Урок обучения грамоте "Звук (о), буква О"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство с ролью букв О, Ё в обозначении звука (о) и твёрдости-мягкости согласных в словах.
  • Обучение чтению прямых слогов с твёрдыми и мягкими согласными звуками.
  • Развитие фонематический слух, умение проводить звуко-буквенный анализ слов, повышение интереса детей к предмету и расширению их кругозора.
  • Воспитание навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях, а также этических принципов.

 1) Организационный момент.

Учитель: Как живешь ты, первый “Б”?
Дети: (показывая движения) Вот так!
У. Утром в школу как идешь?
Д. (показывая движения) Вот так!
У. Дома ночью как ты спишь?
Д. (показывая движения) Вот так!
У. А за партой как сидишь?
Д. (показывая движения) Вот так!

Внимание? Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.

Учитель

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Ребята, вы, наверное, все знаете Винни-Пуха и его друзей (на доске рисунки: Винни-Пух, Пятачок, Сова, Ослик Иа). Где вы могли с ними встречаться? (В книге, в мультфильме). Александр Милн, английский писатель, рассказал о них в книге “Винни-Пух и все-все-все”. [3] (Показать книгу).

Алан Александр Милн
(1882-1956)

Родился в Лондоне в семье школьного учителя. Отец Алана основал частную школу, в числе преподавателей которой был известный писатель Герберт Уэллс, ставший учителем, другом и литературным наставником Алана.
      Обладая незаурядными математическими способностями, Милн получил стипендию на обучение в Вестминстерской школе. Во время обучения в колледже Тринити в Кембридже Алан был редактором студенческого журнала "Granta". Первые произведения Милна были опубликованы в юмористическом журнале "Панч", где он работал помощником редактора. Под влиянием Уэллса Милн переработал сюжеты своих скетчей в более объемные произведения. Первая книга - "Влюбленные в Лондоне" - была опубликована в 1905 году.
      Во время войны служил во Франции. После войны Милн продолжил литературную деятельность. Он писал романы, пьесы, стихи, но всемирную известность принесли ему сказки о медвежонке Винни-Пухе.
      В 1922 году писатель опубликовал классический детектив "Загадка Рэд Хауза". Детективное творчество писателя невелико. Помимо "Загадки" и нескольких сборников рассказов он написал роман "Четырехдневное чудо" и драму "Четвертая стена".
      В 1952 году писатель перенес неудачную операцию на мозге и последние 4 года жизни был инвалидом. Скончался Милн в Хартфилде 31 января 1956 года. После смерти его жены в 1971 году часть доходов от переиздания книг о Винни-Пухе поступает в Королевский литературный фонд для помощи начинающим писателям.
- Назовите героев сказки:

Всегда грустный мишка

Винни-Пух

Веселый поросенок.

img4.jpg (39617 bytes)

Пятачок

Сова

Очень умный и рассудительный

Учитель. Куда же пригласил нас Ослик Иа? (На день рождения).

Ну что, ребята, пойдем к нему? (Да).

Но по пути нам встретятся разные задания, а справятся с ними самые внимательные.

Ребята, а что обычно берут с собой, идя на день рождения? (Подарки). Давайте и мы сделаем Ослику подарок. А для того, чтобы он получился красивым и полезным, вспомним наши знания о звуках и буквах.

2) Повторение изученного о звуках речи.

  • Игра “Закончи предложение”
  • Наша речь состоит ……Предложения состоят из … ..

Слова делятся на ……..
Звуки речи бывают разные……..
Гласные звуки произносятся …….
Согласные звуки бывают…….

Сегодня у Ослика Иа день рождения, и он прислал нам письмо:

Дети хором повторяют за учителем.

На день рождения друзей
Хочу я пригласить,
Хочу испечь огромный торт
Всех вас угостить. [1]

3) Знакомство с новым материалом.

  • Пятачок занят выбором подарка для Ослика. Поможем Пятачку составить схему слова торт?

ТОРТ – звуко-буквенный анализ

  • Мы тоже с удовольствием угостим ослика ИА. Мальчики угостят ослика соком, а девочки подарят ему мёд.

(Самостоятельное составление схем слов)

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 в доме спрятались опять.
На двери висел замок,
Никто его открыть не мог.
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.

Как же показать, что в слове МЁД звук (М,) произносится мягко?

ВЫВОД: Для этого есть буква Ё. Она обозначает звук(О) ,и командует букве согласного перед ней: ЧИТАЙСЯ МЯГКО!!!

БУКВА О и БУКВА Ё

Нам нужны для звука (О).
Слушать надо звук согласный
Он всегда нам скажет ясно:
Если слышим МО и НО,
Значит, в слове буква О.
Если слышим Мё и Нё,
Значит, в слове буква Ё.
После твёрдых - буква О,
После мягких - буква Ё.

  • Сова и Винни-Пух купили в подарок волшебные воздушные шарики.

  • Упражнение в различении буквы для обозначения звука (О)

Хор, мост, лён, нос, нёс, кот, лёд пёс , крот.

ВЫВОД ПО АЗБУКЕ с.40

4) ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Я – Кролик – умный и рассудительный. Не люблю лентяев, неучей и хулиганов. Ко мне часто приходят в гости мои друзья, и я настолько тактичный, что даже не напоминаю им, если они не забываются и долго не уходят домой.

Упражнения для язычка:
“иголочка”,
“маятник”,

“чистим зубки”,
“горка”.
Дети выполняют упражнения, осуществляя контроль над правильностью, используя индивидуальные зеркальца.

  • Скороговорка

Какой звук часто повторяется в скороговорке?

В поле Фрося полет просо
Сорняки выносит Фрося.

  • Работа в паре (чтение гласных)
  • Чтение слогов с.40 , Разворот Азбуки
  • Винни-Пух опустошил горшочек с медом.

Обведение буквы по пунктиру и чтение слогов.

* чтение текста “Хорошо живёт на свете ….

Игра “Слоговой аукцион”

  а я о ё У
м ма мя МО мё му
л ла ля ло лё лу
н на ня но не ну
р ра ря ро рё РУ
X ха хо ху
с са [ ся со сё су
3 за зя 30 зё зу
к ка ко —- ку
г га го ГУ
т та тя то те ту
д да ДЯ ДО Дё ДУ
в ва вя во вё ву
ф фа фо фё Фу
п па пя по пё пу
б ба бя бо бё бу
ш ша шо шё шу
ж жа жо же жу
ц ца цо цу
ч ча ---- чё чу
щ ща —. щё щу
и аи яй ой ей

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Я пойду во поле погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.

Итог урока:

Что нового узнали о букве О?
Что запомнилось на уроке?

Презентация