Открытый урок: "Мода, силуэт и стиль в одежде"

Разделы: Технология


Тема: Мода, силуэт и стиль в одежде

Цель: познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • развивать стремление к углублению знаний;
  • совершенствование практических умений и навыков учащихся;
  • формировать интерес к созданию различных стилей и силуэтов.
  • Развивающие:
  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • развитие творческой инициативы.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к труду;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным национальным традициям.

Оборудование: рисунки одежды разных эпох, журналы мод, рабочая тетрадь, карандаши, презентация «Силуэт и стиль в одежде»

Словарь: силуэт, стиль.

ХОД УРОКА

I. Организация урока

1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока (слайд 1–2)

II. Повторение пройденного

Опрос учащихся по вопросам:

– Для чего необходимо на одежде указывать символы ухода за изделием?
– Как правильно ухаживать за изделиями из искусственных волокон?
– Как правильно ухаживать за изделиями из синтетических волокон?
– Нарисуй набор символов по уходу за изделиями из ацетатных волокон.

III. Изучение нового материала

Новая тема (слайд 3)

1. Словесно-иллюстративный рассказ

Во время рассказа учитель демонстрирует рисунки одежды разных эпох. Основные понятия с которыми мы сегодня познакомимся стиль и силуэт (слайд 4).
Как сказала великая Коко Шанель «Мода  – капризна и изменчива» (слайд 5).
Мода – это то, что в определенное время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства.
Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом. (Слайд 6)  Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Но имелись ли различия в одежде в то время или набедренные повязки были одинаковыми? Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, удачливых. Выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения.

Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную (слайд 7). Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например, мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело (слайд 8).  Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемой гиматием. (слайды 9–10).

Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым.

Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, штаны.
Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса (слад 11).

Несколько позже этот примитивный костюм-передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой.
С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие «туалет» – совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).

Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к периоду между VII–XII столетиями (слайд 12). Женщины того времени носили длинную холщовую рубаху-сорочицу широкого прямого покроя, подпоясанную по бедрам и расшитую по краям.

В XV–XVI веках появились ночные сорочки и панталоны, которые долгое время были принадлежностью туалета только привилегированных слоев населения.
Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.
Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего мимо человека, – это силуэт прохожего. А «рисует», создает силуэт одежда. Или она облегает фигуру, или она свободная, или даже «летящая».

Силуэт – это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Однако через определенные промежутки времени линии силуэта повторяются, но в разных вариациях в духе времени (слайд 13).
Меняется мода, меняется и силуэт. Если вы хотите выглядеть современно, нужно, прежде всего, найти свой силуэт, соответствующий времени (слайд 14). Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписывать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.

Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур. Одежда прямого силуэта может быть узкой, вытянутой или более широкой (слайд 15).

Полуприлегающий силуэт – слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной (слайд 16).

Приталенный силуэт – можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециями, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды. Приталенный силуэт возможен при узком или свободном лифе, расширенной или зауженной юбкой (слайд 17).
В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых (слайд 18).
Предлагается модой редко и долго не удерживается, так как он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым (слад 19).

2. Изучение силуэтов в современной одежде.

Основные силуэты в одежде (слайд 20):

Прямой
Полуприлегающий
Приталенный
Трапеция
Овальный

3. Практическая работа.

Задание: определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.

4. Словесно-иллюстративный рассказ о силе в одежде.

Продолжим нашу тему поговорим о стиле. Особенности исторического пути развития каждой нации, ее самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме (слайд 21). Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».
(Слайд 22) XVII –XVIII века стиль барокко характеризовался сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной куполообразной юбкой (слайд 23).
Стиль рококо. Не претерпел сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии талии стали еще тоньше (слайды 24–25).
Что же такое стиль?

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани (слайд 26).
Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.
Характер одежды зависит от стиля. В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический (слайд 27).

Классический стиль (деловому, элегантному) стилю относятся вещи, которые мало подвержены капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды, чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или свободнее изделие по линии талии (слайд 28). К этому стилю можно отнести жакет, кардиган (удлиненный жакет без воротника), жилет, блейзер (женский жакет, выполненный по образцу мужского пиджака классического стиля), брюки со складкой спереди, платья рубашечного покроя.

Одежда спортивного стиля удобна, комфортна, наиболее распространена в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней, относя куртки, комбинезоны, джинсовую одежду (слайд 29).

Романтический стиль (или фантазийный) представляет одежда нарядная, экстравагантная, подчеркивающая женственность и обаятельность (слайд 30). Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Здесь могут быть использованы и элементы национального (фольклорного) костюма. Одежда тонко дополняется бижутерией. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.

Авангардный (слайд 31).
Авангард – нечто крайнее в моде. Авангардная одежда поражает своей необычностью как максимальное выражение моды и опережение ее по времени. Модели часто создаются в единственном экземпляре, они не подлежат длительному использованию (слайд 32).

Фольклорный (этнический, народный, национальный) стиль предполагает создание образа, ассоциирующегося с народным костюмом, либо оформление одежды с использованием элементов деталей приемов. (слайды 33–34)

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научится одеваться в соответствии с ее назначением.
Девушка в платье с декольте и блестящей вышивкой в учебном заведении или на работе выглядит нелепо. Так же будет выглядеть в театре поклонница спортивного стиля, одетая в джинсовую одежду. В тоже время, строгий элегантный костюм не будет вписываться в веселую атмосферу дискотеки, а повседневная одежда – в праздничную обстановку. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы. Ведь говорят: « Встречают по одежки», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму».

5. Изучение стилей в современной одежде (слайд 35).

1) Практическая работа

Задание: по журналам мод определить стили в современной одежде.

2) Беседа с учащимися по вопросам:

– В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
– Можете ли вы назвать силуэт своей одежды?
– Одежду какого стиля нельзя надевать на дискотеку?

IV. Закрепление изученного материала

Беседа с учащимися по вопросам:

– Какие силуэты можно выделить в современной моде?
– Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то, каким образом?
– Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
– По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
– Как вы думаете, из какой ткани должна быть сшита блузка, чтобы ее отнесли к спортивному стилю?

V. Итог урока

Учитель. Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания?

Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся формируют выводы.

– Сколько видов силуэтов используется в современной моде? (В современной моде используется в основном 4 вида силуэта.)
– Что нужно учитывать при выборе одежды какого-либо силуэта? (При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.)
– Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо? (Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением.)

Выставление оценок, их аргументация.

VI. Домашнее задание: оформить на альбомном листе «Основные силуэты в современной моде».

Приложение