Урок-путешествие по экологии. 2–4-й классы. Тема: "Природа Алтайского края"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели урока: Формировать представления о природном окружении Алтайского края; обогащать знания учащихся о жизни зверей, растений, птиц; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Карточки с заданиями, коробка-сюрприз, иллюстрации, книга «Алтайский Государственный заповедник», карта Алтайского края, коллекция полезных ископаемых, фломастеры красного и зеленого цвета.

Ход урока:

Здравствуйте дети!

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…
(дети хором: «Природа!»)

Садитесь удобнее. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по природе нашего края. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, нуждается в вашей защите, заботе, любви. Выясним, кто лучше знает жизнь зверей, птиц, растений, насекомых.

Первая станция «Вопросов и ответов».

На этой станции живет Мудрая черепаха, он нам приготовила вопросы, на которые мы должны ответить быстро и точно, для того чтобы хозяйка станции нам дала билет для дальнейшего путешествия. Не выкрикивайте, поднимайте руки (вопросы задаются одновременно двум классам).

Рисунок 1

1. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)
2. Какие хищные звери живут в нашем районе? (лиса, волк, ласка, куница)
3. Какая птица питается кедровыми и еловыми семенами? (клест)
4. Назовите ночную хищную птицу? (сова)
5. Какая птица не прилетает к нам зимой? (снегирь)

Отлично! Мы получили билетик и поехали к станции «Математической».

У вас на столах карточки с математическими цепочками, решите их и узнайте ответ на вопрос.

Карточка-1 (2-й класс)

Карточка-1 (4-й класс)

Варианты ответов на доске: 12-ЕЖ, 11-БОБЁР, 4-ЗАЯЦ.

Карточка-2 (2-й класс)

Карточка-2 (4-й класс)

Варианты ответов на доске: 20-СТЕРЛЯДЬ, 21-ЩУКА, 36-ОКУНЬ.

Молодцы! Вы справились! Отправляемся дальше на станцию «Грибную».

Отгадайте загадки про грибы (загадки задаются одновременно двум классам):

Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок,
Он в лесу не новичок.
(мухомор)

Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
(белый, боровик)

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опята)

Осень в лес приносят летом,
Ходят в рыженьких беретах.
Очень дружные сестрички,
Золотистые…
(лисички)

Это интересно знать, ребята, послушайте:

  • Знаете ли вы, что лоси любят питаться грибами.
  • За грибами следует отправляться рано утром, с рассветом, в это время гриб самый крепкий.
  • У грибов нет корней, а есть грибница, она легко разрушается, поэтому их нельзя вырывать из почвы, иначе на этом месте в течение 7-10 лет не будут расти грибы.

А какие грибы растут в нашей местности?
(белые, шампиньоны, опята, грузди)

Ура, мы добрались до станции «Физкультурной»

Вы, наверное, устали?
А теперь все дружно встали.
Сильно вытянули шеи
И как гуси зашипели.

Тут попрыгали как зайки
И полаяли как лайки,
Потоптались как медведи,
А теперь как мышки сели.

Отдохнули, двигаемся дальше на станцию «Водную»

Отгадайте загадку.
Бежит дорожкой торной
Звенящий и проворный.
Змейкой извивается.
Как он называется
(ручей)

Для второго класса, на парте у каждого карточка с заданием.

Соедините стрелками названия рек и озер у себя в карточках.

Ребята четвертого класса объединитесь в группу и поработайте вместе. Для вас работа с картой.

Найти на карте Алтайского края реки: Катунь, Бия, Обь (обвести зеленым фломастером); озера: Кулундинское, Кучукское (красным фломастером).

Ребята 2-го класса давайте проверим себя, на доске я вывесила правильные ответы. Кто сделал все правильно, поднимите руки.

На доске табличка с названиями рек и озер Алтайского края.

БИЯ, ОБЬ, КАТУНЬ Реки
УТКУЛЬ, КУЛУНДИНСКОЕ, ТЕЛЕЦКОЕ Озёра

Ребятам 4-го класса для проверки я вам даю свою карту, (проверка самостоятельная)

Рисунок 2

Мудрая черепаха подготовила нам рассказ о красивейшем Телецком озере.

Рисунок 3

Алтайские народы называют его «Алтын – Кёль», что в переводе на русский язык означает «Золотое озеро». Это озеро занимает второе место в мире по запасам пресной воды, после озера Байкал. Длина озера – 78 км, ширина – 3км, глубина – 325 метров, в озеро впадает 71 река, а вытекает только одна – Бия. Часть Телецкого озера и прилегающая к нему территория входят в состав Алтайского Государственного заповедника.

Ребята, для чего создаются заповедники? (Чтобы сохранить природу.)

Берите свой билет и едем дальше к станции «Богатой»

Наша помощница Мудрая черепаха очень спешила уйти, но оставила нам подарок, вот он, это волшебная коробка. Она, наверное, тяжелая? Гена, помоги мне поставить ее на стол. (Нет, она легкая).

Как вы думаете, что там? (…)

Давайте откроем ее. Подходите по одному, и с закрытыми глазами берите то, что попадется под руку. Садитесь на свои места. Внимательно рассмотрите, прочитайте.

Рисунок 4

В коробке конверты с картинками и надписями к ним: лес, вода, звери, насекомые, воздух, цветы, птицы, земноводные, грибы, полезные ископаемые (по количеству детей в классе).
Что это?

(картинки с грибами, птицами…)

  1. Дети давайте всем расскажем, что за богатство получил каждый из вас, кто первый?
  2. Почему Мудрая черепаха считает это все богатством?
  3. Для чего она отдала его нам? (мы должны его сберечь)

Ну, вот мы и добрались с вами до конечной станции, она называется «Итоговая».

  1. Чем мы занимались сегодня на уроке?
  2. Что нового вы для себя узнали?
  3. Для чего нам всем нужно охранять природу?

Спасибо! Вы все замечательно работали сегодня.

Домашнее задание: В нашем крае много дикорастущих деревьев, какие это деревья, перечислите их у себя в тетради.