В Государственном образовательном стандарте по русскому языку на первое место выдвинута задача воспитания гражданства и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения, а также развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций. Важнейшей составляющей последней является “осознание языка как формы выражения национальной культуры”. Это особенно актуально сегодня, когда происходит неоправданное засорение русской речи иностранными словами. Именно через речь иностранная культура насильственно вторгается в нашу жизнь. Это серьёзнейшая проблема, к которой и отнестись необходимо серьёзно, поскольку речь человека — это осязаемая связь между телом и духом, мировоззрением человека.
Анализ учебников обусловил следующий вывод: текст как хранитель ценностного социокультурного опыта народа в современных учебниках по русскому языку для 5-9 классов представлен крайне скупо, что свидетельствует о необходимости специального отбора дидактического материала этно- и социокультурной тематики, лингвокраеведческой направленности с целью развития у учащихся языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в единстве с формированием их ценностных ориентаций.
Поэтому необходимо особенно тщательно подбирать дидактический материал. Орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять эстетического восприятия текста.
Текст, в отличие от слова, имеет черты, общие с культурой: принадлежность к внеязыковой действительности, ситуативность. Поэтому и встает вопрос об отборе культуроведческих текстов, которые имеют целью расширять культурный кругозор обучаемых, служить моделью — образцом высказывания, обогащать речь учащихся лексикой, используемой в социально - культурной сфере.
Я предлагаю вашему вниманию фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5 классе, целью которой является формирование и развитие жизненно необходимых качеств школьников. Данные материалы разработаны на основе учебной программы под редакцией Т.А.Ладыженской.
№ п/п | Тема урока | Текст как средство обучения | Основные духовно-нравственные понятия |
Морфология. Орфография. Культура речи. | |||
1 | Самостоятельные и служебные части речи. | Отрывок из текста К.Г. Паустовского о русском языке | Язык народа. Слово как средство точного выражения мысли . |
2. | Имя существительное как часть речи. | И.С. Тургенев “Русский язык” | Русский язык как “клад…достояние”. Святыня. |
3. | Три склонения имён существительных. | Миниатюра Д.Зуева “Мелодия весны” | Слово как средство выразительности речи: олицетворение, метафора, прямое и переносное значение слова. Эмоциональное воздействие слова. |
4. | Падеж имён существительных. | Т.В.Конева “А у нас в Салыме” | Родной край. Светлые мечты. |
5. | Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных. | Притча “Солнце и ветер” | Доброта. Милосердие. |
6. | Виды глагола. | В. Белов “Последняя синичка” | Настроение. Гармония в природе. |
7. | Буквы е-и в корнях с чередованием. | К.Д.Ушинский “Родное слово” | Духовная жизнь. Любовь к Родине. Родное слово. |
8. | Время глагола. Прошедшее время. | Отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Чертопханов и Недопюскин” | Жестокость, грубость, зло. |
Основные умения и навыки:
1 Аналитические наблюдения над текстом:
Умение определять тему как духовно-нравственное понятие.
Умение определять взаимосвязь между темой, идеей, типом и стилем текста.
Умение анализировать слово как средство художественной выразительности.
2. Умение пользоваться справочной лингвистической литературой с целью обогащения словарного запаса.
3. Умение видеть и ощущать красоту и гармонию человека и природы.
4. Умение пользоваться словом как средством выражения собственных мыслей.
Методы обучения:
Частично-поисковый.
Метод самостоятельной работы.
Отрывки из текстов художественных произведений, используемых при изучении морфологии в 5-м классе
Урок №1
Тема высказываний: “Слово как средство точного выражения мысли”
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом... Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Какова основная мысль текста?
- О какой функции русского языка говорит автор?
- Какие чудеса можно творить с русским языком?
Творческие задания:
Подобрать определения, выраженные именами прилагательными, к слову дождь.
Составить 3-4 предложения, передающие звуки, краски, характер, настроение дождя.
Создание сочинения-миниатюры на тему “О чём плачет дождь?”
Урок №2
Тема высказываний: “Русский язык как “клад, ...достояние...”
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса . Берегите чистоту языка, как святыню!
И. С. Тургенев
Вопросы для аналитического наблюдения:
- К чему призывает И.С.Тургенев?
- С чем сравнивает автор русский язык? Почему?
- В чём актуальность этих слов сегодня?
Творческие задания:
1.С чем бы вы сравнили русский язык? Продолжите ряд сравнений.
2. Докажите, что язык- это “ могущественное орудие”?
3. Почему сегодня нужно беречь чистоту языка?
Урок №3
Тема высказываний: “Слово как средство выразительности речи”
Миниатюра Д. Зуева “Мелодия весны”
В каждой время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
Вопросы для аналитического наблюдения:
— Какова тема текста, идея?
— Какие весенние звуки вы услышали?
— Как вы понимаете значение слова мелодия!
— В прямом или переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?
— Найдите в тексте слова, обозначающие звуки. Укажите среди них метафоры и олицетворения. Какую роль они играют в тексте?
Творческие задания:
1. Составить словосочетания на тему “Краски осени”.
2. Составить 5 предложений на тему: “Звуки осени”.
3. Составить связный текст на тему: “Звуки и краски осени”.
Урок №4
Тема высказываний: “Родной край. Светлые мечты”
Т.В.Конева “А у нас в Салыме”
А у нас в Салыме — чудные рассветы!
А у нас в Салыме — чудные закаты!
А у нас в Салыме — деловые люди —
И трудиться любят, и душой богаты!А у нас в Салыме подрастают дети,
Как в лесу от дождика теплого грибы.
Нет местечка лучшего на всей нашей планете!
В Солнечной Галактике тоже не найти!Мы делами нашими наш Салым украсили,
И у нас на улицах светят фонари!
Здесь с родным Салымом узелком завязаны
Все надежды наши, светлые мечты!
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Какова тема этого стихотворения?
- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово Салым?
- О чём вы мечтаете?
- Каким вы видите свой посёлок в будущем?
- Какими делами вы можете украсить родной посёлок?
Творческие задания:
1.Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль стихотворения.
Составьте и запишите несколько предложений, выражающих ваше отношение к малой Родине.
3.Составьте собственный текст “Салым будущего”.
Урок №5
Тема высказываний: “Доброта. Милосердие”
Притча “Солнце и ветер”
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: “Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным”. Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.
Вопросы для аналитического наблюдения:
— О чем эта притча?
— Почему ветер не смог снять плащ с путника?
— Кто одержал победу в споре и почему?
— Какой вывод можно сделать?
Творческие задания:
Представьте, что слово доброта – это магнит. Запишите слова, которые могло бы притянуть к себе это слово-магнит.
Вспомните и запишите 2-3 пословицы со словами добрый, доброта.
Составьте небольшой связный текст на тему: “Доброта – вещь удивительная”.
Урок №6
Тема высказываний: “Гармония человека и природы”
В.Белов “Последняя синичка”
Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошел ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.
Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: “Полетели белые мухи”.
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Определите тему рассказа.
- Сформулируйте его идею.
- Определите тип и стиль текста.
- Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?
- Приходилось ли вам видеть необычное в обычном?
Творческие задания:
Выписать слова, выражающие отношение автора к синичке.
Составьте словосочетания, характеризующие отношение автора к природе.
Продолжите фразу: “Человек, любящий природу...”. Приведите примеры бережного отношения к природе.
Урок №7
Тема высказываний: “Никогда не увядающий... цвет... духовной жизни..”
К. Д. Ушинский “Родное слово” (1861 год)
Язык народа — лучший, никогда не увядающий... цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо Отчизны... ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к родине. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в... слове...
Вопросы для аналитического наблюдения:
- Какова основная мысль текста?
- Как вы понимаете выражение “сокровищница родного языка”?
- Как связаны между собой понятия “язык народа”, “родина”?
- В чём актуальность слов Ушинского сегодня?
Творческие задания:
Пользуясь словарём, определи лексическое значение выражения “духовная жизнь”.
Выпиши словосочетания, подтверждающие любовь автора к родному слову.
Составить небольшой связный текст на тему: “ Что народ бережно сохраняет в слове?”
Урок № 8
Тема высказываний: “Жестокость, грубость, зло”
Отрывок из рассказа “Чертопханов и Недопюскин” И.С. Тургенева
Он нагнулся, гикнул, вытянул лошадь по шее; лошадь замотала головой, взвилась на дыбы, бросилась в сторону и отдавила одной собаке лапу. Собака пронзительно завизжала. Чертопханов закипел, зашипел, ударил лошадь кулаком по голове между ушами, быстрее молнии соскочил наземь, осмотрел лапу у собаки, поплевал на рану, пихнул ее ногою в бок, чтобы она не пищала, уцепился за холку и вдел ногу в стремя. Лошадь задрала морду, подняла хвост и бросилась боком в кусты; он за ней на одной ноге вприпрыжку, однако наконец-таки попал в седло; как исступленный завертел нагайкой, затрубил в рог и поскакал.
Вопросы для аналитического наблюдения:
- О чём этот текст?
- Какое впечатление он производит? Почему?
- Какими качествами наделён герой произведения?
- Назовите глаголы, передающие эти качества?
- Какую роль выполняет обилие глаголов в этом тексте?
Творческие задания:
Выпишите слова и словосочетания, передающие жестокость, грубость героя.
Составьте 3-4 предложения, адресованные Чертопханову.
Составьте сочинение-миниатюру “Если бы лошадь умела говорить...”