Интегрированный урок в 3-м классе (русский язык + природоведение) по теме "Природное равновесие. Правила охраны природы, растений, животных. Имя прилагательное как часть речи"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Познакомить и раскрыть понятие “природное равновесие ” в лесу.
  2. Вести разговор о необходимости охраны природы, о правилах поведения в лесу.
  3. Способствовать развитию умения разбирать имя прилагательное - как часть речи по составу, подбирать к имени существительному их признаки.
  4. Развивать познавательную активность, наблюдательность.
  5. Воспитывать уважение и любовь к родной природе.

Оборудование:

  1. кассета с голосами птиц;
  2. кассета с мелодиями татарского народа;
  3. книга жалоб природы, сделанная детьми.

1. Организационный момент.

Опишем сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

2. Выборочное письмо.

Послушайте загадку и угадайте ее.

Есть у людей зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он всем протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)

Верно ребята, это лес. Этому зеленому другу и будет посвящен этот наш урок, а также мы продолжим работу над именем прилагательным.

Еще раз прослушайте текст загадки и найдите имена прилагательные, которые использованы в ней. Выпишем их.

Зелёный
Весёлый
Хороший

Обозначим орфограммы, которые встретились в данных именах прилагательных.

Используя суффиксы -еньк, образуем слова с новым значением

Зелёненький
Весёленький
Хорошенький

С каким значением получились слова? (с уменьшительно-ласкательным значением).

Разберем любое слово по составу.

БЛИЦ-ТУРНИР.

Проведем блиц-турнир.

- А знаете ли вы имена прилагательные?
- Что такое имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- С чем связано имя прилагательное в предложении?

Молодцы, ребята.

Что за лес без деревьев? Вспомним слова из словаря, которые обозначают названия деревьев.(дети перечисляют)

Запишем их. На что надо обратить внимания при записи этих слов? (на орфограммы)

Береза, осина, рябина.

Прекрасно. А все ли эти деревья встречаются в наших лесах? (Да). А какие ещё деревья растут в лесу?

А знаете ли вы - что, для изготовления лыж используется древесина березы?

Что корабли делают из древесины дуба, что спички сделаны из осины, а пианино - из ели, что у клена как и у березы сладкий сок?

Вот такие у нас деревья в лесу.

Проблемный вопрос.

Один художник решил нарисовать лес. “Что такое лес?” - размышлял он, - Конечно деревья. Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи, они получились, что вот-вот ветки закачаются. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. Почему? (ответы детей).

А правы вы или нет, мы узнаем по ходу урока.

Растения в лесу растут ярусами. Деревья - верхний яру. Давайте поговорим о самом нижнем ярусе. Что же растет в этом ярусе? (ответы детей).

Изобразил ли художник эти ярусы? А они нужны? (Да, конечно)

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: ягоды, грибы, орехи - людям. В лесах, на полянах, с ранней весны до поздней осени цветет много цветов. Ягоды, грибы, орехи - людям.

Физ. минутка.

Звучит татарская музыка. У детей на головах ромашки. Стихотворение М. Джалиля. Дети выполняют упражнение по ходу стихотворения.

Луч поляну осветил,
И ромашки разбудил
Улыбнулись, потянулись
Меж собой переглянулись

Про цветок ромашки можно сказать, что он прелестный, известный, у него белые лепестки.

Но не у всех лесных растений бывают цветы. Вставив пропущенные буквы, мы узнаем правильный ответ на вопрос. У какого растения никогда не бывает цветов?

Какое из этих трех слов имя прилагательное? Как узнали? (задали вопрос, по окончанию).

Как хорошо, что на земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимых для дыхания живых существ. Для животных растения - это “дом” и пища. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Ведь животные опыляют цветки и распространяют плоды и семена этих растений.

- Какой же лес без птиц?

На доске:

снег соло гол
сор вор ел

Слова, как слова. Каждое из них что-то обозначает (у 2-3 слов объяснить лексическое значение).

Но это не просто слова, это птицы, которые потеряли свои хвосты. Пусть каждое слово станет птицей и летит в лес.

Не забыл ли о них художник? Лес без птиц немой и неживой. Послушаем голоса птиц. (прослушивание фрагмента кассеты с голосами птиц)

Птицы не смогли бы прожить без насекомых. На доске кроссворд о насекомых, угадав его, мы поместим их на картину, ведь художник о них забыл.

1.

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(стрекоза)

2.

Нос дологий, голос тонкий.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(комар)

3.

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(бабочка)

4.

Сок из цветков она берет
И в сотках копит сладкий мед.
(пчела)

5.

В лесу у пня суетня и беготня
Народ рабочий весь день хлопочет.
(муравьи)

Замечательно, о птицах и насекомых мы поговорили, а о диких животных забыли. Ведь без них тоже не обойтись.

Угадаем, кто это, записывая ответы в столбик.

1)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы
(Заяц)

2)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живет в деревне кур крадет
(Лиса)

3)

Кто в лесу зимой холодной
Бродит злой и голодный
(Волк)

4)

По веткам скачет, да не птица
Рыжая, да не лисица
(Белка)

Используя имя прилагательное, опишите этих животных

1в.

заяц
лиса

2в.

белка
волк

(прочитывается выборочно)

Как характеризуется людьми в сказках Волк и Лиса? А можно ли так сказать о лесных животных? Отправим зверей в лес.

Вот теперь деревья ожили, зашумели, ожил зеленый друг. Правы ли вы были?

Наша природа удивительно красива, добра к человеку и много дарит нам радости, здоровья. Неживая и живая природа - все в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого.

- Поэтому и говорят, что в природе существует “равновесие”. Чтобы не нарушать его, надо каждому живущему на Земле беречь и охранять природу.

В древние времена люди полностью зависели от капризов природы, поэтому они преклонялись перед ней. Со временем жизнь на Земле изменилась. Людям стало казаться, что они не зависят от природы, что они смогут ее покорить. Люди - дети природы, а не покорители ее. Не сразу стало ясно, что покорение природы привело к тому, что планета больна. Но не все люди понимают это. Бывает, что и ребята наносят вред деревьям.

Прочитаем рассказ “Береза”

Береза.

Выросла на … полянке береза. В …ветвях ее поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята. Подошли к красавице березе и взмахнули топором. Дрогнула … береза, и упали на землю капельки… сока.

(стройная, кудрявая, густых, бедная, сладкого)

- Вставьте в текст выпавшие имена прилагательные и прочитайте получившийся текст.
- Работаем в паре. (Дети читают получившийся текст.) Какой текст лучше с именами прилагательными или без них?

Найдем имена прилагательные которые описывают березу.

Стройная
Кудрявая
Бедная

(разбор по рядам, имя прилагательное как часть речи)

А ведь не только березка страдает. Мы с вами составили целую книгу жалоб от природы. (Несколько жалоб зачитывается).

Ребята, какие правила охраны природы, растений, животных вы можете сформулировать. (Несколько правил дети формулируют).

Домашнее задание: запишите 3-4 правила охраны природы.

В заключении:

Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою Навеки родная Земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относится добрей.

Молодцы, ребята, хорошо вы поработали, а особенно…

(Выставляются оценки самым активным)