Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


С презентацией доклада в Power Point можно познакомиться в Приложении 1.

Список литературы см. в Приложении 2.

Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Анализ современного этапа состояния общества свидетельствует о бурном развитии компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий, их активном внедрении в структуру профессиональной деятельности специалистов различных профилей. Этот объективный процесс общественного развития приводит к повышению конкуренции на рынке труда, побуждая всех специалистов к овладению новыми технологиями сбора, поиска и обработки информации. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, и не только на родном языке.

Как научить детей ориентироваться в огромном информационном пространстве в условиях классно-урочной системы, где основным источником информации является учитель и учебник? Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало? Как помочь детям, желающим более углубленно изучать предмет, без увеличения количества учебных часов и без перевода этих детей в отдельный класс или школу? Вот вопросы, которые я определила для себя приоритетными.

Основная цель обучения иностранному языку с учетом современных тенденций обновления содержания образования – формирование коммуникативной компетенции, сопутствующие цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее полно реализации этих целей и задач соответствует комплексная организация проектной деятельности школьников.

Безусловно, для организации вышеуказанной деятельности, от меня требовалось детальное изучение метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Как педагогическая идея, технология и практика он возник в первую треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952,) а также его ученика В.Х. Килпатрика. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, проблема приобретает контуры проектной деятельности. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учились самостоятельно учиться.

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.

Подробно изучив отношения различных исследователей, педагогов-практиков к методу проектов, я придерживаюсь следующих основных требований к использованию метода проектов, выдвигаемых Е.С. Полат [22]:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, и пр.).
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений)
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Я придерживаюсь общедидактической типологии проектов, представленной в следующей таблице [14].

По виду деятельности Исследовательские; творчесике; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов Внутренние; региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

В процессе организации проектной деятельности я столкнулась с различными проблемами, которые предстояло решить.

Одна из них – сочетание метода проектов с классно – урочной системой. Я убеждена, что проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место, а связь урочной и внеурочной деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, ведь подавляющая часть проектов начинается и заканчивается на уроке.

Другая проблема – руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически, так как учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности.

Одним из важных вопросов, которые встали передо мной в процессе работы – это оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Я определила разные критерии оценки проектов, которые будут представлены ниже. Проблема была в том, что способы оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников. Предлагаю следующие критерии и способы оценки проекта:

Таблица 1. Способы оценки.

Оценка учителя (А) Средняя оценка одноклассников (В) Самооценка автора проекта (С) Итоговая оценка Д = (А + В + С) : 3

Таблица 2. Критерии оценки проекта.

1. Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.
2. Логика и последовательность их изложения.
3. Самостоятельность и адекватность выбора средств.
4. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
5. Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.
6. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
7. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
8. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
9. Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.
10. Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.
11. Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
12. Практическое использование проектного изделия.
13. Качество записей и наглядных материалов.
14. Использование знаний из других наук и учебных предметов.
15. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
16. Полнота знаний по теме.
17. Оригинальность решения проекта.
18. Культура речи.
19. Привлечение знаний из других областей.
20. Языковая грамотность.
21. Умение пользоваться информационными технологиями.

Для оценивания работ в презентации Power Point я разработала следующие критерии:

Таблица 3.

Ф.И. участника проекта

Тема проекта

Степень реализации проекта

Владение технологией
Power Point

Итоговая оценка

Характеристика проекта

Критерии оценки
интересный оригинальный творческий

хорошо
иллюстри-
рованный

познава-
тельный

Соответствие отобранных фактов выбранной теме

Логика и последовательность изложения материала

Умение представить работу на устной защите

   
1 (фамилия, имя) (название)                    

 

 

Как видно из приведенных выше таблиц, можно выделить разные критерии и способы оценки, какими из них пользоваться – выбор за учителем.

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, он может представлять различные формы документирования:

– аннотация,
– рецензия,
– анкета,
– таблица,
– описание,
– фото-, аудио-, видеоотчет,
– коллаж,
– комикс,
– сценарий,
– дневник,
– журнал,
– альбом,
– справочник,
– программа,
– брошюра,
– афиша,
– реклама,
– каталог,
– словарь,
– статья,
– газета,
– выставка,
–путеводитель (для туристов),
– презентация в электронном виде (Power Point).

Большой интерес у школьников вызывает деятельность, связанная с участием во всероссийских и международных телекоммуникационных проектах.

Под учебным телекоммуникационным проектом Е.С. Полат определяет «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности»[23]

Основной идеей организации и проведения INTERNET – конкурсов, форумов, чатов, Web-дискуссий, телеконференций для подростков и молодежи является реализация деятельностного подхода к обучению.

«Сетевые» педагогические технологии способствуют формированию принципиально новой информационной образовательной среды (INTERNET – среды), обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между участниками образовательного процесса (акцент на самореализацию, самоактуализацию, самообразование). Использование INTERNET -среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Внедрение данной технологии в образовательный процесс позволяет решить комплекс учебных задач и воспитательных задач. Учебные задачи: научить пользоваться информацией из различных источников; научить расширять и углублять знания в данной предметной области; научить методу нисходящего проектирования. Воспитательные: научить взаимодействию вколлективе; научить самооценке; научить обосновывать и отстаивать свою позицию; научить умению видеть перспективу развития своей деятельности.

К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести:

  • свободную переписку;
  • информационный обмен;
  • электронные встречи;
  • обмен локальными решениями проблемы;
  • проведение совместных наблюдений;
  • изучение общего и особенного в какой-либо предметной области;
  • подготовку совместных публикаций;
  • участие в игровом имитационном моделировании;
  • выполнение уникальных совместных проектов;
  • создание баз данных;
  • социальные проекты.
  • выпуск электронных газет;
  • разработка виртуальных экскурсий и путешествий;
  • организация виртуальных школьных музеев;
  • организация деятельности Web-студий и др.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.

Для нас первым шагом на пути освоения информационных и коммуникационных технологий стало участие в дистанционной обучающей олимпиаде по английскому языку-2006, которая была организована Центром Творческих Инициатив “Snail” г. Омска. Олимпиада была посвящена традициям и праздникам Великобритании, в ней приняли участие команды из разных городов России. В течение месяца команда из четырех учащихся под моим руководством выполняла различные задания.

Сроки сдачи заданий были строго регламентированы, все задания выполнялись на английском языке. Задания и ответы высылались на электронный адрес команды (e-mail). По завершению каждого тура команда получала правильные ответы, а также могла ознакомиться с ответами соперников. Таким образом, учащиеся получили не только хорошую языковую практику, но и богатый, интересный материал о культуре английского народа; научились работать слаженно в команде; выбирать необходимый материал в огромном потоке информации. Кроме того, процесс ознакомления с учебным материалом проходил весело и интересно и значительно отличался от того, что учащиеся обычно делают на уроках. По завершении олимпиады все участники получили дипломы от организаторов. Сейчас наши ученики являются активными участниками дистанционных конкурсов и олимпиад.

Анализируя опыт участия и организации проектной деятельности в сфере коммуникационных технологий, я выделяю следующие условия успешности проекта:

  • Владение современными информационными технологиями, как учениками, так и учителем.
  • Возможность выхода в сеть Internet (и умение пользоваться им).
  • Наличие хороших пишущих компьютеров в школе.
  • Наличие домашнего компьютера у учащихся и учителя.
  • Наличие возможности проверить и откорректировать работы в школе (доступ в компьютерный класс, наличие медиа зала и т.п.)
  • Организация и координация деятельности со стороны учителя, оказание систематической консультативной помощи. Учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности, иначе проект потерпит неудачу.
  • Практическая значимость (так как только в этом случае проект является личностно-ориентированным).
  • Желание учителя заниматься проектной работой, так как она требует дополнительного личного времени учителя.

Как известно, цель считается достигнутой (а проект реализованным), когда учащиеся в результате работы получают (или узнают) что-то новое. В результате работы над проектами учащиеся улучшили свои знания не только в области английского языка, но и географии, истории и информатики. Более того, мы получили огромное внутреннее удовлетворение от проделанной работы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Изучив многочисленные публикации учителей, которые применяют метод проектов, и опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:

  • Сохранение мотивации к изучению иностранного языка.
  • Возможность углубленного изучения языка для учеников, способных и желающих его изучать, без определения их в отдельные классы (школы)
  • Улучшение успеваемости по предмету.

Опыт работы с применением метода проектов позволяет мне утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

Обращение к проблеме организации проектной деятельности считаю актуальным в условиях обновления содержания образования.