Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе

Разделы: Работа с родителями


Развитие личности ребенка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В Средней школе № 65 “Учебно-воспитательный комплекс” созданы комфортные условия для обучения, воспитания и развития ребенка.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей я добиваюсь того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Во взаимодействии с коллективом родителей необходимо проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Главными направлениями сотрудничества классного руководителя и родителей являются: просвещение по вопросам психологии и педагогики, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, диагностика и коррекционная работа. Формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

К психолого-педагогическому просвещению родителей важно привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей предметников.

Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы классного руководителя с родителями.

Задача классного руководителя в данном случае изучить психологический климат в каждой семье, настроить родителей на взаимодействие, на желание увидеть в школе – “большую хорошую семью”. Это только первый шаг. Диагностика семей продолжается на протяжении всего обучения детей с помощью анкетирования родителей, а затем и детей, тестирования, посещения семей. Работу необходимо строить дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, проблемы решаются все индивидуально, а другие – помощники классного руководителя, могут поделиться своим опытом семейного воспитания, провести игры для родителей или совместный праздник родителей и детей. Важно уделять особое внимание знакомству родителей учащихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе. Знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками классных дел. Привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В классе могут существовать родительские мини-объединения (родительская редакционная коллегия, игровая группа, оформительская группа). Все родительские собрания в классе обязательно тематические: “Ребенок стал учеником”, “Утро в Вашей семье” (в виде ролевой игры), “Как помочь детям учиться” (практикум), “Преемственность поколений в семье”, вечер вопросов и ответов, совместное собрание детей и родителей “Наши успехи и творчество” и др. С таких собраний родители могут уходить с домашними заданиями, на последующих – делятся опытом, что удалось, получилось. Так, через изучение семей, обучение родителей и совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель добивается вовлечение родителей в “образовательно-воспитательное пространство”.

    Оказание помощи родителям в воспитании детей классный руководитель осуществляет через организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Обусловлено это тем, что большая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, им требуется квалифицированная педагогическая, психологическая помощь в решении проблем воспитания, в установлении добросердечных отношений с детьми.

    Как сделать так, чтобы родители стали союзниками педагогов в данном вопросе, получили ту необходимую информацию, в которой они заинтересовались, захотели поделиться опытом семейного воспитания?

    Прежде всего, необходимо выбрать ту форму проведения родительского всеобуча, с помощью которой сегодня можно ответить на те злободневные вопросы, которые ставит перед школой, родителями и детьми сегодняшнее поколение и время.

    “Родительские университеты” - форма, способствующая повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма проводится как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Здесь обсуждаются проблемы коллектива класса, учебно-воспитательный процесс, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое “От сердца к сердцу” (О родительской любви), “Психологические компоненты взаимодействия в семье”, “Родительские размышления”, “В здоровом теле – здоровый дух” и др. Каждое занятие проводится в разнообразной форме – лекторий, семинары, решение педагогических ситуации, ролевые игры, творческие отчеты, совместные встречи, приглашение специалистов, в том числе родителей и т.д.

Опыт классных руководителей многогранен. По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями. Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений: “образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности…”

Примерная программа родительского всеобуча.

№ собрания Тема Ответственные
 

1 класс

 
Собрание 1. Август. “Давайте познакомимся!”. Администрация, учителя.
Родительский университет. Сентябрь. Трудности адаптации первоклассников в школе. Классный руководитель, психолог.
Вечер вопросов и ответов. Октябрь. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Классный руководитель, психолог.
Родительский университет. Ноябрь. Родителям о внимании и внимательности. Классный руководитель.
Родительский университет. Декабрь. Режим дня в жизни школьника. Классный руководитель, врач, психолог.
Родительский университет. Январь. “Как сохранить здоровье ребенка?” Классный руководитель, учитель биологии, психолог.
Конференция. Февраль. О правах и обязанностях родителей и детей. Социальный педагог, юрист.
Собрание 8. Март. Хорошо, что есть семья, что от бед хранит меня. Классный руководитель.
Вечер вопросов и ответов. Апрель. “Как помочь ребенку учиться?” Классный руководитель, психолог.
Собрание 10. Май. Перелистывая страницы учебного года. Классный руководитель, администрация.
 

2 класс

 
Собрание 1. Сентябрь. Первые уроки школьной отметки. Классный руководитель.
Родительский университет. Октябрь. Причины и последствия детской агрессии. Классный руководитель, психолог.
Родительский университет. Ноябрь. Правовые знания и их значение в жизни семьи. Классный руководитель, юрист.
Собрание 4. Декабрь. Праздники и будни нашей семьи. Классный руководитель.
Родительский университет. Январь. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Классный руководитель, библиотекарь.
Вечер вопросов и ответов. Февраль. Семейные традиции и способность ребенка трудиться. Классный руководитель.
Собрание 7. Март. “Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям”. Классный руководитель.
Собрание 8. Апрель – май. “Вот и стали мы на год взрослей”. Классный руководитель, администрация.
 

3 класс

 
Родительский университет. Сентябрь. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка. Классный руководитель, психолог.
Конференция. Октябрь. Трудные дети. Кто они? Классный руководитель, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних.
Собрание 3. Ноябрь. Школа высококультурного человека. Классный руководитель.
Родительский университет.

Декабрь – январь.

Физиология младшего школьника.

Полезные советы на каждый день.

Классный руководитель, врач.
Собрание 5. Февраль. Эффективное общение – залог успеха. Классный руководитель.
Собрание 6. Март. Неразлучные друзья – родители и дети. Классный руководитель.
Конференция. Апрель. Растим патриота. Классный руководитель,

учитель обществознания.

Собрание 8. Май. Итоги учебного года. Анализ результатов. Классный руководитель, завуч.
 

4 класс

 
Родительский университет. Сентябрь. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. Классный руководитель, психолог.
Родительский университет.

Октябрь – ноябрь.

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьников. Классный руководитель, врач, психолог.
Собрание 3. Декабрь. О родных и близких людях с любовью. Классный руководитель, родители.
Конференция. Январь. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Классный руководитель, социальный педагог, психолог.
Собрание 5. Февраль. Уроки этики поведения для детей и родителей. Классный руководитель, психолог, родители.
Конференция. Март. Поговорим о дружбе. Классный руководитель, социальный педагог.
Конференция. Апрель. Как уберечь ребенка от насилия. Классный руководитель, юрист, учитель ОБЖ.
Собрание 8. Май. “До свидания, школа начальная”. Классный руководитель, родители, завуч, директор.

Сотрудничество учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.

Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справляться с проблемами.