ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового раздела образования – экономики. В 9-м классе начинается, переход к профильному обучению данная программа может представлять определенный интерес для учителей, учащихся и их родителей. Изучение курса “Географии Иркутской области” может сопровождаться, изучением элективного курса “Экономика Усть-Кутского района” в школе, так как это нужная и главная задача в развитии потенциала учеников. Вместе с тем, проблемы отбора содержания экономического образования пока находятся в стадии разработки и эксперимента.
Думаю, что программа данного элективного курса может быть гармонично вписана в систему как предпрофильной, так и профильной подготовки школьников, нести объединяющее, интеграционное начало. Рассматриваемый курс приемлем для различных профилей всех типов образовательных учреждений, и может быть направлен на:
- углубленное изучение раздела профильного курса “Экономика”;
- изучение раздела базового курса “Экономика”, не входящего в обязательную программу;
- межпредметный элективный курс, в целях удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного профиля.
Курс достаточно актуален на современном этапе развития общества, он направлен на знакомство учащихся с комплексными проблемами и задачами экономики Усть-Кутского района, требующими синтеза знаний различных предметных областей, а также ориентации в различных профессиональных сферах. Каждый учащийся должен знать край, где он живет, его экономические особенности и связи с другими регионами России.
Основная задача курса состоит в расширении представления учащихся об экономическом потенциале Усть-Кутского района и в представлении доказательной базы актуальности данных знаний.
Цели изучения элективного курса:
- расширение и углубление их знаний в области экономики и географии, краеведения;
- ознакомление учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний и специфических способов деятельности (синтез, анализ, сравнение, абстрагирование, мониторинг, прогнозирование) в различных сферах;
- развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике региона, государственной и региональной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение;
- ориентация в выборе профессии; ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельностью, используя возможности региона;
- ориентация на социализацию подростков в общественной жизни;
Курс носит интерактивный, междисциплинарный характер.
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся должны:
- знать экономические характеристики района, особенности его географического и экономического положения;
- иметь представление о перспективах и особенностях развитии района в целом;
- уметь анализировать экономические отношения района с другими субъектами России и иностранными партнерами, а также составлять графики, диаграммы, таблицы по собранным статистическим материалам;
- уметь объяснять (интерпретировать) изучаемые явления и процессы;
- уметь приводить известные примеры явлений и тенденций;
Для изучения курса “Экономика Усть-Кутского района” учащимися 9 классов различных образовательных учреждений отводится 34 ч.
Программа представленного курса имеет блочно-модульную структуру:
№ модуля | Название образовательного модуля | Количество часов |
МОДУЛЬ 1 | Усть-Кутский район – связующее звено Сибири. | 7 |
МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий района. | 4 |
МОДУЛЬ 3 | Город Усть-Кут – “северные ворота” России. | 7 |
МОДУЛЬ 4 | Культура района | 4 |
МОДУЛЬ 5 | Экономическое взаимодействие в России и за рубежом. | 3 |
Выполнение зачетного проекта - презентации “ Район сейчас и завтра…..” | 9 | |
ИТОГО | 34 часов |
Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей: большое число работ, связанных с анализом статистических материалов, документации, социально-экономических ситуаций, подборка материалов из СМИ, математических задач с экономическим содержанием, семинаров. Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов, проблемных семинаров, дискуссий.
Система оценивания
строится на разнообразном дифференцированном наборе контрольно-измерительных материалов:- текущий контроль – беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемами, аспектами развития, рецензирование сообщений учащихся и т.д.;
- тематический контроль – тестовые задания и тематические зачеты;
- зачетный практикум - описание и практическое выполнение практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса;
- обобщающий, итоговый в форме презентаций личных достижений (самостоятельно подготовленные энциклопедические справки, устные и письменные доклады и сообщения, описание выполненных практических работ).
Так как курс выбирается инициативно, по желанию учащихся и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата обучения использовать нетрадиционную форму оценивания, например, проект. В проекте учащегося к моменту завершения изучения курса каждый ученик должен “вложить” выполненные в процессе обучения работы. Перечень таких работ является обязательным, а темы, по которым выполняется каждый вид работы, - по выбору учащихся. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своем портфолио.
Возможный перечень работ, входящих в проект:
- предметный или именной указатель;
- тематический доклад (текст);
- исследовательская работа;
- маркетинговые исследования;
- проект - презентация.
Учебный процесс может поддерживаться различными учебным пособием по курсу “Экономика”, учебно-методическим комплектом для учителя и конспект-тетрадью для учащихся.
Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса “Экономика Усть-Кутского района” большая роль отводится разным методическим конструкциям использования современных телекоммуникационных технологий, предлагаются Интернет-экскурсии, проекты, презентации.
Памятка для учащихся
Выполняет функцию рабочей тетради, задачника и практикума для подготовки к занятиям и контролю различного уровня.
Каждый модуль памятки имеет следующие рубрики:
- термины, понятия и определения которые необходимо повторить;
- интересные факты и события по теме;
- правила и особенности, на которые необходимо обратить, внимание и которые обязательны для изучения;
- сведения об известных личностях, которые внесли определенный вклад в развитие края;
- фотографии;
- справочный материал;
- проблемные вопросы, ситуации;
- задания для проверки;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 МОДУЛЬ | Усть-Кутский район – связующее звено Сибири. | 7 |
Ведение. Усть-Кутский район - субъект России. | 1 | |
Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. | 1 | |
Особенности экономического развития территорий района. | 1 | |
Законодательная база, регулирующая деятельность Усть-Кутского района. | 1 | |
История, традиции и быт населения. | 1 | |
Культурно-экономические связи Усть-Кутского района с другими субъектами России и иностранными государствами. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий района. | 4 |
Северная территория Усть-Кутского района | 1 | |
Центральная территория Усть-Кутского района | 1 | |
Южная территория Усть-Кутского района | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 3 | Город Усть-Кут – “северные ворота” России. Особенности экономического развития. Перспективы. | 7 |
Город Усть-Кут. Анализ экономического состояния. Особенности экономического развития. Тенденции и перспективы на современном этапе. | 1 | |
НПР. Особенности экономического развития. | 1 | |
Усть-Кут – транспортный узел. “Перекрёсток рек и дорог”. | 2 | |
АО “Усть-Кутнефтегаз” | 1 | |
“Санаторий Усть-Кут – великая здравница России” | 1 | |
Культурный и исторический потенциал города. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 4 | Культура района | 4 |
Топонимика Усть-Кутского района | 3 | |
Усть-Кутское творчество | ||
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 5 | Экономическое взаимодействие района в России и за рубежом. | 3 |
Экономические отношения района с другими регионами России. | 1 | |
Международные экономические связи района. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
Выполнение зачетного проекта-презентации “Район сейчас и завтра…..” | 9 | |
ИТОГО | 34 |
Используемая литература
- Здравствуй, Усть-Кут! Усть-Кут – Иркутск. 2004 г.
- Интернет-ресурсы: сайты города Усть-Кута.
- Их имена – в названиях улиц Усть-Кута. Биобиблиографический сборник. г. Усть – Кут. 2006.
- Казаков А “Школьнику о рыночной экономике”.М.,1993 г.
- Камаев В.Д и колл.авт. Учебник по основам экономической теории. М.,1997 г.
- Киреев А.П.Международная экономика. М.,2000 г.
- Ленские вести. / подшивка газет за 1991 – 2006 год.
- Марков. Н. К. Усть-Кут. Справочник. 1991.
- Пшенникова С.К. И оживает история….. С-П.2002
- Пшенникова С.К. Легенды и напевы Усть – Кутского края. С-П 1997 г.
- Пшеникова. С. К. Память..., г. Усть-Кут Иркутской области. 2005 г.
- Пшенникова С.К. Тропою памяти.. С-П. 2000 г (1991)
- Сенин. В.П. “Вокруг света”. Иркутск. 2003.
- Сенин В.П. Экономика развития Усть-Кута. Иркутск 1999 г.
- Тришина Г. М. Отечество моё – Усть-Кутская земля. г. Усть-Кут. 2007
- Устав Усть-Кутского района.