Цель: развитие познавательной и умственной деятельности учащихся.
Задачи:
- образовательные: научить применять теоретические знания и практические умения и навыки, полученные на уроках математики. Повышение уровня математической культуры, расширение кругозора учащихся, развитие сообразительности, находчивости.
- воспитательные: совершенствование навыков работы в группе, планирования ответа, воспитание внимания, тренировка памяти.
Организационный момент: учащиеся двух 6-х классов делятся на 4 команды, садятся за столы, на столах визитка команды, содержащая математическую тематику, роль корреспондентов исполняют учащиеся 8-го класса, распорядитель пресс-конференции указывает издание, дает слово корреспонденту, корреспондент задает вопрос и оценивает ответ, результат заносит в таблицу.
На доске: 1) таблица
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | итог | |
6-а | ||||||||||
6-а | ||||||||||
6-б | ||||||||||
6-б |
2) эпиграф:
“Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев, делать
его немного занимательным.”
Учитель. Сегодня мы с вами проведем пресс-конференцию для представителей известных в нашей стране изданий газет и журналов, они хотят получить ответы на интересующие их вопросы различных областей знаний, которыми вы овладели за период обучения в школе и проверить уровень эрудиции 6-х классов. Результаты ответов будут заноситься в таблицу, по окончании пресс-конференции мы определим рейтинг математической эрудиции класса.
1. Распорядитель. Корреспондент развлекательного журнала “777”.
Корреспондент. Предлагаю вашему вниманию математический кроссворд.
Команды получают кроссворд, решают его в течение 5 минут, команда, решившая раньше, останавливает все остальные, решения собирает корреспондент, оценивает, объявляет результат по количеству верных ответов, итоги заносятся в таблицу, изображенную на классной доске.
Решите кроссворд.
- Число, которое делят на данное число.
- Произведение одинаковых множителей.
- Представление числа в виде произведения простых множителей.
- Правило, позволяющее определить, делится ли число без остатка на другое, не выполняя самого деления.
- Натуральное число, на которое делится данное число без остатка.
- Число, не относящееся ни к простым, ни к составным.
- Натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само это число.
- Наименьшее простое число.
- Результат деления.
- Число, нацело делящееся на любое другое число.
- Натуральное число, которое делится на данное число без остатка.
- Что мешает получить “круглый” результат при делении натуральных чисел, если они некратные?
- Натуральное число, имеющее более двух делителей.
Ответы: 1. Делимое. 2. Степень. 3. Разложение. 4. Признак. 5. Делитель. 6. Единица. 7. Простое.8. Два. 9. Частное. 10. Ноль. 11. Кратное. 12. Остаток. 13. Составное.
2. Распорядитель. Корреспондент журнала “Квант”.
Корреспондент. Один из респондентов журнала сообщил о своем открытии, и просит его опубликовать. Он считает, что открыл новый способ сокращения дробей, который гораздо проще способа, изучаемого в школе, утверждает, что его легко понять и использовать.
Например, чтобы сократить дробь 16/64, нужно в числителе и в знаменателе зачеркнуть одинаковую цифру 6 и получится дробь ?. Аналогично: 49/98 = 4/8, 19/95 =1/5 и т.д. Быстро, удобно, просто!
Однако редакция журнала считает, что прежде чем напечатать предложенный способ сокращения дробей, нужно проконсультироваться со знающими людьми. Как вы считаете, можно ли этот способ считать открытием в математике?
Команды обсуждают вопрос, записывают его решение, устно дают обоснованный ответ, решение в письменном виде дается корреспондент, который оценивается, результат заносится в таблицу.
3. Распорядитель. Корреспондент журнала “Вокруг света”.
Корреспондент. Помогите юным географам из клуба “Планета”, решить задачи.
Река Печора имеет длину 1810 км. Какой длины будет изображение этой реки на карте, масштаб которой 1:25 000 000?
Стая птиц, улетая на зимовку из Сибири в Африку через Европу, пролетела 15 600км. При этом перелет по Азии и Европе составил 10 900км, по Европе и Африке – 9 600км. Сколько километров пролетели птицы по Азии, Европе и Африке в отдельности?
Ответ:
1) 7,24 см
2) по Азии – 6 000км, по Европе – 4 900км, по
Африке – 4 700км.
Корреспондент зачитывает задачи, команды решают, решение в письменном виде подают корреспонденту, он оценивает решение, результаты заносятся в таблицу.
4. Распорядитель. Корреспондент журнала “Веселые картинки”
Корреспондент. В редакцию пришло письмо от Незнайки, которому в школе задали решить следующую задачу: “Катя купила в магазине яйца и положила их в небольшую корзиночку. По дороге домой она сообразила, что количество купленных яиц делится на 2, на 3, на 5, на 10 и на 15. Сколько яиц купила Катя? Незнайка поднял руку первым и, когда его спросили, гордо ответил, что эта задача не имеет решения, так как чтобы найти число яиц, нужно перемножить числа 2, 3, 5, 10 и 15, получится 4500 яиц. Разве можно столько яиц поместить в одной корзиночке?
Согласны ли вы с его решением, если нет, объясните, в чем ошибка, предложите верное решение.
Ответ: 30 штук, подается в письменном виде корреспонденту.
5. Распорядитель. Корреспондент газеты “Тайна”.
Корреспондент. Межпланетная станция, запущенная для изучения планеты Марс, произвела фотосъемку его поверхности, побывала на ней, взяла пробу грунта и вернулась на землю. Вместе с пробами ученые обнаружили кусок твердого сплава с таинственными письмена, которые по их мнению содержат какое-то послание. Наш журнал поместил их на своих страницах, и читатели хотят знать, что они обозначают. Прошу вас ответить на вопросы читателей.
Команды получают анаграммы (ребусы), решают их в течение 5 минут, сдают решение корреспонденту в письменном виде, он заносит итоги в таблицу.
ПШЬОПЕШИС - ЙЮДЛЕ ШЕСАМЬШИН. (Поспешишь - людей
насмешишь)
ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС ЗА ОГОДНО. (Один за всех, все за
одного)
КОМСАВ ЕН СУЗАР ЛИСТАСОРЬ. (Москва не сразу
строилась)
ДЕБУТ НЕДЬ - ТУДЕБ ИЩАП. (Будет день – будет пища)
МАЫД БЗЕ НОГЯ ЕН ТЫБЕАВ. (Дыма без огня не бывает)
НА МОДОН СМЕТЕ И АМЕКНЬ ХОМОМ ТРАСБОТАЕ. (На одном
месте и камень мохом обрастает)
КОЛОСЬК РВОУ ИН ТАРОВОВЬ, А ТУНКА НЕ ТИНОВАМЬ.
(Сколько вору ни воровать, а кнута не миновать)
6. Распорядитель. Корреспондент журнала “Тайная сила”.
Корреспондент.
1) Что за предмет, который незаменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Юрий Олеша, автор “Трех толстяков”, писал: “В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку”. Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (1 в.), был изобретен в Древней Греции.
Ответ. Циркуль.
2) О каком приспособлении для счета идет речь? Принимается только один ответ от команды, причем цена ответа разная
* благодаря этому появилась позиционная система счисления -6б.
Пауза ждем ответ команд, если ответа нет, задается следующий вопрос и т.д. При этом ответ принимается корреспондентом в письменном виде, а команда прекращает участие в конкурсе.
* не нужны батарейки -5б.
* просто в обращении -4б.
* всегда перед глазами -3б.
* без этого трудно первокласснику -2б.
* пять братьев в одном чулане живут -1б.
Ответ. Пальцы.
7. Распорядитель. Корреспондент журнала “Коммерсант”
Корреспондент.
1) Разъясните, пожалуйста, следующую ситуацию. Математик, оказавшись случайно в небольшом городе и желая как-то убить время, решил постричься. В городе имелось лишь два мастера. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и небрежно пострижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и пострижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, поведения математика?
Решение: поскольку в городе лишь два парикмахера, каждый вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, который лучше постриг своего конкурента.
2) Чтобы сохранить продукты питания на долгое время, люди замораживали или вялили их. Технологию консервирования предложил француз Николя Аппер. В каком году это произошло, если известно следующее:
- число это четырехзначное, кратное 10;
- первая и третья цифры не являются ни простыми,
ни составными числами;
- вторая и третья цифры образуют число, кратное 9.
Ответ: 1810
8. Распорядитель. Корреспондент журнала “В мире рекламы”
Корреспондент. Сделайте рекламу для учащихся нашей школы, которая призывала бы их учить, любить и уважать математику. Реклама “Математику уж затем изучать следует, что она …”
Команды получают альбомные листы, карандаши, фломастеры, цветную бумагу, ножницы, клей и делают рекламный плакат.
9. Распорядитель. Корреспондент газеты “Вести ЗОЖ”.
Корреспондент. Существует такое высказывание “семь пядей во лбу”. Покажите лоб, в котором 7 пядей.
Ответ: Такого лба нет. Пядь – это расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев, т.е. примерно 16 см. Имеем , 7·16=112см. Ну и лоб!
Учитель. Наша пресс-конференция завершилась. Корреспонденты журналов получили исчерпывающие ответы учащихся и подводят итоги, отчет о результатах пресс-конференции можно будет найти на страницах школьной газеты “Школьный двор”.