Цель урока:
- Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения.
- Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме.
- Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг кдругу.
Оборудование урока:
*Музыка: вальс “Метель” Г. Свиридова, “Вальс
цветов” П.И.Чайковского;
*карточки индивидуального опроса;
*слова для орфографической минутки;
*картины зимней природы;
Ход урока
I. Организационный момент
- Над какой темой мы с вами работали вчера?
- Какие проблемы возникли при выполнении
домашнего задания?
- Чем нам нужно заняться сегодня, чтобы устранить
пробелы в ваших знаниях?
II. Чистописание
- Спишите текст с доски аккуратно и красиво. Поставьте, где необходимо, знаки препинания. Выделите приставки.
Посм…три вокруг вырастают в ст…пях светлые г…рода ра…ветают пышные сады ввыс… взл…тают могучие р…кеты все это создал н…род р…бочие делают станки и м…ш…ны стр…ители строят з…воды
III. Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
- Давайте вспомним 3 основные правила русского
языка, с которыми мы познакомились в 3-м классе.
- На какое правило слова в 1-м столбике?
- Как проверить слова с безударной гласной в
корне слова?
- Прочитайте слова во 2-м столбике. Какое правило
спряталось в этих словах?
- Как проверить парную согласную в корне?
- Определите правило 3-го столбика.
- Что вы знаете о непроизносимых согласных?
украшает | снег | праздник |
зима | мороз | звездный |
снеговик | лед | радостный |
IV. Постановка темы урока
Все эти правила учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки. Проведем речевой урок, на котором будут звучать две темы: “Правописание приставок” и “Зима в природе”.
Знакомясь с приставками, мы будем учиться красиво говорить, знакомиться со смысловым значением слова, составлять предложения.
V. Работа по теме урока
1. 4 человека будут работать по карточкам.
№1. Вставьте пропущенные буквы.
Подберите подходящую картину к данному тексту.
Прочитайте выразительно. З…мой ру…кий лес сказочен и ч…десен. Снег укр…шает пуш…стые ветки д…ревьев. См…листые ш…шки в…сят на елях. В с…р…бряном уборе ст…ят кр…савицы – б…ре…ки. |
№2. Вставьте пропущенные буквы.
Подберите подходящую картину к данному тексту.
Прочитайте выразительно. В лес примч…лся
первый сне… . |
№3. Вставьте пропущенные буквы.
Прочитайте выразительно. Закрутила м…тел….Белка посп…шила к гн…зду. Гн…здо у зв…рька теплое. Забралась белка в гн…здо, прикрылась пуш…стым хвостиком. Х…лодный ветер и м…роз не страшны зв…рьку. Утихла неп…года. Выл…зла белка из гн…зда. Она ловко поск…кала с дер…ва на дер…во. Вот белка вз…ла в ла…ки …ловую ш…шку. Она стала ее обгрызать. Вкусная еда у пуш…стого зв…рька зап…сена в кл…довой. |
№4. Составьте из слов каждой
строчки предложения. Морозы, трескучие, на, стояли, улице. Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам. Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички. - Почему птицам зимой нужно помогать? |
2. Списать текст, вставить орфограммы. Назвать части речи.
(За) м…тает пурга белый пут…,
Хочет (в) мя…ких снегах
(По) т…нуть.
Вет…р резвый уснул
(На) пути.
Не пр…ехать (в) л…су,
Не пройти.
(С. Есенин)
Открыть картины.
Долго мы ждали в этом году приход снежной зимы. Она пришла неожиданно. Засыпала город снегом, завалила сугробами. И хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок.
Включить музыку П.И.Чайковского “Вальс цветов”.
Такой узор поможет вам овладеть скорописью.
- Посмотрите на вторую строку, что интересное вы
заметили?
- Как вы думаете, какой частью слова могут
являться такие сочетания букв? Что позволило
объединить эти сочетания букв в одну группу?
- Напишите, соблюдая правильные соединения.
Прочитайте эти сочетания. Подберите слова с
такими приставками, запишите их, разделив на
слоги.
3. Словарная работа.
Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам в тетради словарными словами. Прочитайте про себя словарные слова.
Ветер, завтрак, мороз, север, запад, погода, месяц, восток, коньки, картофель, забавы, пороша, январь, апрель, декабрь, сентябрь, февраль.
- Запишите в тетрадь слова только подходящие к нашей второй теме урока, т. е. зимней тематике. Вставьте пропущенные буквы. (У доски работает 1 ученик). Проверка.
4. Проверка работ по карточкам.
- Какая картина подходит к твоему заданию?
- Прочитай текст.
- Ребята, если вы согласны, хлопните один раз в
ладоши.
- Докажите правильность своего ответа.
- Составьте любое предложение по картине. (Дети
говорят свои предложения). Запишите предложение,
которое вам больше всего понравилось, разберите
его по членам предложения.
5. Работа над правописанием приставок.
- Вспомните еще раз, какую тему вы начали
изучать на прошлом уроке?
- Что такое приставка?
- Как найти приставку в слове? Приведите пример.
- Покажите, каким значком обозначается на письме
часть слова – приставка.
- На какие группы можно разделить все приставки?
(Вывод. Схемы у доски).
1-я группа. Приставки с буквой а: за-; на-; над-.
2-я группа. Приставки с буквой о: о-; об-; обо-; ото-;
до-; под-; подо-; про-.
3-я группа. Приставки пере-.
4-я группа. В эту группу вошли: в-; во-; вы-; с-; со-.
- Как пишутся приставки, с которыми мы познакомились?
6. Закрепление полученных знаний.
Прочитайте текст, определите его тему.
Прежде чем п…йти в зимний п…б…левший ле…, нужно пр…гл…деться дома к в…роньим, с…рочьим, куриным сл…дам, пр…метить, какие отпеч…тки ост…вляют с…бачьи и к…шачьи лапы. В л…су на усыпанной снегом тр…пе все это пр…помниться.
- О чем этот текст? О ком? Чему учит нас автор?
Проверка карточки №3
- Послушайте, какой текст прочитает нам …
- Приготовьтесь ответить на вопрос: “Почему
белка зимой не спит?”
- Как прочитала … ? – Поднимите руки, кому понравилось чтение? – Какое требование к чтению текста нужно соблюдать? – Почему белка зимой не спит? – Как вы понимаете смысл выражения: “Крутится как белка в колесе”? – Что вы знаете о белках?
7. Поэтическая минутка. Письмо по памяти.
- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки.
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение В. Фетисова “Зима пришла”. В тексте нам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их глазками. Значение какого слова вы можете объяснить?
Папаха – высокая меховая шапка.
Нахлобучила – надвинуть головной убор низко на
лоб.
Холст – льняная ткань из толстой пряжи.
Я читаю, а вы попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении.
Зима пришла.
Ночью ветер волком выл
И по крышам палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В.Фетисов
- Что вам представилось? – Какие сравнения использует поэт для описания изменений в природе? Вторую часть стихотворения мы будем писать по памяти. Постарайтесь запомнить последние четыре строчки стихотворения. Кто затрудняется, вам поможет схема.
- Как пишется стихотворение?
------------ ----------- холст,
------------ ---------- --------.
--- папахи ------ ----------
Нахлобучила --------------.
Взаимопроверка.
- Сколько я живу на свете, что-то позабыла, дети, вы во что зимой играете, вы какие игры знаете?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
8. Музыкальная пауза.
- Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать и с помощью музыки. Есть замечательный вальс Георгия Свиридова. Послушайте музыку и выберите слова, которыми можно охарактеризовать эту мелодию.
- Какая звучала музыка? – Какое настроение вызвало это произведение? – Как вы думаете, как оно называется?
9. Работа по учебнику.
- Я вспомнила еще одну зимнюю игру. Мы будем
катить снежный ком из слов – родственников.
- Какие слова называются родственными или
однокоренными?
Давайте как можно больше подберем родственных слов к словам снег, ветер, мороз, звезда. (Один или несколько учеников работают у доски, а остальные дети работают самостоятельно.)
Посчитайте, сколько слов записано у вас и сколько на доске. Допишите в тетрадь те слова, которые есть на доске, но нет у вас в тетради.
- С помощью чего можно образовать новые слова?
Какими по смыслу они будут?
- Как пишутся приставки? Выделите приставки.
Домашнее задание
- Дома вам предстоит написать сочинение – миниатюру. Миниатюра – это очень маленькое, короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составляете предложение так, чтобы сочинение
Приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками, приставки выделите.
Зимнее утро
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой белой скатертью; побежали к горке.
За городом
Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега; устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от мороза.
Кормушки
Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.
Итог урока
1. Обобщение.
- Какие темы звучали на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы правильно писать
приставки?
- С помощью чего можно показать красоту русской
природы?
2. Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось?
- Стихи, чьих авторов, о зиме захотелось вспомнить
еще раз?
- У кого из вас все еще вызывает затруднение
написание приставок?