Цели:
- Знакомство с ролью букв О, Ё в обозначении звука (о) и твёрдости-мягкости согласных в словах.
- Обучение чтению прямых слогов с твёрдыми и мягкими согласными звуками.
- Развитие фонематический слух, умение проводить звуко-буквенный анализ слов, повышение интереса детей к предмету и расширению их кругозора.
- Воспитание навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях, а также этических принципов.
1) Организационный момент.
Учитель: Как живешь ты, первый “Б”?
Дети: (показывая движения) Вот так!
У. Утром в школу как идешь?
Д. (показывая движения) Вот так!
У. Дома ночью как ты спишь?
Д. (показывая движения) Вот так!
У. А за партой как сидишь?
Д. (показывая движения) Вот так!
Внимание? Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Учитель
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Ребята, вы, наверное, все знаете Винни-Пуха и его друзей (на доске рисунки: Винни-Пух, Пятачок, Сова, Ослик Иа). Где вы могли с ними встречаться? (В книге, в мультфильме). Александр Милн, английский писатель, рассказал о них в книге “Винни-Пух и все-все-все”. [3] (Показать книгу).
Алан Александр Милн
(1882-1956)
Родился в Лондоне в семье школьного учителя.
Отец Алана основал частную школу, в числе
преподавателей которой был известный писатель
Герберт Уэллс, ставший учителем, другом и
литературным наставником Алана.
Обладая незаурядными
математическими способностями, Милн получил
стипендию на обучение в Вестминстерской школе.
Во время обучения в колледже Тринити в Кембридже
Алан был редактором студенческого журнала
"Granta". Первые произведения Милна были
опубликованы в юмористическом журнале
"Панч", где он работал помощником редактора.
Под влиянием Уэллса Милн переработал сюжеты
своих скетчей в более объемные произведения.
Первая книга - "Влюбленные в Лондоне" - была
опубликована в 1905 году.
Во время войны служил во
Франции. После войны Милн продолжил литературную
деятельность. Он писал романы, пьесы, стихи, но
всемирную известность принесли ему сказки о
медвежонке Винни-Пухе.
В 1922 году писатель опубликовал
классический детектив "Загадка Рэд Хауза".
Детективное творчество писателя невелико.
Помимо "Загадки" и нескольких сборников
рассказов он написал роман "Четырехдневное
чудо" и драму "Четвертая стена".
В 1952 году писатель перенес
неудачную операцию на мозге и последние 4 года
жизни был инвалидом. Скончался Милн в Хартфилде 31
января 1956 года. После смерти его жены в 1971 году
часть доходов от переиздания книг о Винни-Пухе
поступает в Королевский литературный фонд для
помощи начинающим писателям.
- Назовите героев сказки:
Всегда грустный мишка
Винни-Пух
Веселый поросенок.
Пятачок
Сова
Очень умный и рассудительный
Учитель. Куда же пригласил нас Ослик Иа? (На день рождения).
Ну что, ребята, пойдем к нему? (Да).
Но по пути нам встретятся разные задания, а справятся с ними самые внимательные.
Ребята, а что обычно берут с собой, идя на день рождения? (Подарки). Давайте и мы сделаем Ослику подарок. А для того, чтобы он получился красивым и полезным, вспомним наши знания о звуках и буквах.
2) Повторение изученного о звуках речи.
- Игра “Закончи предложение”
- Наша речь состоит ……Предложения состоят из … ..
Слова делятся на ……..
Звуки речи бывают разные……..
Гласные звуки произносятся …….
Согласные звуки бывают…….
Сегодня у Ослика Иа день рождения, и он прислал нам письмо:
Дети хором повторяют за учителем.
На день рождения друзей
Хочу я пригласить,
Хочу испечь огромный торт
Всех вас угостить. [1]
3) Знакомство с новым материалом.
- Пятачок занят выбором подарка для Ослика. Поможем Пятачку составить схему слова торт?
ТОРТ – звуко-буквенный анализ
- Мы тоже с удовольствием угостим ослика ИА. Мальчики угостят ослика соком, а девочки подарят ему мёд.
(Самостоятельное составление схем слов)
Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5 в доме спрятались опять.
На двери висел замок,
Никто его открыть не мог.
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Как же показать, что в слове МЁД звук (М,) произносится мягко?
ВЫВОД: Для этого есть буква Ё. Она обозначает звук(О) ,и командует букве согласного перед ней: ЧИТАЙСЯ МЯГКО!!!
БУКВА О и БУКВА Ё
Нам нужны для звука (О).
Слушать надо звук согласный
Он всегда нам скажет ясно:
Если слышим МО и НО,
Значит, в слове буква О.
Если слышим Мё и Нё,
Значит, в слове буква Ё.
После твёрдых - буква О,
После мягких - буква Ё.
- Сова и Винни-Пух купили в подарок волшебные воздушные шарики.
- Упражнение в различении буквы для обозначения звука (О)
Хор, мост, лён, нос, нёс, кот, лёд пёс , крот.
ВЫВОД ПО АЗБУКЕ с.40
4) ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
Я – Кролик – умный и рассудительный. Не люблю лентяев, неучей и хулиганов. Ко мне часто приходят в гости мои друзья, и я настолько тактичный, что даже не напоминаю им, если они не забываются и долго не уходят домой.
Упражнения для язычка:
“иголочка”,
“маятник”,
“чистим зубки”,
“горка”.
Дети выполняют упражнения, осуществляя контроль
над правильностью, используя индивидуальные
зеркальца.
- Скороговорка
Какой звук часто повторяется в скороговорке?
В поле Фрося полет просо
Сорняки выносит Фрося.
- Работа в паре (чтение гласных)
- Чтение слогов с.40 , Разворот Азбуки
- Винни-Пух опустошил горшочек с медом.
Обведение буквы по пунктиру и чтение слогов.
* чтение текста “Хорошо живёт на свете ….
Игра “Слоговой аукцион”
а | я | о | ё | У | |
м | ма | мя | МО | мё | му |
л | ла | ля | ло | лё | лу |
н | на | ня | но | не | ну |
р | ра | ря | ро | рё | РУ |
X | ха | — | хо | — | ху |
с | са | [ ся | со | сё | су |
3 | за | зя | 30 | зё | зу |
к | ка | — | ко | —- | ку |
г | га | — | го | — | ГУ |
т | та | тя | то | те | ту |
д | да | ДЯ | ДО | Дё | ДУ |
в | ва | вя | во | вё | ву |
ф | фа | — | фо | фё | Фу |
п | па | пя | по | пё | пу |
б | ба | бя | бо | бё | бу |
ш | ша | — | шо | шё | шу |
ж | жа | — | жо | же | жу |
ц | ца | — | цо | — | цу |
ч | ча | — | ---- | чё | чу |
щ | ща | — | —. | щё | щу |
и | аи | яй | ой | ей | — |
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Я пойду во поле погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Итог урока:
Что нового узнали о букве О?
Что запомнилось на уроке?