Оборудование: Слайдовая презентация.
Цели урока:
- Познакомить с историей становления Российского государства.
- Анализировать исторический текст.Воспитывать уважение к истории своей страны.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира.
Постановка проблемы через подводящий диалог.
Открыть доску. Прочитайте записанные на доске слова — Советская Россия, Московская Русь, Российская империя, Древняя Русь, Россия, что их объединяет? (Это названия одного государства.)
- Чем они отличаются? (Разное историческое время, поэтому разные названия.)
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (ответы детей.)
На экране 1 слайд – ТЕМА УРОКА.
Давайте проверим. На экране 2 слайд – ТЕМА УРОКА: “Как называли нашу страну в разные времена” (с экрана читает ученик.) Зачем нам это надо знать? (ответы детей.)
Учитель: (вывод) Мы живем России и должны знать историю нашей Родины. Не будем терять времени, приступим к работе. Откройте учебник на стр.91, рассмотрите схему.
Работа с учебником.
Учитель: Как называется наше государство в настоящее время? (ответы детей.)
3 слайд. Россия, Российская Федерация.
Что вы видите на экране? (герб, флаг, гимн.) Это символы нашего государства.
Учитель: А до недавнего времени она называлась Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР). И входила в состав большого государства Советская Россия.
4 слайд. Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР), карта СССР.
Учитель: Кто сейчас руководит нашей страной? (ответы детей.)
5 слайд. Президент В.В. Путин.
Учитель: Всегда ли так было? (ответы детей.) Было время, когда нашей страной правил царь, и называлась она – Россия, Российская империя.
6 слайд. Новое слово ИМПЕРИЯ давайте поставим его на нашу словарную полку по слогам ИМ-ПЕ-РИ-Я. Сколько слогов – 4, выделите ударный слог – второй, подберите родственное слово – ИМПЕРАТОР. Хотите познакомиться с первым русским императором?
7 слайд. Это Пётр – I , именно во время его правления наше государство стало могучей и сильной державой. Царя стали называть императором, а Россию — империей.
Учитель: А в самые давние времена как называли нашу страну? (ответы детей: Древняя Русь и Московская Русь.) О ней мы узнаём из летописей, написанных летописцами.
Выдвижение гипотез.
Учитель: Рассмотрев схему, мы видим, что Русь и Россия – это названия одного государства. Действительно эти названия очень похожи. А можете ли вы объяснить, как произошли эти названия? Я предлагаю вам несколько гипотез. Какое из предположений вам покажется более убедительным. Обоснуйте свой ответ.
Поиск решения, проверка гипотез.
8 слайд
- Слова русь и рось (русы-росы) похожи. Так назывались народы, жившие по реке Рось — притоку Днепра.
- Предки наши были светлобородые, русоволосые – русые. Отсюда и пошло название Русь.
- Русь – это племя варягов (высказывания детей.)
Учитель: А можем ли мы считать эти утверждения верными? (ответы детей.) На самом деле, ни одно из этих утверждений нельзя считать верным, потому что нет точных исторических доказательств. Это лишь предположения учёных. 9 слайд.
Дифференцированная самостоятельная работа в группах.
Учитель: Но вы не унывайте. Сегодня в классе мы проведем своё историческое исследование, у нас будут работать две исследовательские группы. Для этого вам придется отправиться в глубокое прошлое, а именно в Древнюю Русь и Московскую Русь. В конвертах вы найдёте путеводитель, состоящий из вопросов, ответить на которые вам поможет учебник и дополнительная литература. Работу вы начнете уже сейчас на уроке, а результаты исследования вы предоставите к следующему уроку. Работу одного человека из каждой группы мы сможем оценить уже на этом уроке. Им предстоит выбрать иллюстрации к своему историческому времени. Кто будет этим заниматься, определят консультанты. Сегодня это будут (фамилии детей). Именно эти дети помогут мне оценить работу каждого из вас в конце исследования.
Физкультминутка.
Прежде чем приступить к делу, надо отдохнуть и настроиться (упражнения для плеч, шеи, спины и головы.)
Учитель: Я хочу послушать, как каждая группа настраивается на работу.
1 группа:
Сегодня все мы собрались
И дружно за руки взялись.
Работать в группе нам легко
А в одиночку тяжело.
2 группа:
Идеи в жизнь мы воплотим
За правду дружно постоим.
В историю наш класс войдет
Как смелый озорной народ.
Учитель: В добрый путь!
Самостоятельная работа детей (два человека работают у доски с иллюстрациями) По мере готовности этих детей идет их коллективная проверка и оценивание, с помощью светофоров.
Итог урока.
Учитель: Урок подходит к концу. Так чем же мы сегодня занимались? (ответы детей.) Закройте на секунду глаза, вспомните события всего урока, что нового для себя вы открыли? (ответы детей.) Я рада, что вы получили новые знания. Дома вы сможете продолжить начатое в классе исследование Древней и Московской Руси, его результаты мы подведем на следующем уроке окружающего мира. Урок закончен! Благодарю вас!
Литература.
- Учебник “Окружающий мир”, 3-й класс.
- Справочная литература по данной проблем