Цель: Формировать интерес к занятиям эколого-биологической направленности.
Задачи:
- Рассмотреть значение цветов в жизни человека.
- Выявить опыт детей, включить их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неофициальное общение.
- Развивать память, речь; умение анализировать, делать выводы.
- Создать эмоциональный положительный фон для знакомства и взаимодействия.
- Воспитывать патриотические чувства.
Форма проведения: редакционный совет журнала.
Оборудование и материалы для педагога:
Сотовый телефон, ручка, макет журнала с объектами вклеивания и журнальчики для детей, компьютер, экран, фото комнатных цветов и их народные названия на магнитных держателях, магнитная доска, цифровой фотоаппарат.
Оборудование и материалы для учащихся:
Указатели отделов, атлас-определитель цветов, ручки, бумага, книги о цветах, тексты буриме, духи в пробирках, карточка с текстом об обереге, фото дикорастущих цветов, горшочки с землёй и с колпачками, финики, наждачная бумага, вода, влажные салфетки, чай из шиповника.
Оформление кабинета:
Столы для трёх отделов с указателями, макет журнала, большой экран, чайный столик со скатертью, чашками для чая и салфетками.
Ход занятия
Задания | Содержание |
Слайдовая презентация |
1 задание Работа с книгой (группа) |
Педагог: Здравствуйте! Меня зовут Надежда Фёдоровна. НОУ “Осирис”, которым я руковожу, каждый год выпускает свои журналы о цветах. А сегодня мы с вами выпустим номер журнала, который посвятим значению цветов в жизни человека. Сегодня у нас с вами состоится своеобразный редакционный совет. Я возьму на себя роль главного редактора, а вы, пожалуйста, поработайте в отделах: “Журналистики”, “Оформления” и “Коммерческом” отделе. Надеюсь, вы без труда определите для себя начальников отделов. (Переворачивает аккредитацию, на которой написано: “Главный редактор журнала “Цветочная палитра” Сарникова Надежда Фёдоровна”) Гл. редактор: Итак, коллеги! Мы с вами – команда и готовимся к выпуску очередного номера. Журнал почти готов к набору, но у нас появилась новая идея, как ещё можно привлечь интерес читателей к нашему изданию. Дело в том, что у многих народов мира есть свои любимые цветы. Например, в Японии Хризантема является символом нации. Её изображение служит основой герба, а высшая награда страны – орден “Хризантем”. В Индии, Китае, Египте священное растение - Лотос. Его почитают, к нему обращаются с молитвами. По преданию, тот, кто отведает цветков лотоса, никогда не захочет расстаться с родиной этого цветка. В 1986г. в палате представителей конгресса США после 100 летних дебатов было, наконец, признано считать национальным цветком страны розу. В нашей стране пока нет такого цветка, но мы можем первыми начать обсуждение этого вопроса. В дальнейшем мы будем печатать отклики наших читателей по выбору цветка. Наш журнал, возможно, будут читать люди государственные, и они тоже задумаются над этим. Ну а в первом номере мы выберем своего кандидата. На макете эта страница выглядит таким образом. (Откр. 1 стр) Предлагаем на ваше обсуждение 4 кандидатуры, и объясню, почему. Лен – потому что в Древней Руси лен считался важнейшим цветком, его сеяли первым по гари от выжженного леса. И всегда возделывали в больших количествах. Ромашка – потому что она, на наш взгляд, символизирует бескрайние русские просторы. Пион – куст пиона раскидистый, большой и красивый как наша страна. Астра – редко у кого в палисаднике нет этого цветка. Его любят у нас за продолжительность цветения и неприхотливость. Проведём предварительное голосование. Можно голосовать за несколько цветков, если вы не определились с выбором. (Идет голосование) Итак, меньше всего набрал голосов . . . , поэтому мы сразу снимаем его с рассмотрения, а с остальными тремя познакомимся поближе. Для этого я вам раздаю книги и вопросы об этих цветах <Приложение1>. Минут через 5 хотелось бы услышать ответы, и тогда уже проголосовать повторно. (Работают с книгами) Пожалуйста, начальники отделов, слушаем ваши аргументы. (отвечают) Изучив вопрос поподробнее, проголосуем ещё раз. (Повторное голосование, если равное количество голосов, то голосует и главный редактор.) |
Слайд Хризант. <Приложение6>. Слайд Лотос Слайд Роза Слайд 4-х цветков |
2 задание Буриме (группа) |
Итак, символом русской нации от нашей редакции выбран…(На макет клеится выбранный цветок), потому что он … и мы, если наши читатели с нами согласятся, сделаем этот цветок логотипом нашего журнала. Теперь давайте напишем для него гимн. Предлагаю самим сочинить его или воспользоваться подсказкой в форме буриме <Приложение2>. То есть, дописать к предложенным словам фразы. Вариант буриме выбирайте любой. (Работа в группах с предложенными вариантами буриме. Зачитываются полученные строки.) И так, мы предложим свой гимн, но чтоб повысить рейтинг журнала, объявим конкурс среди читателей на лучший гимн. |
Слайд выбран. цветка |
3 задание Интеракт. игра |
Теперь производственный вопрос, который нам нужно решить. Будем ли мы использовать рекламу? Пожалуйста, сейчас все отвечаем на мои простые вопросы очень коротко, играя и беря в руки, например, карандаш. Начнем, пожалуй, с коммерческого отдела: “Почему все журналы печатают рекламу?” (Интерактивная игра - все по цепочке отвечают на вопрос: “Почему то, о чём только что сказал предыдущий человек”. На последнем отвечающем звонит мобильный телефон гл. редактора. После разговора с абонентом, гл. редактор обращается к коллегам) |
|
4 задание по группам: “Фото-загадка” “Угадай запах!” Тест с вариантом ответа |
Извините, коллеги! В отделе вёрстки произошел технический сбой и нам экстренно необходимо разобраться. Послушайте задание. Отдел “Оформления”, мы с вами мы решили украсить обложки фотографиями дикорастущих цветов нашей области, которые мы призываем наших читателей беречь, не рвать. Но названия цветов потерялись в отделе верстки. Вам надо будет определить, какие это цветы <Приложение3>. Можно будет воспользоваться атласом-определителем. Цветы используются в парфюмерной промышленности, поэтому мы даём рекламу духов с цветочным ароматом на ароматизированной странице. Но пробирки с духами не подписаны. “Коммерческий отдел”, вы отвечаете за рекламу, поэтому вам нужно будет разобраться – какие запахи цветов под какими номерами. Отделу “Журналистики”. В вашей статье о том, как используются цветы в качестве оберегов, допущен пропуск. Не понятно, о каком цветке речь в тексте: “На Руси при закладке нового дома в угол клали цветок . . . , чтобы в доме всегда был мир и согласие”. Толи это подснежник, то ли гладиолус, то ли роза. Можете пользоваться литературой. (Подснежник) Сами понимаете, работа срочная, поэтому работаем в темпе. (Каждая группа работает по своему заданию, ответы озвучиваются.) С обложкой мы разобрались. (Открывается на макете обложка) Страница о парфюмерии выглядит таким образом. (Откр. 2 стр.) Теперь мы будем знать, что нужно положить в угол строящегося дома. (Открывается 3 стр. на макете журнала) |
Во время ответа отдела “Оформл.”- дикорастущ. цветы |
5 задание на соответствие | Большое значение для красоты и уюта в нашем доме имеют комнатные цветы. На следующей странице мы знакомим читателей с некоторыми интересными названиями комнатных цветов. Дело в том, что народ подмечал внешнее сходство цветка с чем-нибудь и давал ему свое меткое название. Например, традесканцию назвал бабьими сплетнями, так как это растение переплетается так, что его трудно распутать. Давайте-ка мы попробуем определить по внешнему виду этих цветов, какие названия им подходят из этого списка. Кто поможет мне у доски? (На магнитной доске в столбик расположены фото цветов, каждому из которых нужно выбрать народное название из предложенных вариантов <Приложение4>. У доски работает ученик, ему помогают все.) А какие еще интересные названия вы знаете? (Ванька мокрый, Плакса, Рыбка) Мы ещё подумаем об этом, может быть, и читатели нам что-нибудь напишут, и тогда в следующем номере мы сможем продолжить эту рубрику. А страница на макете выглядит так. (Открывается 4 страница на макете.) |
|
6 задание Практич. работа |
На следующей странице мы рассказываем, что в комнатном цветоводстве есть такое понятие как “Растения – забавы”, т. е. растения, семена которых остаются после еды и люди их садят. Даже такое растение, как финиковая пальма мы можем вырастить из финиковой косточки. Но косточка имеет очень плотную оболочку и ростку не всегда удаётся пробить её, поэтому прежде чем сажать семя, желательно ему помочь, т. е. нарушить целостность, слегка потерев её наждачной бумагой. Но ни в коем случае, при этом не задевать зародыш. Этот метод называется скарификацией. Затем надо воткнуть косточку вертикально в землю так, чтобы верхняя её часть была закрыта слоем земли в 1см. (Открывается 5 стр. макета). Начальник отдела “Оформления” считает, что у нас катастрофически не хватает фотографий к тексту, поясняющих правильность посадки. Поэтому, коллеги, я знаю, что это не ваша работа, но делать нечего, надо выходить из положения. Поэтому все будем сажать финиковые косточки. А в это время фотокорреспондент из отдела “Оформления” сделает несколько снимков. Кто будет фотокорреспондентом? Финики лучше посадить свежими, поэтому финики съешьте, и, прочитав инструкцию <Приложение5>, которая лежит на ваших столах, приступайте к посадке. После работы руки можно вытереть влажными салфетками. (Все садят финики, корреспондент фотографирует на цифровой фотоаппарат.) С этой проблемой мы справились успешно. |
Слайд Пальма Словар. слово. |
7 задание Кроссворд |
В конце нашего журнала мы предлагаем кроссворд “Значение цветов в жизни человека” (Открывается 6 стр.) Давайте-ка ещё раз, чтобы не было проблем, проверим его.
Т.е. цветы у нас могут быть даже в роли предсказателя. Смотрите-ка, у нас цветы это ещё и серьёзный бизнес! Прочитайте ключевое слово, которое у нас получилось. (Селам). Что оно означает? На Востоке так называется наука тайного общения на языке цветов. Я думаю, что все знают, что свой язык цветов есть и у европейских народов, т. е., я хочу сказать, что цветы это ещё и средство общения. Помните у С. Красикова: Ты так давно не даришь мне цветов, Всё время их дарить необходимо, Букет цветов расскажет мне без слов, Что я тобою всё ещё любима. |
Слайд. Кроссворд |
8 задание Ответы на вопросы |
Мы с вами неплохо поработали и, по-моему, заслужили минутку отдыха. Давайте-ка, попьем чайку. Возьмите себе по чашечке. Понравился чай? А из чего это он? Из плодов и лепестков шиповника! А есть ли у нас еще цветы, которые употребляют в пищу? (Мак, одуванчик, роза, хризантема, жасмин, орхидея, ноготки.) Я думаю, в следующем номере можно будет сделать цветочно-кулинарную страничку. |
|
Ну, а теперь, если информационный отдел готов показать нам снимки, которыми мы украсим первый номер журнала, то, пожалуйста. (На большом экране снимки с цифрового фотоаппарата, которые сделал корреспондент во время посадки финиковой пальмы) Я думаю, что этих снимков достаточно, что бы проиллюстрировать технику посадки фиников. А теперь я хочу показать вам журнал, который мы с вами сегодня редактировали. В нем мы рассказали своим читателям, какое большое значение имеют цветы в жизни человека. (Редактор показывает уже готовый номер журнала) По одному экземпляру я дарю вам. Мне понравилась работа нашей команды. Кому понравилось наше заседание, оставьте, пожалуйста, свой автограф мне на память о нашей совместной работе на моем экземпляре. Финики, которые вы посадили, я хочу оставить вам. Пусть у вас вырастут пальмы. Спасибо. Было очень приятно с вами работать. До свидания. |
Слайды с цифрового фотоаппар. |
Рекомендации по проведению занятия в форме ролевой игры
“Редакционный совет”
Во время занятия ребятам даются несколько заданий:
- Работа с книгой (поиск ответов на вопросы).
- Написание стихотворения с помощью подсказки в форме буриме.
- Интерактивная игра.
- Фотозагадка.
- Задание по определению цветочного аромата.
- Тест с вариантом ответа.
- Задание на соответствие внешнего вида цветка и его простонародного названия.
- Практическая работа по посадке финиковой косточки.
- Отгадывания кроссворда.
- Обсуждение по вопросу использования цветов в кулинарии.
Заданий много, поэтому, чтобы занятие не вышло за рамки положенного времени, необходима четкая продуманная организация.
Для работы с книгой выбираются такие вопросы, которые открывают новый взгляд на давно известные им цветы. Например: “Какими магическими свойствами, считалось на Руси, обладает пион?” Ответ: “На Руси всегда считалось, что пион защищает от пожара, злых духов и недоброго взгляда”. Таким образом, ребята смогут для себя определить цветок, который, как им кажется, самый важный для русского народа. Для каждой группы достаточно 3-4 вопроса по конкретному цветку. А какой цветок они выберут после голосования, покажет ход занятия.
Педагогу на первом, вводном занятии важно заинтересовать детей, дать им почувствовать себя уверенно в этом коллективе. Поэтому, при составлении подсказки в форме буриме нужно подобрать рифму, которая действительно поможет составить четверостишье и почувствовать себя поэтами. Например, реснички – сестрички, донце – солнце.
Именно для того, чтобы раскрепостить детей, служит введенная интерактивная игра. На вопрос: “Почему журналы печатают рекламу?” можно ожидать от ребенка любой, даже не логичный ответ, например: “Потому что они хотят украсить журнал”, тогда педагог, передавая карандаш следующему ребенку, спрашивает: “А почему они хотят украсить журнал?” и т. д. Таким образом, уже в начале занятия каждый ребенок вовлекается в игру, которая, в свою очередь, вносит эмоциональный разряд.
Задание “фотозагадка” о дикорастущих цветах нашего края. Для этого задания можно выбрать несколько фотографий хорошо известных цветов, таких как: огоньки, одуванчики, ромашки, но всё-таки больше должно быть малознакомых растений, чтобы у детей не пропал интерес к занятию. Во время ответа группы, которая работала над этим заданием, фотографии цветов лучше демонстрировать на большом экране, чтобы остальные ребята тоже могли познакомиться с ответами. Важно подчеркивать при этом о необходимости бережного отношения к дикорастущим цветам.
Большое оживление у ребят вызывает задание по определению цветочного аромата, и, как правило, ошибки встречаются редко. Для задания можно рекомендовать серию духов “Цветы России” с ароматами ландыша, гиацинта, сирени и т.д.
Тест с вариантами ответа построен так, что можно и, не проверяя себя по книге, интуитивно догадаться, какой цветок на Руси могли класть в угол строящегося дома. Трудно предположить, что это могли быть гладиолус с розой, но дети всё равно проверяют себя по книге С. Красикова “Легенды о цветах”.
Следующее задание на соответствие внешнего вида цветка и его простонародного названия. Педагог должен помнить, что названий растений не должно быть равно количеству цветков, для того чтобы в конце задания не было однозначного ответа. Для задания достаточно 10-12 фотографий цветов (например, щучий хвост, райская птица, кавалерская звезда, Венерин башмачок и т. д.).
При выполнении практического задания, не смотря на то, что педагог очень подробно рассказывает о том, как это правильно сделать, всё равно на рабочем месте у каждой группы должна быть инструкция по посадке финиковой косточки. Это позволит выполнить задание четко, без лишних вопросов. В этом задании используются возможности цифровой техники – сразу же после фотосъемки вывести снимки на большой экран.
При отгадывании кроссворда не следует забывать, что дидактической задачей занятия является рассмотрение значения цветов в жизни человека, поэтому после отгадывания очередного слова необходимо подчеркивать, что цветы это и бизнес, и лекарство и т. д.
Обсуждая вопрос использования цветов в кулинарии, ребята не всегда сразу могут вспомнить, какие цветы используются, поэтому нужно заранее подобрать наводящие вопросы: “С чем у нас бывают булочки? С каким цветочным ароматом бывает чай?” и т. д.
Таким образом, продумывая каждое задание, педагог организует работу в хорошем темпе и вызывает интерес к дальнейшей работе. Это занятие желательно иллюстрировать показом слайдов, на которых будут цветы, финиковая пальма, словарное слово “скарификация”, поэтапное разгадывание кроссворда. Ответы ребят о кулинарных способностях цветов также можно сопровождать показом слайдов. Для занятия заранее желательно отпечатать красочный макет журнала (размером А3) и маленькие журнальчики детям в подарок.
Список литературы
- Верзилин, Н.М. Путешествие с домашними растениями [Текст] - М.: Детская литература, 1965.
- Красиков, С. Легенды о цветах [Текст] / М.: Молодая Гвардия, 1990.
- Питер Мак-Кой. Комнатные растения. Энциклопедия [Текст] / М.: Росмен, 1998.
- Хессайон, Д.Г. Все о комнатных растениях [Текст] / М.: Кладезь – Букс, 2001.
- Плешаков, А.А. От земли до неба [Текст] / М.: Просвещение, 2000.
- Детская энциклопедия “Русское поле” [Текст] //Аргументы и факты - детям – 2004. - № 4.