Необходимое условие красоты одежды –
это гармония цвета в ней, то есть
согласованность, стройность
в сочетании цветов.
Цели урока: - научиться гармонично составлять цветовые композиции, используя графический редактор.
образовательные
- продолжение формирования знаний по цветоведению;
- совершенствование умений работы в графическом редакторе;
- формирование умений по составлению композиций цвета;
воспитательные
- воспитание самостоятельности при работе в графическом редакторе;
- воспитание художественного вкуса;
развивающие
- развитие художественно-эстетического восприятии, связанного с композицией;
- развитие интереса к поиску решений;
- развитие навыков дизайна;
- развитие координации и точности движений при работе с цветами в графическом редакторе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: сообщение новых знаний, частично-поисковый.
Ф.О.П.Д. уч-ся: индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, проектор.
Интеграция: информатика, история, МХК, русский язык.
Словарная работа: хроматические, ахроматические (греч. “хромос”) цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационно-подготовительный этап:
приветствие, проверка явки уч-ся, заполнение журнала, проверка готовности уч-ся к уроку, активизация уч-ся, выдача рабочих папок (технологическая карта, карта-задание)
2.Этап формирования новых знаний:
теоретические сведения, показ и объяснение приёмов работы в графическом редакторе при помощи технологических карт.
Учитель технологии:
с самого рождения человек живёт в цветном мире и постепенно изучает его цвета. Цвет оказывает глубокое воздействие на человека и является, конечно, средством выразительности в композиции одежды. Композиция – это сочетание элементов, объединённых в единое целое. В данном случае, это композиция цвета. Кто же был основателем изучения цвета?
Ученица - опережающее задание:
основы теории цвета были заложены Ньютоном, который первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Он полагал, что белый свет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на множество разнообразных световых волн. Ньютон расположил в замкнутый круг цвета своего спектра – спектральный круг или цветовой. 3 слайд
Учитель технологии:
Какую вы знаете поговорку про цвета с детства?
Ответ учащихся – каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Ученица - опережающее задание:
вопросами цвета занимались такие теоретики искусства и художники, как Леонардо да Винчи, Гёте, Делакруа, Кандинский, Грабарь.
Физиологическому и психологическому воздействию цвета на организм человека много внимания уделял Гёте. Он писал, например, что жёлтый цвет отличается ясностью, весёлостью и мягкой прелестью.
Учитель технологии:
цветовая символика изначально была тесно связана с отражением жизненных процессов. Практический опыт ещё на самых ранних стадиях развития человека подсказывал ему связь между предметами природы и их цветом. Мы можем рассмотреть это на примере уральского народного костюма.
Ученица – опережающее задание:
уральский костюм в своём окончательном виде сложился к концу 19 и даже к началу 20 века. Основная цветовая гамма состоит из пяти цветов: зелёный, красный, жёлтый, чёрный и белый. Женский сарафан сохраняет русские формы, но цвет напоминает малахитовую шкатулку. Лучи по сарафану – то ли вкрапления полосок руды, то ли рельсы, по которым её вывозили из штолен, то ли скупые лучи солнца, поникающие в гроты скал…..А треугольники орнамента по подолу? Может быть, это горы или остроконечные ели – ещё одно богатство Урала. Жёлтый цвет блузы – яркая солнечная одежда. По покрою сарафан представляет полный солнце-клёш. По подолу сарафана – растительный орнамент. Но и тут есть свой секрет:
из старинных уральских поверий пошла традиция рисовать цветок с пятью лепестками, а если вокруг него листочки, то их тоже пять.
5 – заветное счастливое уральское число.
Учитель технологии:
всё многообразие цветов разделяют на две группы:
– хроматические, в переводе с греческого – окрашенные, (“хромос” - цвет) – это все цвета в цветовом круге и
- ахроматические (бесцветные) – это белый, чёрный и все оттенки серого.
Обратим внимание на правописание слов хроматические и ахроматические.
Хроматические цвета называют чистыми, так как обладают предельно возможной окраской данного цвета, которая называется насыщенностью.
Каждый цвет в свою очередь обладает светлотой, т. е. большей или меньшей близостью цвета к белому, а так же цветовым тоном. Например, цветовой тон – синий, но он может быть тёмно синим (+ чёрный) и светло синим (+ белый).
У каждого человека есть свой любимый цвет. Различные цвета вызывают у человека различные чувства: влияют на настроение, самочувствие, воздействуют на работоспособность.
ВОПРОС: - на данный момент какой цвет вам более импонирует?
ОТВЕТ: - ДЕВОЧКИ ПОДНИМАЮТ ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ
Учитель технологии:
доказано, что
- черный цвет вызывает угнетённое состояние,
- зелёный цвет успокаивает человека,
- синий цвет способствует размышлению,
успокаивает и снижает давление;
- голубой настраивает на меланхолию;
- красный вызывает раздражение, беспокойство.
Одежда из красного цвета привлекает к человеку
излишнее внимание, 10 слайд
а так составил таблицу исследователь Р. Р. Кликс, полученную в результате суммирования и анализа: 11 слайд
цвет | ассоциации |
красный | революция, пожар, шум |
оранжевый | закат, осень, апельсин |
жёлтый | Весна |
зелёный | растение, море |
синий | далёкие горы |
фиолетовый | фиалка |
Учитель технологии:
а сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составлять цветовые композиции, используя информационные технологии.
3. Этап применения знаний и формирование умений: практическая работа.
Учитель информатики:
составлять цветовые композиции нам поможет графический редактор.
Вопросы:
Какие графические редакторы знаете?
Какая между ними разница?
Значит, мы будем работать в редакторе Paint. Открываем редактор, посмотрим инструменты и палитру цветов.
Выполняем работу в следующей последовательности:
- Нарисовать круг.
- Разделить круг на 6 равных секторов.
- Заполнить сектора цветом в соответствии с образцом (цветовым кругом).
Учитель информатики проверяет правильность рисования круга, деление на сектора, правильность заполнения цветом.
Учитель технологии:
цвета разделяются условно на тёплые и холодные.
Разделив цветовой круг на две части через чистые красный и зелёный, получим в одной части круга тёплые цвета, а в другой холодные.
К тёплым относятся цвета, связанные с представлениями об огне, солнце: это красный, оранжевый, жёлтый.
Тёплые цвета зрительно увеличивают объём, как бы выступают и приближаются к нам, тем самым увеличивая фигуру.
Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе:
- Очистить экран.
- Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.
- Скопировать прямоугольник два раза.
- Левую половину каждого прямоугольника заполнить цветом (красным, оранжевым, жёлтым).
- правую половину прямоугольника заполнить цветом, который гармонично сочетается с левой половиной.
Учитель технологии:
проверяет правильность составления гармоничного сочетания теплых цветов и выдаёт жетоны учащимся, которые правильно выполнили задание.
Учитель технологии:
к холодным относятся цвета, которые ассоциируются с чувством прохлады, снега, льда: это зелёный (в данном случае), синий, фиолетовый.
Холодные цвета придают фигуре стройность, кажутся отступающими и зрительно уменьшают фигуру.
Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе:
- Очистить экран.
- Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.
- Скопировать прямоугольник два раза.
- Левую половину каждого прямоугольника заполнить цветом (зелёным, синим, фиолетовым).
- правую половину прямоугольника заполнить цветом, который гармонично сочетается с левой половиной.
Учитель технологии:
проверяет правильность составления гармоничного сочетания холодных цветов и выдаёт жетоны учащимся, которые правильно выполнили задание.
Учитель технологии:
Контрастная гармония цветов – это сочетание тёплого и холодного цвета. При удачном сочетании они как бы усиливают друг друга, становятся ярче, насыщеннее.
Ученица – опережающее задание:
широко использовали контраст цветов художники Рембранд, Матисс, Ван-Гог, Малявин.
Учитель технологии:
чаще всего контрастные сочетания используются в одежде для отдыха, лета, путешествий. В молодёжной одежде используют даже три или несколько контрастных цвета.
Очень хорошие сочетания в одежде получаются у основных цветов с ахроматическими.
Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе:
- Очистить экран.
- Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.
- Скопировать прямоугольник два раза.
- Левую половину каждого прямоугольника заполнить тёплым цветом
- Правую половину прямоугольника заполнить холодным цветом, который гармонично сочетается с левой половиной.
Учитель технологии:
проверяет правильность составления гармоничного сочетания контрастных цветов и выдаёт жетоны учащимся, которые правильно выполнили задание.
Учитель технологии:
Гармоничное цветовое сочетание костюма зависит не только от сочетания цветов, но и от того, в каком количестве они взяты, в умении различать сочетаемые и несочетаемые цвета.
Ученица – опережающее задание:
сколько цветов может быть в костюме? Это зависит от того, что предлагает на данный момент мода. Долгое время она ограничивалась всего двумя-тремя цветами, подобранными в тон или по контрасту. Однако, рекомендуемые сочетания нельзя воспринимать как обязательные.
Возможны и более сложные цветовые комбинации, главное, чтобы при этом возникла гармония. Всё должно сочетаться по цвету – и одежда, и
дополнения, и краски волос и лица, и украшения к костюму. Идёт или не идёт, сочетается или не сочетается? На этот вопрос не может быть общего, теоретического, что ли, ответа. Оттенков любого цвета великое множество.
Взять хотя бы серый:
- цвет камня,
- цвет свинца и железа,
- цвет голубя, жемчуга, дымчатый, серебристый.
А красный? А коричневый? Порой бывает трудно подобрать точное название каждому цвету. Поэтому надо пробовать, смотреть, прикладывать ткани друг к другу, прикладывать их к лицу – и только тогда можно понять, что к чему и что с чем. Любопытно, что подобным образом поступали знаменитые живописцы.
Ученица – опережающее задание:
например, художник Марк Шагал бросал на холст множество окрашенных в разные цвета тряпочек, смотрел, убирал лишнее, что-то заменял, что-то дополнял и тем самым определял гармонию цвета своей будущей картины. Он доверял глазу, он каждый раз проверял восприятие цвета.
Учитель технологии:
и это он - с его опытом! А нам, я думаю, иного пути просто нет – как пробовать, смотреть, учиться на ошибках, воспитывать вкус!
Давайте набираться опыта и фиксировать удачно найденные решения и допущенные ошибки – и у себя, и у других. И постараться ошибки не повторять, а о находках помнить. Согласитесь, невозможно предусмотреть все случаи, с которыми доведётся сталкиваться. Вам придётся самим искать ответы на вопросы, которые могут возникнуть, когда вы будете подбирать себе одежду – к лицу, к фигуре, к случаю. И слова Жубера, французского мыслителя и писателя, жившего в 18 веке, будут здесь как нельзя кстати:
“одежда должна отличать вас от всех, но не вырываться из общепринятого стиля, а для этого необходим опыт… ”
Разве не так? Желаю вам всем удачи в ваших экспериментах!
4. Подведение итогов урока:
Учитель технологии:
сообщение о достижении цели урока:
- какие цвета сочетаются между собой? – тёплые,
холодные, контрастные;
- как вы считаете – какое сочетание является
гармоничным? – любое с чувством меры;
- как вы считаете – цели урока мы с вами достигли?
– да.
Учитель информатики:
- научились ли вы работать с палитрой цветов? –
да; 25 слайд
- научились ли вы копировать объекты? – да.
Учитель технологии:
- как вы считаете – цели урока мы с вами достигли? – да. 25 слайд
Заключительный этап:
- объективная оценка результатов
индивидуального труда уч-ся на уроке:
- на уроке особенно хорошо справились с заданиями
ученицы ………..
- сообщение домашнего задания.
Учитель технологии:
– попробовать подобрать цвет, который больше всего подходит к
Вашей внешности;
- составить Вашу гармонию цвета для летней одежды.
Учитель информатики:
– попробовать выполнить работу № 6 стр. 94
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
УРОК ОКОНЧЕН!