Интегрированный урок (технология + информатика). Тема: "Гармония цвета"

Разделы: Информатика, Технология


1 слайд

Необходимое условие красоты одежды –
это гармония цвета в ней, то есть
согласованность, стройность
в сочетании цветов.

2 слайд

Цели урока: - научиться гармонично составлять цветовые композиции, используя графический редактор.

образовательные

  • продолжение формирования знаний по цветоведению;
  • совершенствование умений работы в графическом редакторе;
  • формирование умений по составлению композиций цвета;

воспитательные

  • воспитание самостоятельности при работе в графическом редакторе;
  • воспитание художественного вкуса;

развивающие

  • развитие художественно-эстетического восприятии, связанного с композицией;
  • развитие интереса к поиску решений;
  • развитие навыков дизайна;
  • развитие координации и точности движений при работе с цветами в графическом редакторе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: сообщение новых знаний, частично-поисковый.

Ф.О.П.Д. уч-ся: индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, проектор.

Интеграция: информатика, история, МХК, русский язык.

Словарная работа: хроматические, ахроматические (греч. “хромос”) цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Организационно-подготовительный этап:

приветствие, проверка явки уч-ся, заполнение журнала, проверка готовности уч-ся к уроку, активизация уч-ся, выдача рабочих папок (технологическая карта, карта-задание)

2.Этап формирования новых знаний:

теоретические сведения, показ и объяснение приёмов работы в графическом редакторе при помощи технологических карт.

Учитель технологии:

с самого рождения человек живёт в цветном мире и постепенно изучает его цвета. Цвет оказывает глубокое воздействие на человека и является, конечно, средством выразительности в композиции одежды. Композиция – это сочетание элементов, объединённых в единое целое. В данном случае, это композиция цвета. Кто же был основателем изучения цвета?

Ученица - опережающее задание:

основы теории цвета были заложены Ньютоном, который первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Он полагал, что белый свет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на множество разнообразных световых волн. Ньютон расположил в замкнутый круг цвета своего спектра – спектральный круг или цветовой. 3 слайд

Учитель технологии:

Какую вы знаете поговорку про цвета с детства?

Ответ учащихся – каждый охотник желает знать где сидит фазан.

Ученица - опережающее задание:

вопросами цвета занимались такие теоретики искусства и художники, как Леонардо да Винчи, Гёте, Делакруа, Кандинский, Грабарь.

Физиологическому и психологическому воздействию цвета на организм человека много внимания уделял Гёте. Он писал, например, что жёлтый цвет отличается ясностью, весёлостью и мягкой прелестью.

Учитель технологии:

цветовая символика изначально была тесно связана с отражением жизненных процессов. Практический опыт ещё на самых ранних стадиях развития человека подсказывал ему связь между предметами природы и их цветом. Мы можем рассмотреть это на примере уральского народного костюма.

Ученица – опережающее задание:

4 слайд

уральский костюм в своём окончательном виде сложился к концу 19 и даже к началу 20 века. Основная цветовая гамма состоит из пяти цветов: зелёный, красный, жёлтый, чёрный и белый. Женский сарафан сохраняет русские формы, но цвет напоминает малахитовую шкатулку. Лучи по сарафану – то ли вкрапления полосок руды, то ли рельсы, по которым её вывозили из штолен, то ли скупые лучи солнца, поникающие в гроты скал…..А треугольники орнамента по подолу? Может быть, это горы или остроконечные ели – ещё одно богатство Урала. Жёлтый цвет блузы – яркая солнечная одежда. По покрою сарафан представляет полный солнце-клёш. По подолу сарафана – растительный орнамент. Но и тут есть свой секрет:

из старинных уральских поверий пошла традиция рисовать цветок с пятью лепестками, а если вокруг него листочки, то их тоже пять.

5 – заветное счастливое уральское число.

Учитель технологии:

всё многообразие цветов разделяют на две группы:

– хроматические, в переводе с греческого – окрашенные, (“хромос” - цвет) – это все цвета в цветовом круге и

5 слайд

- ахроматические (бесцветные) – это белый, чёрный и все оттенки серого.

6 слайд

Обратим внимание на правописание слов хроматические и ахроматические.

7 слайд

Хроматические цвета называют чистыми, так как обладают предельно возможной окраской данного цвета, которая называется насыщенностью.

Каждый цвет в свою очередь обладает светлотой, т. е. большей или меньшей близостью цвета к белому, а так же цветовым тоном. Например, цветовой тон – синий, но он может быть тёмно синим (+ чёрный) и светло синим (+ белый).

8 слайд

9 слайд

У каждого человека есть свой любимый цвет. Различные цвета вызывают у человека различные чувства: влияют на настроение, самочувствие, воздействуют на работоспособность.

ВОПРОС: - на данный момент какой цвет вам более импонирует?

ОТВЕТ: - ДЕВОЧКИ ПОДНИМАЮТ ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ

Учитель технологии:

доказано, что

- черный цвет вызывает угнетённое состояние,
- зелёный цвет успокаивает человека,
- синий цвет способствует размышлению, успокаивает и снижает давление;
- голубой настраивает на меланхолию;
- красный вызывает раздражение, беспокойство. Одежда из красного цвета привлекает к человеку излишнее внимание, 10 слайд

а так составил таблицу исследователь Р. Р. Кликс, полученную в результате суммирования и анализа: 11 слайд

цвет ассоциации
красный революция, пожар, шум
оранжевый закат, осень, апельсин
жёлтый Весна
зелёный растение, море
синий далёкие горы
фиолетовый фиалка

Учитель технологии:

а сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составлять цветовые композиции, используя информационные технологии.

3. Этап применения знаний и формирование умений: практическая работа.

Учитель информатики:

составлять цветовые композиции нам поможет графический редактор.

Вопросы:

Какие графические редакторы знаете?
Какая между ними разница?

Значит, мы будем работать в редакторе Paint. Открываем редактор, посмотрим инструменты и палитру цветов.

Выполняем работу в следующей последовательности:

  1. Нарисовать круг.
  2. Разделить круг на 6 равных секторов.
  3. Заполнить сектора цветом в соответствии с образцом (цветовым кругом).

Учитель информатики проверяет правильность рисования круга, деление на сектора, правильность заполнения цветом.

12 слайд

Учитель технологии:

цвета разделяются условно на тёплые и холодные.

Разделив цветовой круг на две части через чистые красный и зелёный, получим в одной части круга тёплые цвета, а в другой холодные.

К тёплым относятся цвета, связанные с представлениями об огне, солнце: это красный, оранжевый, жёлтый.

13 слайд

Тёплые цвета зрительно увеличивают объём, как бы выступают и приближаются к нам, тем самым увеличивая фигуру.

14 слайд

Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе:

  1. Очистить экран.
  2. Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.
  3. Скопировать прямоугольник два раза.
  4. Левую половину каждого прямоугольника заполнить цветом (красным, оранжевым, жёлтым).
  5. правую половину прямоугольника заполнить цветом, который гармонично сочетается с левой половиной.

Учитель технологии:

проверяет правильность составления гармоничного сочетания теплых цветов и выдаёт жетоны учащимся, которые правильно выполнили задание.

15 слайд

Учитель технологии:

к холодным относятся цвета, которые ассоциируются с чувством прохлады, снега, льда: это зелёный (в данном случае), синий, фиолетовый.

16 слайд

Холодные цвета придают фигуре стройность, кажутся отступающими и зрительно уменьшают фигуру.

17 слайд

Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе:

  1. Очистить экран.
  2. Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.
  3. Скопировать прямоугольник два раза.
  4. Левую половину каждого прямоугольника заполнить цветом (зелёным, синим, фиолетовым).
  5. правую половину прямоугольника заполнить цветом, который гармонично сочетается с левой половиной.

Учитель технологии:

проверяет правильность составления гармоничного сочетания холодных цветов и выдаёт жетоны учащимся, которые правильно выполнили задание.

Учитель технологии:

Контрастная гармония цветов – это сочетание тёплого и холодного цвета. При удачном сочетании они как бы усиливают друг друга, становятся ярче, насыщеннее.

18 слайд

Ученица – опережающее задание:

широко использовали контраст цветов художники Рембранд, Матисс, Ван-Гог, Малявин.

Учитель технологии:

чаще всего контрастные сочетания используются в одежде для отдыха, лета, путешествий. В молодёжной одежде используют даже три или несколько контрастных цвета.

19 слайд

Очень хорошие сочетания в одежде получаются у основных цветов с ахроматическими.

20 слайд

Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе:

  1. Очистить экран.
  2. Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.
  3. Скопировать прямоугольник два раза.
  4. Левую половину каждого прямоугольника заполнить тёплым цветом
  5. Правую половину прямоугольника заполнить холодным цветом, который гармонично сочетается с левой половиной.

Учитель технологии:

проверяет правильность составления гармоничного сочетания контрастных цветов и выдаёт жетоны учащимся, которые правильно выполнили задание.

Учитель технологии:

Гармоничное цветовое сочетание костюма зависит не только от сочетания цветов, но и от того, в каком количестве они взяты, в умении различать сочетаемые и несочетаемые цвета.

Ученица – опережающее задание:

сколько цветов может быть в костюме? Это зависит от того, что предлагает на данный момент мода. Долгое время она ограничивалась всего двумя-тремя цветами, подобранными в тон или по контрасту. Однако, рекомендуемые сочетания нельзя воспринимать как обязательные.

Возможны и более сложные цветовые комбинации, главное, чтобы при этом возникла гармония. Всё должно сочетаться по цвету – и одежда, и

21 слайд

дополнения, и краски волос и лица, и украшения к костюму. Идёт или не идёт, сочетается или не сочетается? На этот вопрос не может быть общего, теоретического, что ли, ответа. Оттенков любого цвета великое множество.

22 слайд

Взять хотя бы серый:

- цвет камня,
- цвет свинца и железа,
- цвет голубя, жемчуга, дымчатый, серебристый.

А красный? А коричневый? Порой бывает трудно подобрать точное название каждому цвету. Поэтому надо пробовать, смотреть, прикладывать ткани друг к другу, прикладывать их к лицу – и только тогда можно понять, что к чему и что с чем. Любопытно, что подобным образом поступали знаменитые живописцы.

Ученица – опережающее задание:

23 слайд

например, художник Марк Шагал бросал на холст множество окрашенных в разные цвета тряпочек, смотрел, убирал лишнее, что-то заменял, что-то дополнял и тем самым определял гармонию цвета своей будущей картины. Он доверял глазу, он каждый раз проверял восприятие цвета.

Учитель технологии:

и это он - с его опытом! А нам, я думаю, иного пути просто нет – как пробовать, смотреть, учиться на ошибках, воспитывать вкус!

Давайте набираться опыта и фиксировать удачно найденные решения и допущенные ошибки – и у себя, и у других. И постараться ошибки не повторять, а о находках помнить. Согласитесь, невозможно предусмотреть все случаи, с которыми доведётся сталкиваться. Вам придётся самим искать ответы на вопросы, которые могут возникнуть, когда вы будете подбирать себе одежду – к лицу, к фигуре, к случаю. И слова Жубера, французского мыслителя и писателя, жившего в 18 веке, будут здесь как нельзя кстати:

24 слайд

“одежда должна отличать вас от всех, но не вырываться из общепринятого стиля, а для этого необходим опыт… ”

Разве не так? Желаю вам всем удачи в ваших экспериментах!

4. Подведение итогов урока:

Учитель технологии:

сообщение о достижении цели урока:

- какие цвета сочетаются между собой? – тёплые, холодные, контрастные;
- как вы считаете – какое сочетание является гармоничным? – любое с чувством меры;
- как вы считаете – цели урока мы с вами достигли? – да.

Учитель информатики:

- научились ли вы работать с палитрой цветов? – да; 25 слайд
- научились ли вы копировать объекты? – да.

Учитель технологии:

- как вы считаете – цели урока мы с вами достигли? – да. 25 слайд

Заключительный этап:

- объективная оценка результатов индивидуального труда уч-ся на уроке:
- на уроке особенно хорошо справились с заданиями ученицы ………..

- сообщение домашнего задания.

Учитель технологии:

– попробовать подобрать цвет, который больше всего подходит к

Вашей внешности;

- составить Вашу гармонию цвета для летней одежды.

Учитель информатики:

– попробовать выполнить работу № 6 стр. 94

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
УРОК ОКОНЧЕН!