Урок русского языка по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомить с безударными гласными в корне слова.
  2. Формировать умение распознавать безударные гласные звуки в корне подбирать проверочное слово двумя способами : изменением числа или подбором родственного слова.
  3. Развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь к родному языку

Оборудование: учебник “ Русский язык” 2 класс автор А. В. Полякова

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного, на основе этого введение темы урока.

На доске написаны слова: ЛЕСНИК, ЛЕСА, МЕЛКОЛЕСЬЕ, ЛИСА,

ЛИСЕНОК, ЛИСОНЬКА

- Прочитайте слова

- Как вы думаете, ребята, что можно сказать об этих словах? (имена существительные)

- Разделите эти слова на группы. По какому признаку вы разделили? (однокоренные слова)

- Запишем эти группы в два столбика:

На доске и в тетради появляется запись:

Лесник                  лиса

Леса                      лисенок

Мелколесье         лисонька

- Докажите, что эти слова однокоренные (дети называют два признака однокоренных слов: одинаковый корень и одинаковое лексическое значение)

- Найдите среди них слова, у которых произношение одинаковое, а пишутся по-разному (леса и лиса)

- Как вы думаете почему? (Детям не удается ответить вопрос)

- Тогда давайте попробуем поставить ударение в этих словах. Что вы заметили? ( Эти гласные безударные)

3. Сообщение темы урока:

Проблема нашего урока:умение находить и проверять безударные гласные в корне слова

4. Работа по теме урока.

На доске слова:

  • Стена
  • Вода
  • Земля
  • Весна

Прочитайте данные слова.

- Что интересного вы заметили? ( Это все существительные, они все неодушевленные, ж. р., ед. ч. )

- Поставьте, пожалуйста, ударение. Найдите безударную гласную в каждом слове.

- Кто догадается как можно проверить эту безударную гласную?(изменить слово)

- Выполните это задание.

Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание.

 - Что произошло с гласной? (Она стала ударной)

- На доске запись:

  • Стена - стены
  • Вода - воды
  • Весна – весны
  • Земля - земли

- Какой вывод вы сделаете? (Надо изменить слово, чтобы гласная стала ударной)

5. Физкультминутка

6. Работа по теме урока (продолжение)

- Найдите в учебнике упражнение 417(1) Прочитайте задание.

Дети работают самостоятельно. Выполнение задания проверяется.

На доске появляются слова:

  • Тропа-тропка
  • Гора-горка
  • Сосна-сосенка
  • Стена-стенка
  • Зима-зимушка

- Что вы заметили? (У них одинаковый корень, это однокоренные слова)

- Поставьте в них ударение.

- Что вы опять заметили? (безударные гласные стали ударными)

- Совершенно верно. Мы нашли второй способ проверки безударных гласных.

- Чтение детьми правила стр.178 по учебнику (2)

- Вывод: Какими двумя способами можно проверить безударную гласную? (Словообразованием и словоизменением)

6. Обобщение.

- Какую проблему мы ставили в начале урока? (как проверить безударную гласную)

- Проверьте двумя способами безударную гласную в словах ЛИСА и ЛЕСА

Выслушиваются ответы детей.

7. Творческая работа.

Учитель предлагает записать предложение, вставить пропущенные буквы. (Для желающих придумать продолжение)

Рыжая л.са убежала в темные л.са.

8. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

 Литература.

1.Учебник “ Русский язык”, Полякова А.В. (2 класс), Самара, “Корпорация Федоров”, 2003.с177.

2. Учебник “ Русский язык”, Полякова А.В. (2 класс), Самара, “ Корпорация Федоров”, 2003. с 178.

3. А. В. Полякова “Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов”, Москва 1997.