Цели:
- Ознакомить с безударными гласными в корне слова.
- Формировать умение распознавать безударные гласные звуки в корне подбирать проверочное слово двумя способами : изменением числа или подбором родственного слова.
- Развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь к родному языку
Оборудование: учебник “ Русский язык” 2 класс автор А. В. Полякова
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного, на основе этого введение темы урока.
На доске написаны слова: ЛЕСНИК, ЛЕСА, МЕЛКОЛЕСЬЕ, ЛИСА,
ЛИСЕНОК, ЛИСОНЬКА
- Прочитайте слова
- Как вы думаете, ребята, что можно сказать об этих словах? (имена существительные)
- Разделите эти слова на группы. По какому признаку вы разделили? (однокоренные слова)
- Запишем эти группы в два столбика:
На доске и в тетради появляется запись:
Лесник лиса
Леса лисенок
Мелколесье лисонька
- Докажите, что эти слова однокоренные (дети называют два признака однокоренных слов: одинаковый корень и одинаковое лексическое значение)
- Найдите среди них слова, у которых произношение одинаковое, а пишутся по-разному (леса и лиса)
- Как вы думаете почему? (Детям не удается ответить вопрос)
- Тогда давайте попробуем поставить ударение в этих словах. Что вы заметили? ( Эти гласные безударные)
3. Сообщение темы урока:
Проблема нашего урока:умение находить и проверять безударные гласные в корне слова
4. Работа по теме урока.
На доске слова:
- Стена
- Вода
- Земля
- Весна
Прочитайте данные слова.
- Что интересного вы заметили? ( Это все существительные, они все неодушевленные, ж. р., ед. ч. )
- Поставьте, пожалуйста, ударение. Найдите безударную гласную в каждом слове.
- Кто догадается как можно проверить эту безударную гласную?(изменить слово)
- Выполните это задание.
Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание.
- Что произошло с гласной? (Она стала ударной)
- На доске запись:
- Стена - стены
- Вода - воды
- Весна – весны
- Земля - земли
- Какой вывод вы сделаете? (Надо изменить слово, чтобы гласная стала ударной)
5. Физкультминутка
6. Работа по теме урока (продолжение)
- Найдите в учебнике упражнение 417(1) Прочитайте задание.
Дети работают самостоятельно. Выполнение задания проверяется.
На доске появляются слова:
- Тропа-тропка
- Гора-горка
- Сосна-сосенка
- Стена-стенка
- Зима-зимушка
- Что вы заметили? (У них одинаковый корень, это однокоренные слова)
- Поставьте в них ударение.
- Что вы опять заметили? (безударные гласные стали ударными)
- Совершенно верно. Мы нашли второй способ проверки безударных гласных.
- Чтение детьми правила стр.178 по учебнику (2)
- Вывод: Какими двумя способами можно проверить безударную гласную? (Словообразованием и словоизменением)
6. Обобщение.
- Какую проблему мы ставили в начале урока? (как проверить безударную гласную)
- Проверьте двумя способами безударную гласную в словах ЛИСА и ЛЕСА
Выслушиваются ответы детей.
7. Творческая работа.
Учитель предлагает записать предложение, вставить пропущенные буквы. (Для желающих придумать продолжение)
Рыжая л.са убежала в темные л.са.
8. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Литература.
1.Учебник “ Русский язык”, Полякова А.В. (2 класс), Самара, “Корпорация Федоров”, 2003.с177.
2. Учебник “ Русский язык”, Полякова А.В. (2 класс), Самара, “ Корпорация Федоров”, 2003. с 178.
3. А. В. Полякова “Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов”, Москва 1997.