Развитие личности ребенка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В Средней школе № 65 “Учебно-воспитательный комплекс” созданы комфортные условия для обучения, воспитания и развития ребенка.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей я добиваюсь того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Во взаимодействии с коллективом родителей необходимо проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Главными направлениями сотрудничества классного руководителя и родителей являются: просвещение по вопросам психологии и педагогики, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, диагностика и коррекционная работа. Формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.
К психолого-педагогическому просвещению родителей важно привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей предметников.
Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы классного руководителя с родителями.
Задача классного руководителя в данном случае изучить психологический климат в каждой семье, настроить родителей на взаимодействие, на желание увидеть в школе – “большую хорошую семью”. Это только первый шаг. Диагностика семей продолжается на протяжении всего обучения детей с помощью анкетирования родителей, а затем и детей, тестирования, посещения семей. Работу необходимо строить дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, проблемы решаются все индивидуально, а другие – помощники классного руководителя, могут поделиться своим опытом семейного воспитания, провести игры для родителей или совместный праздник родителей и детей. Важно уделять особое внимание знакомству родителей учащихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе. Знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками классных дел. Привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В классе могут существовать родительские мини-объединения (родительская редакционная коллегия, игровая группа, оформительская группа). Все родительские собрания в классе обязательно тематические: “Ребенок стал учеником”, “Утро в Вашей семье” (в виде ролевой игры), “Как помочь детям учиться” (практикум), “Преемственность поколений в семье”, вечер вопросов и ответов, совместное собрание детей и родителей “Наши успехи и творчество” и др. С таких собраний родители могут уходить с домашними заданиями, на последующих – делятся опытом, что удалось, получилось. Так, через изучение семей, обучение родителей и совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель добивается вовлечение родителей в “образовательно-воспитательное пространство”.
Оказание помощи родителям в воспитании детей классный руководитель осуществляет через организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Обусловлено это тем, что большая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, им требуется квалифицированная педагогическая, психологическая помощь в решении проблем воспитания, в установлении добросердечных отношений с детьми.
Как сделать так, чтобы родители стали союзниками педагогов в данном вопросе, получили ту необходимую информацию, в которой они заинтересовались, захотели поделиться опытом семейного воспитания?
Прежде всего, необходимо выбрать ту форму проведения родительского всеобуча, с помощью которой сегодня можно ответить на те злободневные вопросы, которые ставит перед школой, родителями и детьми сегодняшнее поколение и время.
“Родительские университеты” - форма, способствующая повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма проводится как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Здесь обсуждаются проблемы коллектива класса, учебно-воспитательный процесс, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое “От сердца к сердцу” (О родительской любви), “Психологические компоненты взаимодействия в семье”, “Родительские размышления”, “В здоровом теле – здоровый дух” и др. Каждое занятие проводится в разнообразной форме – лекторий, семинары, решение педагогических ситуации, ролевые игры, творческие отчеты, совместные встречи, приглашение специалистов, в том числе родителей и т.д.
Опыт классных руководителей многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями. Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений: “образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности…”
Примерная программа родительского всеобуча.
№ собрания | Тема | Ответственные |
1 класс |
||
Собрание 1. Август. | “Давайте познакомимся!”. | Администрация, учителя. |
Родительский университет. Сентябрь. | Трудности адаптации первоклассников в школе. | Классный руководитель, психолог. |
Вечер вопросов и ответов. Октябрь. | Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. | Классный руководитель, психолог. |
Родительский университет. Ноябрь. | Родителям о внимании и внимательности. | Классный руководитель. |
Родительский университет. Декабрь. | Режим дня в жизни школьника. | Классный руководитель, врач, психолог. |
Родительский университет. Январь. | “Как сохранить здоровье ребенка?” | Классный руководитель, учитель биологии, психолог. |
Конференция. Февраль. | О правах и обязанностях родителей и детей. | Социальный педагог, юрист. |
Собрание 8. Март. | Хорошо, что есть семья, что от бед хранит меня. | Классный руководитель. |
Вечер вопросов и ответов. Апрель. | “Как помочь ребенку учиться?” | Классный руководитель, психолог. |
Собрание 10. Май. | Перелистывая страницы учебного года. | Классный руководитель, администрация. |
2 класс |
||
Собрание 1. Сентябрь. | Первые уроки школьной отметки. | Классный руководитель. |
Родительский университет. Октябрь. | Причины и последствия детской агрессии. | Классный руководитель, психолог. |
Родительский университет. Ноябрь. | Правовые знания и их значение в жизни семьи. | Классный руководитель, юрист. |
Собрание 4. Декабрь. | Праздники и будни нашей семьи. | Классный руководитель. |
Родительский университет. Январь. | Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. | Классный руководитель, библиотекарь. |
Вечер вопросов и ответов. Февраль. | Семейные традиции и способность ребенка трудиться. | Классный руководитель. |
Собрание 7. Март. | “Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям”. | Классный руководитель. |
Собрание 8. Апрель – май. | “Вот и стали мы на год взрослей”. | Классный руководитель, администрация. |
3 класс |
||
Родительский университет. Сентябрь. | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка. | Классный руководитель, психолог. |
Конференция. Октябрь. | Трудные дети. Кто они? | Классный руководитель, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних. |
Собрание 3. Ноябрь. | Школа высококультурного человека. | Классный руководитель. |
Родительский университет. Декабрь – январь. |
Физиология младшего школьника. Полезные советы на каждый день. |
Классный руководитель, врач. |
Собрание 5. Февраль. | Эффективное общение – залог успеха. | Классный руководитель. |
Собрание 6. Март. | Неразлучные друзья – родители и дети. | Классный руководитель. |
Конференция. Апрель. | Растим патриота. | Классный руководитель, учитель обществознания. |
Собрание 8. Май. | Итоги учебного года. Анализ результатов. | Классный руководитель, завуч. |
4 класс |
||
Родительский университет. Сентябрь. | Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. | Классный руководитель, психолог. |
Родительский университет. Октябрь – ноябрь. |
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьников. | Классный руководитель, врач, психолог. |
Собрание 3. Декабрь. | О родных и близких людях с любовью. | Классный руководитель, родители. |
Конференция. Январь. | Как научить своего ребенка жить в мире людей. | Классный руководитель, социальный педагог, психолог. |
Собрание 5. Февраль. | Уроки этики поведения для детей и родителей. | Классный руководитель, психолог, родители. |
Конференция. Март. | Поговорим о дружбе. | Классный руководитель, социальный педагог. |
Конференция. Апрель. | Как уберечь ребенка от насилия. | Классный руководитель, юрист, учитель ОБЖ. |
Собрание 8. Май. | “До свидания, школа начальная”. | Классный руководитель, родители, завуч, директор. |
Сотрудничество учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.
Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справляться с проблемами.