Модульная технология на уроках русского языка ( в начальной школе)

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Обобщить и систематизировать пройденный материал по темам: “Части слова. Корень”, “Приставка”, “Суффикс”.

Задачи урока:

1) Сформировать способность выделять в слове корень, приставку, суффикс, подбирать однокоренные слова, различать приставки и предлоги.
2) Развивать умение работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму.
3) Развивать навыки самоконтроля, оценивания и самооценки.
4) Способствовать формированию интереса к урокам русского языка, воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, умения слушать друг друга.

Тип урока: модульное обучение с применением компьютерных технологий.

Условные обозначения в “Модуле”:

ВК - входной контроль.
УЭ -1 - подбор однокоренных слов.
УЭ - 2 - выделение слов с приставками.
УЭ - 3 - разграничение приставок и предлогов.
УЭ - 4 - образование слов с суффиксами.
УЭ - 5 - резюме.
УЭ - 6 - рефлексия.

Оборудование: “Модули”, рисунки к сказке “Колобок”, “кружочки”, листы самооценки, алгоритм разграничения приставок и предлогов.

Ход урока.

(Слайд -1)

1. Организация урока.

1.1. Приветствие гостей: Добрый день, уважаемые гости! Добро пожаловать во 2-е класс!
1.2. Вступительная беседа. Психологический настрой детей.

-Все вы знакомы со сказкой “ Колобок”. Трагедией закончилась сказка для главного героя - любознательного Колобка. Какое волшебное средство помогло бы уговорить лису отпустит колобка? (Доброта, чуткость, улыбки).

-Я предлагаю собрать как можно больше улыбок и послать их лисе. При правильном выполнении задания первого уровня вы можете послать 1 “улыбку”, второго уровня - 2 “улыбки”, третьего уровня - 3 “улыбки”. Свои улыбки вы будете сначала отмечать на листах самооценки. (Приложение1)

- Как в любой сказке нам необходимо пройти испытания, решить все учебные элементы.

(На экране демонстрируется темы “Модулей”-2 слайд)

ВК - входной контроль.
УЭ -1 - подбор однокоренных слов.
УЭ - 2 - выделение слов с приставками.
УЭ - 3 - разграничение приставок и предлогов.
УЭ - 4 - образование слов с суффиксами.
УЭ - 5 - резюме.
УЭ - 6 - рефлексия.

2. Основная часть.

2.1.(Рисунок 1 - Старик со старухой) - Жили-были старик со старухой. Попросил старик испечь колобок. Старуха согласилась. Поможем и мы старухе.

Физминутка (гимнастика для кистей рук). Помоем сначала руки, замесим тесто. С пальцев уберем приставшее тесто. Скатали колобок. Помыли руки.

(Рисунок 2 - Колобок) - Испекли колобок, на окошко студить поставили. Колобок полежал, полежал, да и покатился по дорожке.

Минута чистописания.

Допишите в тетрадях по образцу дорожку до конца строки.

2.2. Входной контроль (3 слайд)

Как называется первое испытание? (Входной контроль).

Что даст нам прохождение данного элемента? (Учащиеся читают на экране)

Цель: выявить знания понятий корня, суффикса, приставки. Повторение данного учебного элемента поможет легко выделять части слова.

- Прочитайте методические указания.

Работай индивидуально

1. Повтори понятия частей слова.
2. Закончи предложения.
3. Объективно оцени свою работу.
4. Прими участие в беседе класса.

Закончи предложения:

Корень слова – это...
Слова с одним и тем же корнем называются ...
Суффикс – это...
Суффикс пишется...
Суффиксы образуют...
Приставка стоит...
Приставка пишется со словом...
Приставки образуют...

(Рисунок Зайца) - Покатился колобок дальше, а навстречу ему заяц. “Колобок, колобок, я тебя съем”,- говорит заяц. А колобок отвечает: “Не ешь меня косой, я любое испытание выдержу”

2.3. УЭ -1 - подбор однокоренных слов. (Слайд 4)

Цель: совершенствовать умения подбирать однокоренные слова.

Выполнение данного учебного элемента позволит вам самостоятельно выделять корень слова.

Методические указания.

Работайте в группе.

1. Обсудите в группе задания; определите, какой уровень трудности вы выполните.
2. Определите значения слов.
3. Запишите слова.
4. Сравните слова.
5. Примите участие в подборе слов.
6. Оцените работу в группе. Отметьте в листе самоконтроля.

Если вы выполнили задание первого уровня без ошибок, закрасьте 1 “улыбку”, второго уровня без ошибок -2 “улыбки”, 3 уровня - 3 “улыбки”

1 уровень

Запиши однокоренные слова в 2 столбика.

Лист, хвостик, хвостатый, листочек, хвост, листопад.

2 уровень

Назовите лишнее слово:

а) домашний, дом, домино, домовой;
б) водить, водица, водяной, вода;
в) говор, разговор, воришка, говорит.

3 уровень

Подберите однокоренные слова в таком порядке:

Слово-действие, слово-предмет, слово-признак.

а) дым - ..., ..., ... .
б) холод- ..., ..., ... .
в) свет- ..., ..., ... .
г) лень - ..., ..., ...

(5 слайд - образец выполнения УЭ - 1)

Сравни и исправь ошибки.

1 уровень

лист
листочек
листопад

хвостик
хвостатый
хвост

2 уровень

а) домино
б) водить
в) воришка

3 уровень

а) дым – дымит, дымок, дымовой
б) холод – холодить, холодок, холодный
в) свет – светить, светик, световой.
г) лень – лениться, лентяй, ленивый.

(Учащиеся оценивают работу всей группы, и результаты заносят в карточку самооценки)

(Рисунок волка) - Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. “Колобок, колобок, я тебя съем”,- говорит волк. А колобок отвечает: “Не ешь меня волк, я любое испытание выдержу”. И дает волк вам испытание.

2.4. УЭ - 2 выделение слов с приставками (6 слайд)

Цель: выявить умение выделять в словах приставку и образовывать новые слова с приставками.

Освоение данного учебного элемента подготовит вас к умению разграничивать приставки и предлоги.

Методические указания.

Работай в паре.

1. Выбери задание, которое соответствует вашему уровню.
2. Прочитай слова.
3. Понаблюдай, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки.
4. сравни свою запись с образцом.
5. Оцени свою работу.

1 уровень

Запиши слова, образуй новые, используя данные приставки.

Бежал у______
побежал от______
пробежал пере______

2 уровень

Спиши слова. Что общего у этих слов? Выдели приставки.

Приморский, пришкольный, придорожный.

Дошкольный, досрочный.

3 уровень

Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил, дождь.

(7 слайд - образец выполнения УЭ -2)

1 уровень

бежал
побежал
пробежал
убежал
отбежал
перебежал

2 уровень

Приморский, пришкольный, придорожный.
Дошкольный, досрочный.

3 уровень

Доверить, добежать, докрасил.(Рисунок медведя) - Покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь. “Колобок, колобок, я тебя съем”,- говорит медведь. А колобок отвечает: “Не ешь меня медведь, я любое испытание выдержу”. И дает медведь вам испытание.

2.5. УЭ-3 - разграничение приставок и предлогов

Цель: формировать осознанное умение отличать правописание предлогов и приставок.

Освоение данного учебного элемента позволит вам четче увидеть отличие между

предлогом и приставкой, способствует развитию речи.

Прими участие в беседе класса.

1) Блиц-опрос:

- Что такое приставка? ( Это часть слова, стоит перед корнем, образует новые слова)
- Что такое предлог? (Это отдельное слово)
- Назовите, какие бывают приставки?
- Назовите, какие бывают предлоги?

2) Составление алгоритма разграничения приставок и предлогов (8 слайд)

 3) Выполни задание (9 слайд)

Методические указания.

Работай индивидуально.

1. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню.
2. Выполни задание.
3. Поменяйся тетрадями с соседом.
4. Сравни с образцом.
5. Оцени работу товарища.
6. Если есть ошибки, объясни.

1 уровень

Выбери букву, которую ты напишешь в предлоге и приставке.

Д_копал (а,о) д_ (а,о) дна колодца. П_шёл(а,о) п_(а,о) аллее парка.

2 уровень

Выполни по образцу:

(В какую?)

Влетел в_ маленькую клетку.

(в)нёс (в)дом, (в)бежал (в)зал, (в)строил (в)стену

3 уровень

Спиши, раскрывая скобки.

Хорошее слово (до)сердца (до)ведёт. (До)води дело (до)конца.

(10 слайд - проверка УЭ-3)

1 уровень

Докопал до дна колодца. Пошёл по аллее парка.

2 уровень

Внёс в большой дом, вбежал в спортивный зал, встроил в свободную стену.

3 уровень

Хорошее слово до сердца доведёт. Доводи дело до конца.

(Рисунок лисы) - Катится Колобок, а навстречу ему Лиса. “Колобок, Колобок, я тебя съем”,- говорит лиса. А колобок отвечает: “Не ешь меня лиса, ты самая красивая лисонька в лесу. У тебя ...

- Ребята, нужно скорее помочь колобку.

2.6. УЭ - 4 -образование слов с суффиксами

(Слайд 11 УЭ-4 - образование слов с суффиксами)

Цель: выявить умение образовывать слова с суффиксами.

Освоение данного учебного элемента поможет найти много друзей, вырасти добрым.

Методическая работа.

Работай в паре устно.

1. Распределите роли (мальчики - колобки, девочки - лисы).
2. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню.
3. Используй только ласкательные суффиксы.
4. Составь как можно больше фраз, словосочетаний.
5. Девочки (лисы) оценивают работу.

1 уровень

Со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-.

2 уровень

Составь словосочетания со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-.

3 уровень

Составь текст-описание внешности лисы, используя как можно больше в словах ласкательных суффиксов.

(12 слайд - проверка УЭ-4)

1 уровень

Головушка, ушки, носик, глазоньки, рученьки, ножки, хвостик.

2 уровень

Светленькая головушка, чуткие ушки, маленький носик, добренькие глазоньки, нежные рученьки, быстрые ножки, пушистый хвостик.

3 уровень (У каждого свой)

3. Подведение итогов урока.

3.1. УЭ - 5 - резюме (13 слайд)

Цель: совершенствовать умение выделять главное в уроке.

Освоение данного учебного элемента поможет увидеть главное в уроке, научиться умению четко формулировать свои мысли.

Методические указания.

1. Прими участие в работе класса.

  • Чему мы учились на уроке?
  • Нужны ли нам эти знания?
  • Кто испытывал трудности в работе?
  • В чем испытываете затруднения?
  • Кто с удовольствием продолжил бы урок?

2. Сделай выводы.
3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока.
4. Если ты не достиг цели или достиг ее частично, то выполни дома задания на карточке.

3.2. УЭ - 6 - рефлексия (14 слайд)

Цель: развивать навыки самооценки

Освоение данного учебного элемента поможет вам оценить свою работу.

Методические указания.

1. Поставь себе оценку за работу на уроке.
2. Поставь оценку классу в целом на уроке.

Посмотрите на листы самооценки. Сосчитайте, сколько “улыбок” вы закрасили. На каждом напишите пожелание и опустите в “окошечко” посылки для лисы. Думаю, она будет очень счастлива такому подарку, и она обязательно отпустит колобка. Только доброта, понимание, улыбки сделают мир счастливым.

Приложение 2 “Паспорт урока”