Семья с существующими в
ней взаимоотношениями
между детьми и родителями –
первая школа интеллектуального,
нравственного, эстетического и
физического воспитания.
В.А. Сухомлинский
Самое драгоценное, что есть у человека, – это
здоровье. Однако в последнее десятилетие
состояние здоровья детей вызывает у
специалистов большую тревогу. Хорошее
самочувствие ребёнка – важное условие успешного
усвоения им школьной программы. Родители
прививают детям элементарные навыки
гигиенической культуры, следят за сохранением их
здоровья, но для того, чтобы сформировать
привычку к здоровому образу жизни у школьников,
бережное отношение к своему здоровью,
необходима совместная работа педагога и
родителей.
Два раза в год проводится мониторинг результатов
совместной деятельности, где родители заполняют
анкеты, которые помогают отследить режим дня
школьника, его питание и уровень здоровья,
самочувствие в семье. Это даёт возможность
задуматься над правильной организацией режимных
моментов, увидеть свои проблемы и во время их
решить. Каждому ученику в школьный дневник
вклеиваются памятки с результатами
анкетирования. На родительских собраниях и
индивидуальных консультациях обсуждаются
вопросы здоровья учеников, их самочувствие.
Родители принимают активное участие в
оздоровительной работе класса и школы. Ребёнок
должен понимать, что его здоровье имеет ценность
не только для него самого, но и для близких, в
первую очередь его родителей.
Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Задачи:
- Формировать у родителей и учащихся ответственное отношение к здоровью.
- Предложить практические рекомендации по укреплению и сохранению здоровья.
- Сплотить коллектив специалистов школы, родителей и детей.
Участники родительского собрания:
- учащиеся 4 класса
- родители
- специалисты школы (психолог, медсестра, логопед, завуч по оздоровительной работе, врач стоматолог)
Подготовительная работа:
- Приглашение родителей, специалистов школы.
- Конкурс рисунков «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
- Выставка детских работ «Здоровье в наших руках».
- Приготовление напитка «Золотой шар».
- Изготовление учащимися памяток для родителей и гостей.
- Оформление доски.
ХОД СОБРАНИЯ
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости!
Здравствуй, ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
Здравствуй не побежит в аптеку
И здоровым будет много лет.
Сегодня мы приглашаем вас поговорить на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Замечательно, когда все здоровы, а особенно, когда здоровы дети. По данным Всемирной организации здоровья, 10 из 1000 новорожденных уже страдают тем или иным недугом. Кроме тяжелых соматических и психических болезней наших детей подстерегают травмы, простуды, вирусы, инфекции. Лишь маленькое количество школьников сейчас может похвастаться тем, что ни разу не обращались к специалистам за оказанием медицинской помощи. Поэтому одним из основных направлений работы в начальной школе является сохранение и поддержка здоровья учащихся. А одним из основных блоков мониторинга является блок гигиенический и медико-физиологический.
Сегодня в нашем разговоре участвуют 3 группы: «учащиеся» 4 класса, «родители» и «специалисты».
В группу «специалистов» входят: (представить)
_______________________________________________________________________
Представляем экспертов, которые будут анализировать нашу работу в группах:
________________________________________________________________________
Итак, группы готовы поговорить о здоровье всерьёз?
Минутка психологического настроя
Прошу вас взяться за руки и соседу, сидящему справа от вас, сказать комплимент или пожелание.
Работа в группах
1 вопрос для обсуждения: Что такое здоровье? (Ответы групп)
Учитель: Каждый день мы слышим слова с корнем «здрав – здоров»: «Здравствуйте», «Здравия желаю», «Как ваше здоровье», «Будьте здоровы». И понятно: здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека.
В толковом словаре В. И. Даля: Здоровье – это состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.
И я вам предлагаю обсудить следующий вопрос: Что такое здоровый ученик? (Группы совещаются, оформляют свои ответы на листах ватмана.)
Слово представителю группы
«учащиеся»_______________________________.
Слово представителю группы «родители»
________________________________.
Слово представителю группы
«специалисты»_____________________________.
3 вопрос: Что можно сделать, чтобы сохранить и поддержать здоровье учащихся в нашей школе?
Группа учащихся отвечает, что могут сделать они для этого. Родители – как они могут поддержать и сохранить здоровье детей в школе. А специалисты предлагают свои варианты. (Участники совещаются и отвечают на вопрос.)
Учитель: Как с ребятами поддерживаем свое здоровье во время учебного процесса, мы вам сейчас покажем.
1) Коллективная музыкальная физминутка.
2) «Друзья здоровья» (показывают упражнения для мышц шеи и головы). Спасибо!
Учитель: Отслеживая здоровье
учащихся на протяжении 4-х лет обучения, мы не
раз вас, родители, знакомили с результатами
медосмотров, писали рекомендации, обсуждали
режим дня и т. д. С ребятами о здоровье и о
здоровом образе жизни говорили на классных
часах, уроках окружающего мира, уроках Здоровья,
факультативах «Жемчужинка», «Полезные
привычки». Мы имеем Карту здоровья каждого
ученика нашего класса, которая будет передана
классному руководителю в 5 классе и работа в
данном направлении продолжиться в среднем звене
школы. А сегодня мы решили открыть рубрику
«Это интересно», ведущая рубрики школьная
медсестра _____________ (см. Приложение
1).
Спасибо за интересные сведения.
Учитель: А мы переходим с вами еще к одной форме оздоровления и предлагаем вам попробовать напиток «Золотой шар», о котором вам расскажут девочки (см. Приложение 2).
Учитель: Напиток «Золотой шар»
содержит все 12 необходимых организму витаминов:
С, Bl, В2, В12, РР, А, Е, D, пантотеновую, фолиевую
кислоту, биотин и бета-каротин. 1 стакан напитка
для взрослого и полстакана для ребенка полностью
восполняют суточную потребность организма в
перечисленных витаминах. Будьте здоровы!
(Все участники пробуют напиток «Золотой шар»).
Учитель: Вашему вниманию мы предлагаем выставку «Здоровье в наших руках», с которой вас познакомят ребята.
Учитель: Уже в древности люди знали правила здорового образа жизни. И три правила, которые широко известны в восточных странах (Китае, Японии, Индии) мы дарим всем участникам нашей встречи.
Учащиеся вручают родителям и гостям памятки, приготовленные своими руками, (см. Приложение 3).
Учитель: Наша встреча подходит к завершению, но разговор о здоровье мы не заканчиваем. А сейчас слово экспертной группе (подводят итог, выносят решение собрания).
Решение собрания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: Совместная деятельность школы и родителей – успех обучения ребёнка. Только при полном взаимопонимании, поддержке и участии родителей в образовательном процессе возникает положительный результат. Хочется поблагодарить всех участников нашей встречи. Спасибо! До новых встреч!
Литература:
1. «Родительские собрания в начальной школе» /
сост. Н.А. Горбунова.– Волгоград: Учитель –
АСТ, 2003.
2. Начальная школа плюс «До и После». – 2007. – №
1.
3. Формы взаимодействия учителя с родителями в
начальной школе/ сост. Н.А. Касаткина. –
Волгоград: Учитель, 2005.
4. Методические рекомендации для проведения
мониторинга хода и результатов эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования г. Ханты-Мансийск, 2001.