Название данной статьи – это тема над которой я работаю уже несколько лет.
Проектная технология в области изучения иностранного языка и культуры – это личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве.
При использовании проектной технологии обучение ИЯ (иностранному языку) в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности.
Таким образом, проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащегося, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Частью метода проектов является обучение в сотрудничестве, который позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и поэтому, все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
- Самостоятельная деятельность учащихся.
- Структурирование проекта.
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, обсуждение методов исследования, оформление результатов, выводы.
Все проекты мне удобно подразделять на мини-проекты, которые рассчитаны на небольшой объем и на быстрое выполнение (1-2 урока) и на большие проекты, которые планирую обычно 2 в год.
Виды проектов:
- Конструктивно-практические (коллаж, дневник наблюдений, придумывание и описание игры)
- Игровые – ролевые проекты (разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственной пьесы)
- Информационные и исследовательские проекты
- Издательские проекты («Портрет моего класса,» «Реклама моей гимназии», «Кодекс чести моего класса»)
- Сценарные проекты («Вечер английского языка»)
- Творческие работы (сказка, рассказ, литературный перевод произведения на родной язык)
При работе над проектом всегда присутствуют факторы, которые стимулируют интерес учащегося к работе над ним:
- фактор проблемности
- фактор новизны
- фактов разнообразия
- эго-фактор, который предполагает возможность для учащихся говорить о своих планах, идеях, взглядах
- фактор удовольствия
Схема работы над проектом.
Этапы деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат деятельности |
Целеполагание | Обозначает круг задач, нацеливает на конечный результат | Обсуждают цель,направление работы, конечный продукт | Постановка цели, определение конченого продукта |
Организация и планирование | Оказывает помощь | Составляют план,распределяют роли | План, промежуточ. результаты, виды деятельности |
Выбор средств | Консультирует в возможных средствах деятельности | Составляют банк средств деятельности | Банк средств, выбор средств |
Выполнение проекта | Помогает, участвует в промежуточной оценке | Составляют рабочие варианты текста, обмениваются информацией | Рабочие тексты, черновики,банк данных |
Составление рабочего варианта | Участвует в обсуждении и оценке промежуточных результатов | Определяют структуру и содержание проекта | Рабочий вариант проекта |
Составление текста проекта | Помогает в корректировке и редактировании | Окончательное оформление текста | Окончательный текст, сценарий презентации |
Презентация проекта | Выполняет роль отведенную по сценарию | Презентация проекта | Конечный продукт |
Оценка проекта | Участвует в оценке | Обсуждают результаты и качество | Согласованная оценка |
Как же я пытаюсь претворять на практике
проектную методику?
В рамках дней науки, которые ежегодно проходят в
нашей гимназии, я вместе со своими учениками
разрабатываем информационные и
исследовательские проекты. Вот только несколько
тем, которые мы презентовали на чтениях: «Это
маленькое слово предлог», «История
возникновения английского алфавита»,
«Исследование происхождения названий торговых
знаков в английском языке», «Происхождение
названий английских пабов», «Исследование
сокращений слов в английской поп-музыке» и т.д.
При разработке этих проектов мы с детьми
стараемся точно следовать выше приведенной
таблице.
Еще один большой, традиционный для меня,
ежегодный проект – это «Литературная гостиная».
Этот проект отнимает много времени. Сначала мы
знакомимся с творчеством английского или
американского писателя (Марк Твен, Оскар Уайльд,
О’Генри), затем мы ставим спектакль-урок на
котором идет презентация проекта и одновременно
усваиваются новые знания, закрепляются старые и
всем учащимся дается возможность развивать свое
креативное мышление. (Подробно об этом проекте
можно узнать на сайте Фестиваля педагогических
идей «Открытый урок» за 2004-2005 год https://urok.1sept.ru набрав
фамилию автора данной статьи).
Теперь несколько слов о небольших проектах.
Закончив в 5 классе введение трех грамматических времен группы Indefinite, гимназисты пишут проект под названием «Сказка о грамматическом времени». Каждый индивидуально или группой (по желанию) выбирает одно из трех времен и пишет сказку о нем.
Закончив тему «Школа», гимназисты составляют
рекламный проект о гимназии с целью
прорекламировать свое учебное заведение.
После прохождения темы «Animals in danger» по УМК Way Ahead 4
мы с детьми работаем над проектом «Красная
книга».Этот проект можно отнести к
информационно-исследовательскому. Цель проекта
– как мы можем помочь исчезающим видам животных.
.Каждый гимназист выбрал редкое исчезающее
животное и составил свой небольшой проект по
плану: рассказ о животном, почему оно исчезает,
как я могу помочь. Все проекты записываются на
электронный носитель самими детьми и диск
храниться в кабинете английского языка и
постоянно пополняется, т.к. дети
заинтересовались этой работой.
Вот несколько примеров – это работы детей.
Coala
Coala is a bear. It lives in Australia. It eats leaves. Coala climbs slowly. It is a night animal .It likes to eat the leaves of an eucalyptus. Coalas can be 65-82 sm long. They have a short tail(1 – 2 sm) It has big grey ears and a black nose. They have sharp nails for climbing on the trees. Coala’s mother carries its babies on the back. Coalas won’t be ill. They eat little stones so that their stomachs don’t sick. Their enemies in nature are big birds. Coalas are the most idle animals in the world. People kill them for their fur and catch to sell them for pets. They cut down the trees and there is no place to live. How can we help? Don’t buy presents or toys made from rare animals, don’t keep rare animals as pets, don’t cut down the trees, join the World Wide Fund.
Black Stork
This beautiful bird is in danger. The majority of black storks live in the south of Khabarovsk region. It eats fish, frogs, lizards and insects. Today there are only 3000 pairs of these birds in the region. The black stork is in danger because people cut down trees and dry lakes and ponds so that there is nothing to eat for the stork. We can help this bird if we don’t dry lakes, don’t cut down the trees and if we make national parks.
Была и такая работа:
What animals are in danger? | Why do people kill them? | How can we help? |
Wild cats Crocodiles |
Because people want their skins and fur | Don’t buy presents and toys made from rare animals |
Elephants | Because they want their tusks | Make national parks |
Gorillas Pandas |
They catch animals and sell them for pets | Don’t keep rare animals as pets |
Birds | People cut down the trees and destroy their homes | Don’t cut down the trees |
Fish | People poison water in rivers, lakes, seas, oceans | People shouldn’t send ships with oil across the seas or the oceans |
Other animals | People throw the rubbish in forests, rivers, lakes. | Don’t throw the rubbish, put it in the bin |
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что в работе над проектом развиваются такие креативные качества личности, необходимые в деловом сотрудничестве, как: способность к принятию самостоятельных ответственных решений, способность рисковать и управлять ситуацией риска, открытость по отношению к практическому опыту, способность принимать и воспринимать любую личность как ценную, способность к сопереживанию, интерес к ситуации и к ее решению, любознательность, восприимчивость к новой информации, свобода и открытость к новым идеям, способность к комбинированию идей, способность к рефлексивной самооценке.
Литература:
- Полат Е.С. Современная гимназия. – М., Владос, 2000.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти, 2000.
- Ильин Г.Л. Личностно ориентированная педагогическая технология.– М., 1999.
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык.– М., Владос,2002.