Цели и задачи:
Общеобразовательные. Создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью, закреплять изученные орфограммы и постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, в предложениях с однородными членами предложения, организовать деятельность учащихся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на начальном этапе к экзамену в 9 классе.
Развивающие. Развивать навык анализа художественного текста, речь, мышление, воображение и творческие способности учащихся; формировать ответственное отношение к своему здоровью, стремление вести здоровый образ жизни.
Воспитательные. На примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек – сам творец своего счастья, что он должен стремиться расширять свои знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Оборудование: карточки с афоризмами, распечанные тексты на столах учащихся, «Толковый словарь» Ожегова, проектор, таблица «Прямая речь».
Оформление: на стенах кабинета развешаны афоризмы о счастье:
Человек создан для счастья, как птица для полета.
А. КупринКаждый кузнец своего счастья.
Саллюстий.
Структура урока
1. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем читать, рассуждать, рисовать и часто будут звучать два слова: «красота» и «счастье». Как вы думаете, есть между ними связь?
(Записываю эти слова на доску, чтобы в конце урока к ним вернуться.)
2. Работа с толковым словарем Ожегова
Два ученика находят значение слов: «красота», «счастье».
3. Работа с первым текстом
Выразительное чтение текста «Дуб и ветер» учителем. (Тексты проектируются на экране, и листки с отпечатанными текстами лежат на столах учащихся.)
А) Чтение текста учащимися про себя с заданием: найти в данном тексте ключевые слова, выпишите их в тетрадь.
Дуб и ветер
- Ну, дуб, и вымахал же ты, братец! До самого неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?
- От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный. Только я из желудя всунулся, траву вокруг увидел и подумал про себя: «А что за травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там за кустами?» Ни днём ни ночью покою не было! Так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Всё тянулся и вот какой вымахал!
- Теперь успокоился? Теперь всё вокруг видишь, всё вокруг знаешь?
- Да разве всё увидишь да узнаешь? А за горизонтом что? А за горами, за морями? Мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать. Хоть бы одним глазком туда заглянуть!
(По Н.Сладкову)
Б) Анализ текста. (На протяжении разбора текста ведется запись в тетрадях.)
- Проверка выполнения задания («Любопытный», «Мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать…и туда заглянуть»).
- Какой стиль речи?
- Какая тема этого текста?
- А основная мысль?
- Нахождение орфограмм, объяснение пунктограмм. (Предложения с прямой речью и с однородными членами.)
- Лексическая работа.
- Подберите синонимы к слову любопытный. (Любознательный, пытливый.)
- Подберите антонимы к этому слову.
- Морфемный разбор слов: любопытный, вымахал, вытянуло.
4. Работа со вторым текстом
А) Выразительное чтение стихотворения учителем.
Дуб
Из леса выбежал дубок
И замер от восторга:
«Покуда всласть не нагляжусь
На красоту земную,
Останусь здесь и не вернусь
Назад во мглу лесную…»Какая даль! Как мир широк!
И небо как просторно!»
Чуть слышно время шелестит
В густой листве зеленой.
Над лугом древний дуб стоит
Касаясь неба кроной.
Б) Чтение стихотворения учащимися про себя с заданием: найти и выделить опорные слова (восторг, красота земная, даль, мир широк).
В) Проверка выполнения задания учащимися.
Г) Словарная работа: объяснение слов: замер, всласть, мгла.
Д) Лексическая работа: подбор синонимов к словам: восторг (радость, удивление, умиление, упоение, восхищение); время (года); древний (старый, ветхий, стародавний, архаичный).
Е) Словесное рисование.
Ж) Письмо по памяти.
5. Сравнение двух текстов
- Что объединяет оба текста? (Основная мысль: стремление дуба подняться выше, все узнать, постичь и наслаждаться красотой земной.)
6. Рассказ заранее подготовленного ученика о великом человеке земли русской – А.В.Суворове.
7. Обобщение
- Итак, подведя итог урока, скажите есть ли связь между словами «красота» и «счастье»?
(Слово учителя: Да, связь между ними есть. Человек образованный, культурный, стремящийся достичь все в жизни - это красивый человек.)
8. Домашнее задание
Напишите рассказ, что видел дуб за свою длинную жизнь в лесу (или на лесной поляне).
Литература
1. С.И.Львова «Практикум по русскому языку» 5класс. – Москва, «Просвещение», 2006.
(Приложение. Урок по стихотворениям Г.Ф. Граубина. 5 класс.)