Профориентационные занятия с элементами тренинга

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема: «Мир профессий»/

Форма: профориентационное занятие с элементами тренинга.

Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий.

Задачи занятия:

  • создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
  • сформировать представление о некоторых профессиях;
  • поверить знания учащихся при решении ситуации;
  • познакомить с информацией о востребованных новых профессиях в нашем регионе;
  • повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
  • снять эмоциональное напряжение.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация, карточки с названиями профессий

Этапы занятия:

  1. Приветствие «Моя профессия».
  2. Викторина «Отгадай профессию».
  3. Разрешение проблемных ситуаций «Специалист».
  4. Выступление психолога «Новые профессии в нашем регионе».
  5. Пантомима «Угадай профессию».
  6. Подведение итогов занятия.
  7. Прощание «Пожелание».

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Сегодня, ребята, мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. На нашем занятии мы познакомимся с типами профессий, с требованиями к образованию и профессионально важными качествами специалистов, с содержанием труда той или иной специальности.

Начнем наше занятие с традиционного приветствия. В руках у меня клубок ниток, который я передам напротив сидящему, приветствуя и знакомя его с интересующей меня профессией по схеме, которую вы видите на доске (Приложение 1, схема). 

– Я рада вас видеть, вы выглядите великолепно, я хочу вам сказать, что мне очень нравится профессия психолога. Тип данной профессии человек – человек; квалификационные требования – высшее психологическое образование. Специалист этой профессии должен быть эмоционально устойчивым, внимательным, тактичным, ответственным, с хорошо развитыми коммуникативными способностями, словесно-логической и образной памятью. Основными видами деятельности являются оказание помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению психологического климата в коллективе.

Незнание мира профессий – одно из самых частых препятствий на пути профессионального выбора. И мы, незнающие особенностей интересующих нас профессий, как насекомые попадаем в паутину жизни, мечемся, пытаясь вырваться, и если находим выход, то ощущаем радость в труде и в счастье человеческого общения, а если запутываемся еще больше, смиряемся с убийственным однообразием и выматывающей неразберихой.

Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующих специальных знаний и опыта. Французский философ Клод Гельвеций утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление идет. Вы себя создаете, делаете выбор в профсамоопределении.

Предлагаю вам вырваться из паутины незнания. Я сейчас буду зачитывать информацию
о профессии, по знакомой вам схеме. Ваша задача отгадать профессию, которую я вам предлагаю. Если вы правильно определите название данной профессии, то выпутываетесь из нашей паутины, если же нет, то продолжаете оставаться в ней.

Логистик

  • человек – знаковая система, человек – человек;
  • высшее экономическое и юридическое образование;
  • в общении – обаятельность, требовательность и смелость. В деятельности – дальновидность и настойчивость; в поведении – находчивость, жизнерадостность и последовательность;
  • специалист высокой квалификации способен одинаково хорошо сформировать общую стратегию поставок товара, обеспечить наиболее выгодную доставку его до склада, удачно выбрать транспорт, быстро систематизировать и разместить товары.

Кризис-менеджер

  • человек – знаковая система, человек – человек;
  • высшее экономическое или юридическое и психологическое образование;
  • это – человек с железными нервами, хладнокровный, выдержанный, объективно мыслящий
    в самых тяжелых ситуациях и умеющий быстро найти компромисс;
  • специалист высокой квалификации должен свободно владеть антикризисными методами, иметь опыт работы с договорами, умело проводить оценку имущества, фондов. Первейшая обязанность – помочь фирме восстановиться, найти компромисс между кредитором и должником.

Имиджмейкер

  • человек – человек;
  • образование высшее или среднеспециальное; специалист, должен обладать знаниями дизайнера, визажиста, стилиста, психолога; 
  • в общении – тактичность, искренность, чуткость; в поведении – твердость, интеллигентность.
    В деятельности – увлеченность, внимательность и находчивость; в переживаниях и чувствах – бодрость, оптимистичность и душевность;
  • его обязанность – разрабатывать и рекомендовать каждому сотруднику, особенно руководящему составу, индивидуальный образ, который органично воспринимается как сослуживцами, так и партнерами по бизнесу. Отрабатывать с клиентом умение держаться в различных ситуациях, умение правильно говорить и слушать, не отвлекаться на посторонние темы, умение владеть необходимой информацией, точно и вовремя использовать ее.

Эколог

  • человек – человек, человек – природа;
  • образование высшее химико-биологическое, технологическое;
  • этот специалист должен обладать аналитическим складом ума, креативностью, гибкостью, дипломатичностью, стресоустойчивостью;
  • анализирует работу природоохранных объектов и состояние окружающей среды, проводит исследовательские работы по очистке промышленных сточных вод, контролирует выполнение законов, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды, предотвращает загрязнение окружающей среды и выбросов вредных веществ в атмосферу.

Мы видим, что не всем нам удалось вырваться из паутины незнания профессий. Как вы думаете, почему это произошло? (Нехватка информации, не востребованность на рынке труда)
Призвание – как много в этом слове. Наверное, каждый человек, кто работал хотя бы где-нибудь, знает, что лучше заниматься любимым делом, тем, что хорошо получается, и приносит удовольствие. Как узнать, какое дело станет любимым, а что будет вызывать раздражение и утомлять, можно только на практике. Упражнение «Специалист» поможет нам в этом, а еще даст возможность выпутаться тому, кто остался в паутине.
Разделитесь на группы по два человека. Каждая группа получает задание – проблемную ситуацию, которую должна решить (приложение 2, ситуации) и объяснить подходит ли данная профессия его личности.
Работать будем таким образом: один из вас зачитывает информацию о профессии, второй читает задание и даёт ответ.

Программист

  • тип профессии человек – знаковая система;  
  • образование высшее, обязательно хорошие знания по физике, математике, иностранным языкам;
  • специалист должен обладать достаточным уровнем самообладания, высоким уровнем концентрации, переключаемости и распределения внимания, иметь оперативную память, точность и скорость движений, высокую работоспособность;
  • разрабатывает программы на основе математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, определяет возможность использования готовых программных средств.

Налоговый инспектор

  • тип профессии человек – человек, человек – знаковая система;
  • образование высшее экономическое;
  • специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием коррупции, твердым характером, чувством справедливости;
  • работа с документами,  представителями предприятий, частными лицами.

Бухгалтер

  • тип профессии человек – человек, человек – знаковая система;
  • образование высшее экономическое;
  • специалист должен обладать аналитическими способностями, логическим мышлением, отличаться аккуратностью;
  • работа с цифрами, числами; умение составлять балансовые отчеты,

Тренер по фитнесу

  • тип профессии человек – человек;
  • образование высшее физкультурное, медицинское или педагогическое, необходимы знания физиологии, анатомии, биомеханики, физиологии;
  • специалист должен уметь слушать и слышать слова клиента, обладать хорошей физической подготовкой, требовательностью;
  • работа с людьми в спортивных залах, с тренажерами и спортивными инструментариями.

Вы хорошо справились с рабочими ситуациями. Как вы чувствовали себя в данной роли? Хотели бы вы заниматься этим занятием в будущем? Все в ваших руках. Теперь вы знаете, какие требования к образованию и личным качествам предъявляют данные профессии, в чем состоит их вид деятельности.

Нам сегодня пришлось много выслушать информации о профессиях. Вы знаете, что информация бывает вербальной и невербальной. Первый вид информации мы отработали, остановимся на втором. Невербальная информация передается с помощью мимики и жестов, исключая звуки. Представьте, что я и наши гости представители другой цивилизации и ничего не знают о земных профессиях, и по-русски понимают очень мало. Попробуйте объяснить профессию невербальными способами общения. Работаем в группах, вы получаете название и информацию о профессии, продумываете варианты ее представления и демонстрируете нам. Мы должны определить название профессии.

Логопед

  • человек – человек;
  • образование высшее педагогическое или среднеспециальное;
  • внимательность, терпеливость, коммуникабельность, эмоциональная уравновешенность;
  • организует и осуществляет коррекционную работу с детьми, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению в развитии речи.

Фармацевт

  • человек – техника, человек – человек;
  • образование высшее медицинское или фармацевтические техникумы;
  • память, внимание, аккуратность, ответственность;
  • готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает первую доврачебную помощь, проверяет подлинность хранения медикаментов.

Дизайнер

  • человек – художественный образ;
  • образование высшее архитектурное, институты искусств или художественно-промышленные училища;
  • художественное изображение, пространственно-образное мышление, коммуникабельность, глазомер;
  • упорядочение предметного окружения человека, разработка проектно-компановочных схем, эскизов, сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления.

Инженер-геофизик

  • человек – природа;
  • образование высшее – геолого-разведочная и горно-геологическая академии, природообустройственные университеты или техникумы геодезии и картографии;
  • физическая выносливость, внимание, кропотливость, аналитические способности;
  • поиск месторождений полезных ископаемых, изучение геологического строения земли, изучение состава горных пород, магнито-, сейсмо- и электроразведка.

Я тоже хочу показать вам профессию

  • человек – человек, человек – знаковая система;
  • образование высшее инженерно-экономическое, университет экономики и финансов или торгово-экономический институт;
  • высокий уровень пространственных представлений, дальновидность, эстетический вкус, коммуникабельность;
  • заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, строит объект, сдаёт в аренду
  • отдельные офисы или здание целиком или продаёт принадлежащую ему недвижимость.

Профессия называется ДЕВЕЛОПЕР – профессионал по операциям с недвижимостью. Деятельность девелопера заключается в следующем: он заказывает проект, покупает или берет
в аренду участок земли, строит объект — например, большое офисное здание или спортивный комплекс. Затем он может сдать в аренду отдельные офисы или здание целиком. А может продать принадлежащую ему недвижимость. Главное — окупить все затраты и получить прибыль. Как финансировать строительство, использовать свои средства, привлекать инвесторов, брать кредиты в банках — тоже решать девелоперу. Необходимо прежде всего финансовое образование, знание рынка недвижимости, цен, спроса и предложений, умения грамотно провести рекламную кампанию, девелопер должен разбираться и в юридических вопросах важно верно оценить дисконтные потоки, просчитать будущий проект по затратам и многое другое. Девелопер — работодатель, он сам нанимает персонал для работы над своей идеей, организует продажу
и получение дивидендов.

Итак, наше занятие подошло к концу мы сегодня изучали богатый мир профессий, используя при этом разные виды информации. Мы познакомились с вами с профессиями, которые можно разделить по типам на пять групп:

человек-человек

человек-техника

человек-худ.образ

человек-знак.система

человек-природа

психолог формацевт дизайнер логистик эколог
имиджмейкер     кризис-менеджер инженер-геофизик
тренер     программист  
логопед     налоговый инспектор  
девелопер     бухгалтер  

На следующих занятиях мы продолжим эту работу и познакомим друг друга с вашими выбранными профессиями. Ритуал прощания предлагаю провести в виде пожелания.
Я благодарю вас за участие в занятии, хочу пожелать вам успеха в вашем профессиональном самоопределении, используя полученную информацию. Как  правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией (Б. Дизраэли, британский политик).

Приложение к занятию 1.

Алгоритм представления профессии

  • Тип профессии.
  • Квалификационные требования к образованию.
  • Профессионально важные качества.
  • Содержание основных видов труда.

Приложение к занятию 2.

Решение проблемных ситуаций.

Карточка № 1

Цель: решить проблемную ситуацию, объяснить подходит ли данная профессия личности учащихся.

Программист

Автоматическое устройство имеет две кнопки А и Б и экран. При включении на экране загорается число 0. При нажатии на кнопку А число удваивается. При нажатии на кнопку Б число увеличивается на 1. Как надо нажать кнопки, чтобы на экране появилось число 5?

Карточка № 2

Цель: решить проблемную ситуацию, объяснить подходит ли данная профессия личности учащихся.

Налоговый инспектор

НДС (налог на добавочную стоимость) взимается с добавленной стоимости. Коммерсант закупил товар, затраты на который составили 30 тыс. рублей. Продал этот товар за 70 тыс. рублей. Какой размер налога в денежном выражении вы должны требовать с коммерсанта при НДС 20 %

Карточка № 3

Цель: решить проблемную ситуацию, объяснить подходит ли данная профессия личности учащихся.

Бухгалтер

Доход семьи состоит из зарплаты родителей – 6 тыс. рублей, пенсии бабушки – 1,5 тыс. рублей и стипендии дочки – 500 рублей. Расходы на питание составляют 3 тысячи рублей, на оплату коммунальных услуг – 800 рублей, на проезд за месяц – 600 рублей, на медицинское обслуживание – 1000 рублей. Дочке в этом месяце необходимо купить сапоги, которые стоят 2800. Будет ли в этом месяце бюджет семьи дефицитен или профицитен, если купят сапоги?

Карточка № 4

Цель: решить проблемную ситуацию, объяснить подходит ли данная профессия личности учащихся.

Тренер по фитнесу

Клиент весит 100 кг. хотел бы сбросить за короткий срок 15 кг., но занятия сможет посещать не регулярно.