) постройте прямую АВ, где А(-2;7) и В(-5;-2), прямую СД , где С(-6;6) и Д(3;0), прямую МН , где М(2;-3) и Н(-2;-4).
б) запишите в ответе координаты точек пересечения прямых.

Ответ на карточке заклеен. После выполнения задания, ученик отрывает края карточки и проверяет и оценивает себя.

Дополнительное задание: найти точки пересечения прямых и осей координат.

Карточки сдают учителю.

IV. Астрономия на координатной плоскости.

Наряду с математическими координатами, есть и другие: географические – широта и долгота, на карте звезд неба – склонение и высота.

На карте звездного неба ученики рассматривают созвездия Большой и Малой Медведиц и другие созвездия.

Ученикам предлагается создать свое звездное небо.

На приготовленной черной бумаге отмечена система координат. Желтые звездочки, приготовленные заранее, клеят на черную бумагу, по заданным координатам созвездий.

Созвездие “Персея”: (-5;-3), (-2;-2), (0;-1), (2;-2), (4;-1), (5;0), (6;2), (1;1), (1;3).
Созвездие “Цефея”: (0;5), (-1;4), (-2;1), (1;-1), (6;-1), (3;2).
Созвездие “Андромеды”: (-2;9), (0;7), (1;4), (2;-2), (-2;5), (-4;4).
Созвездие “Кассиопеи”: (-5;0), (-3;2), (-1;0), (1;0), (3;-2) и другие созвездия.

Все полученные работы дети вешают на большое черное полотно, в результате получается звездное небо.

 

V. Легенды о созвездиях.

Ученики рассказывают легенды о построенных созвездиях:

Легенда 1.

У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц.

Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто , одну из служанок богини Афродиты , вопреки желанию последней . Чтобы избавить Калисто от преследований богини , Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу , ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо .

Легенда 2.

В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.

В это время герой древней Греции Персей отсек голову одной из горгон по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Персей вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках голову Медузы, полетел домой. Пролетая над Эфиопией, Персей заметил Андромеду. К ней уже направлялся Кит. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть Кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею и в последствии женился на ней.

Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.

VI. Конкурс рисунков по координатам.

На боковой доске вывешены работы всех рябят по теме: “Координатная плоскость”. Ученики построили по координатам на альбомных листах различные фигуры. Это изображения животных - собака, лошадь, страус, утенок, зайка. Учитель называет лучшие работы учеников.