Цель урока: выявить взаимосвязь жанров церковно-певческого искусства Древней Руси и светской профессиональной музыки XVIII – XX в.в.
Задачи:
- Обучающие:
- закрепление основных понятий и терминов: «тропарь», «канон», «кондак», «знаменный распев», «демественное пение», «строчное пение», «партесное пение», «литургия»;
- выявление характерных стилистических особенностей знаменного распева, партесного пения;
- анализ элементов музыкальной речи знаменного распева;
- сравнительный анализ канонических песнопений XII–XVII в.в. и образцов русской хоровой и оперной классики
- Развивающие:
- развитие практических навыков (анализ на слух, работа с нотным текстом, пение с аккомпанементом, игра на фортепиано);
- развитие аналитического мышления.
- Воспитательные:
- нравственное воспитание гармонически развитой личности;
- роспитание музыкально-эстетического вкуса;
- расширение культурного кругозора учащихся.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:
1. Устный фронтальный опрос учащихся.
2. Объяснительно-иллюстративный.
3. Частично-поисковый метод.
Дидактические материалы:
1. Нотные примеры знаменных, демественных
распевов, партесных концертов
2. Клавиры, либретто опер. М.Глинка «Жизнь за
царя», М. Мусоргский «Хованщина», Н.
Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде
Китеже», А.Рыбников «Юнона и Авось»
3. Иллюстративный материал. Репродукции с
изображениями Софийского собора в Киеве и
Новгороде, церкви Никиты в Хамовниках. «Троица»
А.Рублева (XV в.), «Троица ветхозаветная» С.Ушакова
(XVII в.).
4. Аудиоматериалы
5. Видеофильмы с записью опер. М. Мусоргский
«Хованщина», А.Рыбников «Юнона и Авось»
Оборудование, технические средства:
1. Фортепиано
2. Музыкальный центр
3. Телевизор
4. Видеомагнитофон
5. DVD-проигрыватель
ХОД УРОКА
Слово преподавателя: Музыкальная культура России исторически развивалась в трёх основных направлениях:
1. Народная музыка (Древняя Русь ………………………
XXI в.).
2. Церковная музыка (X век……………………………… XXI в.).
3. Светская профессиональная музыка (XVIIIв………….
XXI в.).
– Предмет нашего изучения – русская духовная
музыка, которая наряду с фольклором является
самым древним пластом и настывает тысячелетий
период с момента принятия христианства на Руси.
Эти три направления не только параллельно
существовали, но и взаимодействовали.
В течение трех месяцев с начала учебного года мы
с вами знакомились с основными видами
древнерусского певческого искусства –
знаменным и партесным пением, жанровыми
разновидностями знаменного распева, с
особенностями русского колокольного звона как
специфически национального вида музыкального
творчества. Посетили службу в нашем православном
храме «Всех скорбящих радосте», воочию убедились
в том, что православные музыкальные традиции
сохранились и доныне, составляя часть нашей
жизни и культуры.
Русский религиозный философ XIX века Павел
Флоренский писал: «Духовная культура – это
единство слова, музыки, иконографии и храмовой
архитектуры». Поэтому, изучая эволюцию
церковно-певческого искусства, мы сравнивали ее
с развитием русской иконописи и храмового
зодчества Древней Руси.
Работа со студентами:
– Давайте вспомним основные этапы эволюции богослужебного пения.
- X – сер. XV в. – начальный этап. Древнерусская музыка осваивает византийскую школу, не меняя ее существенно.
- Сер. XV в. – нач.XVII – эпоха расцвета. Переосмысление византийских традиций, появление национальной специфики в древнерусском певческом искусстве.
- XVII в. – завершающий этап, когда великая русская традиция одноголосного пения ушла в прошлое, сменившись партесным многоголосием.
– С принятием новой веры Киевское государство заимствовало у Византии и ее торжественное богослужение. На Руси появились византийские зодчие, художники, певчие. Архитекторы стали возводить храмы по образу и подобию византийских, художники украшали их фресками, иконами и мозаикой. Византийские певчие познакомили русских с музыкально-поэтическими жанрами: тропарь, канон, кондак и др.
Вопрос. Назовите основной вид церковной профессиональной музыки? (Знаменный распев.)
Вопрос. Почему он получил такое название? (Потому что записывался «крюками», «знаменами», т.е. особыми знаками, не имевшими конкретной высоты и четкого ритмического рисунка.)
– Давайте прослушаем фрагмент знаменного распева XII в.
Слушание музыки: Знаменный распев XII в. на текст «Господи, воззвах к тебе» в исполнении анс. «Мадригал».
Вопрос. Перечислите характерные стилистические особенности знаменного распева. (Одноголосное пение а capella, возвышенно-суровый, строгий, сдержанный характер музыки, ограниченный диапазон напева, спокойно – размеренный ритм, плавная, пластичная мелодика, попевочный принцип организации напева.)
Вывод: Так звучало знаменное пение в XII – XIII вв.
Работа с иллюстрациями:
– Вот так выглядели православные храмы того времени – Софийский собор в Киеве и Новгороде.
Вопрос. Как называется тип древнерусского храма, построенного по византийскому образцу? (Крестово-купольный храм.)
Вопрос. Чем отличается его стиль? (Величественность, красота, строгость, собранность, наполненность покоем и внутренней тишиной, гармоничность.)
Вывод: Эти стилевые особенности роднят культовую архитектуру и музыку.
Работа с нотным текстом
Групповое исполнение знаменного распева на текст «Господи воззвах» (Приложение № 1).
– Давайте проанализируем элементы музыкальной речи.
Вопрос. Какие черты роднят знаменный распев и архаическую русскую песню, например, былину? (Вариантное развитие попевок, ритмическая импровизационность, речитативный склад мелодии.)
– Эпохе расцвета церковно-певческого
искусства предшествовал период становления
новой русской государственности. Еще в конце XIV
века авторитет Москвы значительно укрепился,
особенно после победы Дмитрия Донского на
Куликовом поле в 1380 г. Это событие положил начало
освобождению от татаро-монгольского ига. К концу
XV в. Образовалось национальное государство –
могучая московская держава. После гибели
Византийской империи в XV в. Москва становится
центром православия – «третьим Римом». В связи с
этим большое значение придавалось искусству –
храмовой архитектуре, иконописи, богослужебному
пению.
В развитии церковно-певческого искусства этот
период отмечен рождением русской кантилены.
Знаменные распевы расстаются с речитативностью,
строгим соответствием звука и слова. В них
появляются широта мелодического дыхания,
протяженность линий, внутри которых текст
распевался свободно и гибко. В этом проявилась
национальная музыкальная характерность
знаменного пения.
Ярким явлением стал «большой» знаменный распев
– мелодически сложный, с широкими распевами
слогов, с мелизматическими вставками (до 50 звуков
на один слог). «Большой» знаменный распев стал
авторским. Известны имена его создателей: Федор
Христианин, братья Роговы, сам царь Иван Грозный
и другие.
Слушание музыки: Иван Грозный IV «Стихира в честь Сретенья иконы Владимирской Богоматери».
Работа с нотным текстом.
Групповое исполнение «Евангельской стихиры» Ф.Христианина (Приложение № 2).
– Наряду с большим знаменным распевом появляется демественное пение.
Вопрос. Дайте пояснение термина. (Искусное пение.)
Вопрос. В каких случаях оно использовалось? (В торжественных: венчание, встреча царя, освящение церкви.)
– Демественный распев, сохраняя стилевые признаки знаменного пения, включает обороты и мотивы народных песен; это делает его музыкально сложнее, ярче, красочнее. Великолепный образец пасхального демественного пения – задостойник XVI в. «Светися, светися».
Слушание музыки: Задостойник XVI в. Светися, светися».
Работа с нотным текстом.
Чтение с листа. Групповое исполнение псалма 134 демественного распева (Приложение № 3).
Сравнительный анализ образцов знаменной записи XII и XVI вв. (Приложение № 4).
Вывод: В знаменной записи позднего периода значительно больше распевов слогов.
– С именем Василия Рогова связывают возникновение старейшей формы церковно—певческого многоголосия, получившего название «строчное пение».
Вопрос. Дайте пояснение термина. (Буквально: «выписанное в несколько строк». Голоса записывались в певческих рукописях один над другим, как строчки в нотной партитуре.)
Вопрос. Каковы стилистические особенности строчного пения? (Абсолютная свобода голосоведения, контрастное движение мелодических линий, в результате чего возникают диссонансы – «гласа с гласом борение»).
– В.Одоевский, собиравший памятники старинной русской музыки, в XIXв. писал: «Между голосами нет никакого гармонического сопряжения: здесь явно все партии отдельно, никакое человеческое ухо не может вынести ряда секунд, что имеются здесь на каждом шагу».
Вопрос. Какая идея православия выражена в троестрочном пении? (Идея и триедином боге.)
– Начиная с XVв. в русской иконописи активно развивается тема Троицы. Классический образец – «Троица» А. Рублева. Из иконописи эта идея была перенесена в музыку. С троицей ассоциировали «ангелогласное» пение. Возник даже обычай поручать наиболее важные песнопения, особенно «многолетствования» трем юношам, которых называли «исполатчиками», что в переводе с греческого «испола» означает «многая лета».
Работа с иллюстрациями:
Сравнительный анализ. «Троица» А. Рублева (XVв.) и «Троица ветхозаветная» С. Ушакова (XVII в.).
Вывод: В иконе Ушакова просматриваются черты «парсуной» живописи, т.е. «портретной». Это связано с проникновением в иконопись XVII в. светского начала.
Работа с нотным текстом
Кондак восьмого гласа «Взбранной воеводе» греческого распева. (Приложение № 5).
Слушание музыки: Троестрочное пение «Приидите, поклонимся» в исп. анс. «Мадригал».
Сравнительный анализ. Софийский собор в г.Новгороде (XI в.) и церковь Никиты в Хамовниках (XVII в.).
Вывод: Храмовая архитектура XVII в. Становится праздничнее, радостнее, декоративнее, приобретает светские черты. Этот стиль получил название «московского барокко».
– В музыке выразителем русского барокко стало партесное пение.
Вопрос. Поясните значение термина. (Пение по хоровым партиям.)
Вопрос. Где зародился партесный стиль? (В странах Западной Европы, окончательно сформировался в Белоруссии и на Украине, в готовом виде был завезен в Москву в сер. XVII в. Таким образом в партесном пении «скрестились» западно-европейская музыкальная система и православные певческие традиции.)
– XVII в… «Бунташный» век, где «старина и новизна
перемешались».
Привычные устои средневековья опрокинуты. В
церкви раскол. Патриарх Никон приветствовал
многоголосное пение. Поддержку оказал и царь
Алексей Михайлович, который пригласил из Киева
«творцов» – композиторов партесного пения.
Новое пение западного образца для сторонников
старых обрядов было чуждым, инородным, оно
противоречило исконному древнерусскому пению.
Поэтому партесное пение встретило
сопротивление старообрядцев. Раскольник отец
Лазарь писал: «И патриарх Никон, и власти
возлюбили языческое пение, и в церквях поют многе
стихи ни по-гречески, ни по-славянски, а как
звучит орган». Сторонниками старой московской
школы церковного пения были и протопоп
Аввакум, и создатель азбуки знаменного пения
Александр Мезенец. Аввакум называл
органогласное пение, т.е. подражающее звучанию
органа «латинской ересью». Раскольники оградили
свою культуру от внешних воздействий, в
некоторых общинах до сих пор существует
знаменная азбука.
Все же новое многоголосное пение успешно
прижилось в России. Многие талантливые музыканты
переоценили старые ценности, смело соединив
православные певческие традиции с
западно-евопейским стилем. Партесные концерты
Николая Дилецкого, Василия Титова отличаются
пышностью, праздничностью, динамичностью. В них
воплотилась актуальная идея прославления и
возвеличивания «пресветлой, превеликой,
преславной» России.
Слушание музыки: Н. Дилецкий «Воскресенский канон».
Работа с нотным текстом.
Н. Дилецкий «Воскресенский канон» (Приложение № 6) и В.Титов концерт «Златокованую трубу» (Приложение № 7).
Вопрос. Перечислите специфические особенности партесного пения. (Торжественное и празднично приподнятый характер музыки, тексты взяты из литургии, аккордово-гармоническая фактура, в основе которой четырехголосие, количество голосов до 48, четкая ладовая и метроритмическая организация, яркие контрасты между разделами формы (образные, тематические, темповые, динамические и т.д.). Иногда главная тема, записанная в теноре, заимствовалась из знаменного распева.)
– Большая часть партесных концертов торжественно-праздничная. Но в творчестве В.Титова немало лирических концертов. Например, «Всех скорбящих радосте», «Безневестная дева».
Слушание музыки: В.Титов «Безневестная дева».
– Партесные концерты исполнялись после литургии, поэтому назывались «запричастными». В хоровой музыке XVIIIв. связь с традициями партесного и знаменного пения не порывается. Создатели профессиональной композиторской школы Д.Бортнянский, М.Березовский, А.Ведель, Н.Фомин, В.Пашкевич, М.Соколовский по-своему развивают эти традиции. Немало шедевров в жанре хорового концерта создал Д.Бортнянский.
Слушание музыки: Д.Бортнянский «Тебе Бога хвалим».
– Кроме концертов Бортнянский сочинял обиходные песнопения-многолетия, «Достойно есть» и проч. Особую любовь питал композитор к тексту «Херувимской». «Херувимская» №7 Бортнянского – подлинный шедевр жанра.
Вопрос. Кто в библии называется
херувимом? (Ангел божий.)
Вопрос. В какой момент литургии
исполняется «Херувимская»? (В момент освящения
воды.)
Работа с нотным текстом.
«Херувимская» №7 Бортнянского ( Приложение
№ 8).
Групповое исполнение и анализ музыки.
Вывод: Музыка проникнута возвышенным спокойствием, умиротворенностью, светлым мироощущением. Мелодика плавная, распевная. Высокая религиозно-нравственная идея воплощена в ясной, доступной форме.
– Б.Асафьев видел в Бортнянском прямого предшественника М.Глинки, говоря, что их роднит «чувство меры и душевной гармонии». Духовные образы естественно входят в светские произведения русских композиторов XIX – XXвв., находят яркое воплощение в самых разных жанрах – опере, кантате, симфонии, фортепианных сочинениях. Вспомните произведения русской классики, где использованы цитаты из церковных песнопений или сделана их мастерская стилизация.
Музыкальная викторина: П. Чайковский «Отче наш» из «Литургии Иоанна Златоуста» С. Рахманинов «Ныне отпущаеши» из «Всенощной»
«Отче наш» исполняется на литургии и на молебне, «Ныне отпущаеши» – на всенощной. Особое место в жизни верующих занимают ритуальные обряды – крещения, венчания и панихиды. Обряд панихиды, пожалуй, самый глубокий по своему философски-богословскому смыслу. Он свершается для того, чтобы душе умершего облегчить переход в другую жизнь, а живых заставляет задуматься о жизненных ценностях. Среди многочисленных песнопений панихиды есть молитва «Со святыми упокой».
Работа с нотным текстом: Групповое исполнение «Со святыми упокой» обычного напева (Приложение № 9)
– Песнопение «Со святыми упокой» использовано С.Танеевым в кантате «Иоанн Дамаскин» и П.Чайковским в 1-й части 6-й симфонии.
Слушание музыки: Вступление к кантате и кода 3-й части «Иоанна Дамаскина» С.Танеева. Фрагмент 1-й части 6-й симфонии П.Чайковского.
– Русские композиторы неоднократно обращались
к молитве как литературно-музыкальному жанру.
Ее характерные черты всегда узнаваемы:
– обращение (например, «Отче наш», «Господи воззвах», «Богородице Дево» и др.);
– подчеркнутая серьезность, ответственность, важность момента.
Признаки молитвы есть в арии Сусанина в опере М.Глинки «Жизнь за царя»: «Господь, в нужде моей ты не оставь меня». Жанр молитвы использовал в своих операх М.Мусоргский. «Хованщина» рассказывает об истории «бунташного» XVII века, о расколе в русской церкви. В молитве раскольники обретают силу, помогающую им противостоять гонениям. Их молитва в 5-м действии звучит фанатично, сурово-сосредоточенно. Иную музыкальную характеристику получают стрельцы. Их молитва в 3-м действии показывает растерявшихся, брошенных на произвол судьбы людей. Последняя их надежда – Божье заступничество.
Просмотр видеофильма.
Два фрагмента из оперы М.Мусоргского «Хованщина»: молитва стрельцов «Господи, не дай врагам в обиду» и заключительный хор (сцена самосожжения раскольников).
Сравнительный анализ фрагментов оперы.
Вывод: Образы двух контрастных социальных групп показаны Мусоргским в сопоставлении партесного (стрельцы) и знаменного (раскольники) пения.
– В опере Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» китежане молятся о спасении своего города.
Слушание музыки: Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже», молитва китежан из 3-го действия.
– Еще один пример использования жанра молитвы. В современной опере А.Рыбникова «Юнона и Авось» главный герой Николай Резанов в молитве изливает душевное смятение и отчаяние.
Просмотр видеофильма: Опера А.Рыбникова «Юнона и Авось», молитва Резанова Богоматери.
– Одним из древнейших видов музыкального национального творчества является колокольный звон.
Вопрос. Когда на Руси появился колокольный звон? (В X в. с принятием христианства.)
Вопрос. Перечислите разновидности колокольного звона. (Благовест – благая весть о начале вечернего богослужения – равномерный звон в один колокол; набат – тревожный сигнал о бедствии – частые удары одного колокола; трезвон – завершение праздничной службы – бой во все колокола: перезвон – весть о печальном событии – поочередный бой в каждый колокол отдельно, а затем во все колокола сразу.)
Вопрос. Расскажите о специфике русского колокольного звона. (В отличие от западно-европейского способа звукоизвлечения, когда раскачивают сам колокол, на Руси установилась традиция раскачивания его языка, отчего звук становился более мощным и объемным. Другое отличие состоит в том, что только на Руси отливали такие огромные колокола. К примеру, Царь-колокол весит более 200 тонн. И только на Руси звонница храма могла насчитывать более 20 разновеликих колоколов. На колокольне Ивана Великого в Московском Кремле 24 колокола!)
Вопрос. В каких произведениях русских композиторов воспроизводится колокольный звон? (Первым ввел в оперу колокольный звон М.Глинка. В эпилоге оперы «Жизнь за царя» хор «Славься!» сопровождает праздничный трезвон.)
Музыкальная викторина:
М.Мусоргский. «Борис Годунов», вступление ко 2-й
картине пролога.
М.Мусоргский «Богатырские ворота»из цикла
«Картинки с выставки».
С. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с
оркестром, 1-я часть.
С. Рахманинов. Прелюдии для фортепиано cis-moll,
gis-moll.
Г.Свиридов. «Небо как колокол», № 10 из «Поэмы
памяти С. Есенина».
М Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Жизнь за царя».
Н.Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде
Китеже, финал 3-го действия.
Партесное песнопение XVIIв. «Многая лета».
– В Древней Руси сложилась замечательная традиция: при расставанье желать друг другу здоровья и многолетия. Поэтому сегодняшнее занятие предлагаю завершить хоровым исполнением «Многолетия» Д.Бортнянского.
Групповое исполнение «Многолетия» Д.Бортнянского (Приложение № 10).