Цели:
- разработать и апробировать модульно - рейтинговую технологию на уроках информатике,
- развитие у учащихся самостоятельности и познавательной активности,
- объективный и своевременный контроль качества знаний учащихся,
- усиление мотивации учащихся на более высокие результаты обучаемости,
- повысить качество знаний по предмету через применение элементов модульно – рейтинговой технологии.
Задачи:
- изменение поурочного тематического планирования,
- разделить учебный материал на небольшие части, легко усваиваемые учащимися с учетом самостоятельного изучения информации;
- после каждого этапа проверить степень усвоения материала (3-5 вопросов);
- соблюдать этапы организации учебного занятия: мотивация, организация самостоятельной деятельности учащихся, проверка сформированности навыков.
- использование расширенного оценочного диапазона при сохранении традиционной системы оценки учебной успешности учащихся, получение возможности детализированного анализа учебной успешности учащихся по ряду критериев учебно-воспитательного процесса
- разработка рейтинговой системы для каждого модуля.
- подготовка дидактического материала к проведению уроков.
- определение экспериментального и контрольного классов.
- проведения в данных классах диагностики по предварительному качеству знаний.
- воспитать у учащихся стойкий интерес к предмету и вести профориентационную работу.
- повышение информационной активности учащихся,
- повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
Состав участников эксперимента:
- учитель информатики Корнилкина Н.С.
- учащиеся 9 в класса – контрольный класс
- учащиеся 9 а класса – экспериментальный класс.
Этапы (сроки и содержание работы)
1 этап - предварительный 2005-2006 учебный год. Он включал в себя работу по подготовки эксперимента. (использование элементов модульной технологии на уроках)
2 этап – разработка модулей и рейтинга по каждому модулю.2006-2007 учебный год. Апробация данной технологии на уроках. Получение предварительных результатов. Анализ результатов, выяснение недостатков.
3 этап – основной 2007-2008 учебный год. Использование данной методики на уроках с учетом всех недостатков. Составления мониторинга уровня успеваемости и успешности по итогам года и сравнение с результатами предыдущего учебного года.
4 этап обобщающий. Анализ всей работы.
Второй этап включал в себя разработку модулей и составление балловой шкалы по каждому модулю. Знакомство учащихся экспериментального класса с данной технологией, разъяснение цели и задач эксперимента, выяснение желания учащихся участвовать в эксперимента (96% учащихся согласились участвовать, 4% учащихся высказали несогласие).
Весь учебный материал был разбит на 9 модулей. Каждый модуль разбит на подмодули, которые разбиты на учебные элементы. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Его цель – выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить его. Кроме этого учащимся начисляются баллы за каждое выполненное задание. Каждое задание имеет максимальное и минимальное количество баллов. Учащиеся знакомятся с количеством баллов.
После завершения работы с модулем осуществлять выходной контроль. Его цель – выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой, производится подсчет количества баллов, и на основании этого выставляются оценки.
Кроме этого велись технологические карты, в которых отражались баллы.
Баллы можно было набрать, не только выполняя задания, но и выполняя творческую работу:
- составление презентации к уроку – до 10 баллов;
- реферат – до 20 баллов;
- кроссворд – до 15 баллов;
- тест – до 15 баллов;
- доклад по теме – до 10 баллов
- составление заданий к уроку – до 15 баллов
- работа в качестве консультанта – до 50 баллов.
Уроки информатики в нашей школе начинаются с 9 класса и ведутся по учебникам Н.Д. Угринович Информатика 7,8,9. Уроки проводятся спарено по 90 минут.
В данной работе я представляю уроки к модулю по теме “Аппаратные и программные средства ИТК”. Презентации и тесты к урокам можно найти на сайте фестиваля.
М 2.1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЬЮТЕРА И ИХ ФУНКЦИИ (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Поколения ЭВМ. (2 урока 90 мин)
Цели занятия:
- Познакомить с историей развития вычислительной техники
- Дать начальные представления о назначении компьютера, его устройствах и функциях основных узлов
- Узнать как характеристики компьютера влияют на его производительность
- Познакомить учащихся с организацией информации в оперативной и долговременной память
- Воспитать интерес к предметам информатика и история.
№УЭ | УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Знакомство с темой и целями урока | 2-3 мин. Рационально используй время урока. |
УЭ-1 | ЦЕЛЬ: знакомство с историей развития
вычислительной техники. 1. откройте тетради и запишите тему урока и дату. 2. займите место за рабочим столом. 3. просматривая презентацию, делайте записи в тетрадях. 4. управляйте презентацией с помощью стрелок и клавиши пробел 5. после окончания работы займите место за партой |
Возьмите с собой за рабочий стол
компьютера тетрадь, ручку и линейку. 20-25 мин
За конспект урока 5б. |
УЭ-2 | ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний Тест №1 |
3-5 мин 0,5 б за правильный ответ ответы пишем на листочках и в тетради (для проверки и выставление баллов). Листочки сдаем. Ответы в тетради проверяем самостоятельно в тетради. На доску вывешиваются ответы по окончанию времени. |
УЭ-3 | ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с программой
обработкой данных на компьютере. 1. откройте учебник за 8 класс п 2.1. (стр 34-36). 2. внимательно прочитайте материал. 3. выпишите основные тезисы |
5-7 мин 0, 5 б за каждый тезис. |
УЭ-4 | ЦЕЛЬ: проверка д/з Сообщение учащихся о составных частях компьютера. |
10-15 мин 10 б за сообщение 2б за дополнение |
УЭ-5 | ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний Тест №2 |
3-5 мин. 0, 5 б за правильный ответ. Выполняем в тетрадях. Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Он и выставит вам баллы. На доску вывешиваются ответы по окончанию времени. |
УЭ-6 | ЦЕЛЬ: определить разрешающую
способность мыши и экрана монитора. 1. открываем в учебнике 8 класс стр 146 2.Практическая работа №5 “Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши” |
7-10 мин 1б за каждый пункт после выполнения работы позовите преподавателя. |
УЭ-7 | ЦЕЛЬ: тренировка ввода текстовой
информации с помощью клавиатурного тренажера. 1. запустить клавиатурный тренажер baby type. 2. установите уровень сложности, где вы закончили на предыдущем занятии |
7-10 мин |
УЭ-8 | ЦЕЛЬ: подведение итогов урока. 1. что нового узнали? 2. выставление баллов в оценочные листы и их сдача |
3-5 мин |
УЭ-9 | ЦЕЛЬ: домашнее задание 1. подготовить сообщение об операционных системах. 2. записи в тетради |
1-2 мин |
Тестовые задания раздаются по мере необходимости. Если не все учащиеся успевают выполнять тесты по времени то ответы проверяет сам учитель.
М 2.2. ДАННЫЕ И ПРОГРАММЫ. ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА. ПРОГРАММНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРА. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ФУНКЦИИ. ЗАГРУЗКА КОМПЬЮТЕРА.
Цели:
- Ввести понятия: данные, программы, файл
- Знакомство с обработкой данных на компьютере
- Ввести понятие файловой структуры.
- Научить работать с файловыми менеджерами (поиск файлов, создание, сохранение, копирование, перемещение, переименование файлов)
- Знакомство с составом и назначением программного обеспечения компьютера
- Знакомство с видами и назначением операционной системы
- Научиться загрузке компьютера
- Воспитание внимания, аккуратности при работе.
№УЭ | УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Знакомство с темой и целями урока | 2-3 мин. Рационально используй время урока. |
УЭ-1 | ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний Тестирование. |
5-7 мин |
УЭ-2 | ЦЕЛЬ: знакомство с файлами и файловой
структурой. 1. откройте тетради и запишите тему урока и дату. 2. займите место за рабочим столом. 3. просматривая презентацию, делайте записи в тетрадях. 4. управляйте презентацией с помощью стрелок и клавиши пробел 5. после окончания работы займите место за партой 6. проверь себя учебник 7 кл. стр. 36 |
Возьмите с собой за рабочий стол
компьютера тетрадь, ручку и линейку. 10-15 мин
За конспект урока 5б.
6. 2-3 мин. ,по 1б за правильно записанное полное имя файла (на листочках). После выполнения сдать учителю |
УЭ-3 | ЦЕЛЬ: научиться выполнять операции над
файлами, их архивация 1. откройте учебник 7 кл. стр. 103 2. выполните практические работы №2 и №3 |
10-15 мин 0.5 б за каждое задание (всего 8 баллов) |
УЭ-4 | ЦЕЛЬ: знакомство с операционными
системами. 1. сообщение по теме записи основных компонентов систем |
10 б за сообщение 2 за дополнение 7-10 мин |
УЭ-5 | ЦЕЛЬ: знакомство с программным
обеспечение компьютера. Драйверами 1. откройте учебник 7 класса на стр. 39 2. сообщение учащихся по теме |
Сделайте схему программного
обеспечения в тетради. 5 б за сообщение 7-10 мин |
УЭ-6 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: загрузка операционной системы (учебник 8 кл стр.58) | 3-5 мин |
УЭ-7 | ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний Тестирование. |
7-10 мин работы выполнить и в тетради и на листочках. Листки сдать учителю. Ответы в тетради сверить с доской и проставить баллы по 0,5 за правильный ответ. |
УЭ-8 | ЦЕЛЬ: подведение итогов урока, проставление баллов. | 3-5 мин |
УЭ-9 | ЦЕЛЬ: домашнее задание. Подумайте какие программы вы бы установили на свой компьютер и почему? |
2 мин |
М 2. 3. КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С КОМПЬЮТЕРОМ, ГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ( рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню)
Цели занятия:
- Ввести понятия графический интерфейс и информационное пространство
- Знакомство с рабочим столом, окнами, диалоговой панелью.
- Уметь находить и работать с элементами рабочего стола и окон.
- Воспитание бережного и внимательного отношения к компьютеру.
№УЭ | УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Знакомство с темой и целями урока | 2-3 мин. Рационально используй время урока. |
УЭ-1 | ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний Выбери правильное высказывание. |
5-7 мин 0,5 б за правильный ответ проверка парами, ответы на доске. Описание программного обеспечения “своего” компьютера сдать учителю |
УЭ-2 | ЦЕЛЬ: Ввести понятия графический
интерфейс и информационное пространство,
познакомить с элементами окон, рабочего стола,
диалоговых панелей, меню. ЛЕКЦИЯ |
Внимательно слушай учителя и аккуратно
делай записи в тетради. 15-20 мин |
УЭ-3 | ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний. Тестирование. |
7-10 мин, 0,5 б за прав. ответ Работу сдайте учителю. |
УЭ-4 | ЦЕЛЬ: научиться работать с графическим
интерфейсом WINDOWS. Практическая работа №6 (7 кл., стр 111) |
20-23 мин 1б за каждое задание |
УЭ-5 | ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний Выбери правильное утверждение №2 |
10-15 мин 0.5 б за прав. Ответ (в тетради и на листочка). Самопроверка и выставление баллов |
УЭ-6 | ЦЕЛЬ: подведение итогов урока, проставление баллов. | 3-5 мин |
УЭ-7 | ЦЕЛЬ: домашнее задание. Творческое: нарисуйте свои: рабочий стол и окно для работы на компьютере. Сообщение на тему: “Компьютерные вирусы и антивирусные программы” |
2-5 мин |
М 2.4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ.
Цели занятия:
- Познакомить с понятием компьютерный вирус
- Знакомство с различными видами компьютерных вирусов
- Знакомство с антивирусными программами
- Уметь “лечить” дискеты от вирусов
- Воспитание наблюдательности.
№УЭ | УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Знакомство с темой и целями урока | 2-3 мин. Рационально используй время урока. |
УЭ-1 | ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний Укажите элементы окна |
3-5 мин 0,5 б за правильный ответ ответы сдать учителю. Рисунок “своего” компьютера сдать учителю |
УЭ-2 | ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами
компьютерных вирусов. 1. просмотр презентации “КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ” 2. сообщение учащихся о компьютерных вирусах 3. обобщение материала в виде таблицы |
1. 10-15 мин 2. 7-10 мин 5 б. за сообщение 2б за дополнение 3. 5-7 мин |
УЭ-3 | ЦЕЛЬ: Знакомство с антивирусными
программами 1. сообщение учащихся об антивирусных программах 2. обобщение материала в виде таблицы |
1. 7-10 мин 5 б. за сообщение 2б за дополнение 2. 3-5 мин |
УЭ-4 | ЦЕЛЬ: научиться использовать антивирусные программы для проверки компьютера на наличие вирусов и его извлечения | 10-15 мин 0.5 б за каждое задание |
УЭ-5 | ЦЕЛЬ: проверка усвоенных знаний за 2
модуль Тест итоговый |
10-15 мин ответы на листочках и в тетрадях. Проверка ответов в тетрадях с учителем и его комментарии. |
УЭ-6 | ЦЕЛЬ: подведение итогов урока, проставление баллов. Подсчет баллов за 2 модуль и выставление оценок за модуль | 5-7 мин. |