Цель: формирование навыков правильного безошибочного письма.
Задачи:
- закрепить правописание орфограмм корня;
- упражнять в написании слов с заглавной буквой;
- повторить состав слова;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать культуру поведения.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. А теперь улыбнитесь друг другу. Давайте настроимся на работу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парту и повторяйте за мной: "Я в школе на уроке! Сейчас я начну учиться! Внимание моё растёт! Я как разведчик всё замечу! Память моя крепка! Я готов к работе! Я работаю!"
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас не просто урок русского языка. Посмотрите на доску, как называется наш урок? (Тренинг). Что такое тренинг? Для чего нужно тренироваться на уроках русского языка?
3.Чистописание, словарная работа.
Давайте проведем небольшую разминку – чистописание. Для чего нужен тренинг мы выяснили, а для чего необходимо чистописание?
(ответы детей)
- Назовите одинаковый звук в словах: ДОМ, НОТЫ, ОСЫ, НОГИ [О]
- Дайте характеристику этому звуку.
- Подготовка руки к письму
(Буквы и сочетания записаны на доске. Обратить внимание на точку начала и как соединяется буква).
(дети записывают)
Подчеркните самую красиво написанную букву.
Буква О спрятала слова. Давайте их отгадаем. Кроссворд ( см Приложение)
- Столица нашего государства? Москва
Как будем писать? Почему?
Родина.
Как будем писать? Почему? Что это за слова? Почему их так называют? Произнесём слова орфографически. Запишите слова в тетрадь. (доску закрыть).
Как пишите слова: Москва, столица, Родина.
Физминутка.
4.Тренинг.
Сегодня на уроке будут выполнять индивидуальные задания: Надя, Лиза, Серёжа, Антон. Возьмите задания с карточками-помощницами. Вашу работу будет проверять, и оценивать мой помощник-консультант. Света, возьми конверт (в конверте карточка с правильными ответами и цветные жетоны для оценивания). Лера работает в тетради “Учусь писать без ошибок”, и оценивает свою работу в карточке самооценки.(см Приложение). Остальные: найдите упр.№1 в тетр. “Пишем грамотно” на стр.52 .Что нужно сделать? Поработайте в парах с этим упражнением.
Проверка:
- Для чего вы подбирали проверочные слова?
- Какие орфограммы повторили?
- Как проверили слова с безударной гласной в корне?
- Как проверили слова с непроизносимым согласным в корне?
- Как проверили слова с парным согласным?
- Оцените работу друг друга. Прокомментировать отметки двум учащимся.
Обратить внимание учащихся на ученицу работающую индивидуально.
Проверяем работавших по карточкам.
Ребята, а у вас кто-нибудь работал с орфограммой “Безударная гласная….” Пользовался карточкой-помощницей? Какой жетон получил? Прошу консультанта объяснить оценку. (Учитель просматривает работы, выставляет отметки.) Так чем же мы сейчас занимались, что повторяли? ( Орфограммы корня)
( Закрепляю табличку на доске)
Проблемная ситуация
Перед нами возникла проблема. И мы должны её решить. Посмотрите на доску. Слова записаны одинаковые или разные? Почему вы так думаете?
Узенькая – узенькая?
В каких случаях слово пишется с заглавной буквы?
Давайте попробуем вписать эти слова в предложения. (Тетр. упр.2)
а) Первая пара слов: ученик у доски
б) Вторая пара: комментирует с места
в) Третья пара: самостоятельно, с последующей проверкой.
Дополнительные вопросы:
Какие слова называются однокоренными?
Подобрать родственное слово к слову – кот-
Для чего мы выполняли упр. №2 (Заглавная буква) (Закрепляю табличку на доске).
Оценивание работы ребят.
Физминутка.
Ученица, работавшая самостоятельно заканчивает работу. Тетрадь сдаёт на проверку с картой самооценки.
А теперь задание, которое вам очень нравится: “Одень слово”.
Используется индивидуальное наборное полотно (кармашек)
Все разбирают слова в тетрадях, один ученик у доски.
ШКОЛА - Посмотрите, как “одел” слово Ваня. А как вы? ( показывают кармашек). Как нашёл окончание? Что такое основа?
ЗИМНИЙ – Вы согласны с учеником? Что такое суффикс? Каким способом образовано это слово?
ПОХОД – Каким способом образовано это слово?
ПРИГОРОДНЫЙ – попробуйте “одеть” это слово самостоятельно. Проверка: покажите, как “одели” слово? Объясните.
Возникали у вас трудности при выполнении этого задания? Где? Почему? Что нужно сделать?
5.Работа с индивидуальным наборным полотном.
- Покажите ту часть, без которой не может быть слова? Почему нет слова без корня?
- Покажите часть слова, которая изменяет его форму?
- Какие части слова остались? для чего они нужны?
Выставить отметки.
Чем мы сейчас занимались? Что повторяли? (состав слова.)
(закрепляю табличку на доске)
6.Домашнее задание.
Послушайте стихотворение. (Учитель читает стихотворение на с.52 упр.№3 в тетради). Понравилось? Чем? Это ваше Д/З.
1-ая группа – прочитать, вставить пропущенные буквы.
2-ая группа – прочитать, вставить пропущенные буквы, выделить ту часть слова где они находятся.
7.Итог.
Наш урок подошёл к концу. Посмотрите, на доске показано все, чем мы сегодня занимались. Мне было приятно с вами работать. Благодарю вас. А что понравилось вам? Где было трудно? Почему? Что надо сделать? Вспомните себя на уроке. При помощи светофора оцените, как вы работали?