Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель:

  1. Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
  2. Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
  3. Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

Оформление урока:

  1. Презентация «Мой край».
  2. Текст рассказа «Васюткино озеро».
  3. Карта России.
  4. «Васюткина» карта.
  5. Кроссворды учащихся.

Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы»).

Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.

Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. (слайд) Природа… Какая она? Какие отношения между природой и людьми?

(Стихи наизусть).

На песчаном увале серебрится осина,
Остролистую зелень распускает лоза…
И на насыпи снежной след протаял лосиный,
И мерцают гольцов голубые глаза.

(Юрий Николаев).

Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого? (Георгий Скребицкий).

Мы с вами уже много говорили о нашем крае, нашей природе. Виктор Петрович Астафьев – писатель сибиряк, он писал о краях, похожих на наши. (слайды) А также о людях, живущих здесь, людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний. Наверное, и мы с вами можем гордиться тем, что живем в столь суровом краю. Мы пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Лесовиков, выйдем на просеку юных натуралистов и… возможно доберемся до берега Успеха.

В конце урока в маршрутных листах ваших групп вы оцените работу каждого.

Первый этап: Опушка Архивариусов.

Ребята, расскажите, чем занимаются архивариусы?

(ответ: работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).

  1. Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, его детских рассказах?
  2. Послушаем историю создания рассказа «Васюткино озеро».

Какое из названий вам понравилось больше? Понравился ли рассказ?

Второй этап: Поляна Литераторов.

  1. На какой реке происходит действие рассказа?
  2. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 84 учебника).
  3. Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Юннатов.
  4. Обратимся к тексту на стр. 84 учебника (автор М.Б. Ладыгин). Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?
  5. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было. Инсценировка «Сборы Васютки в тайгу» - Литераторы. (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов).
  6. Толкование слов: тайга, затеси - Архивариусы.
  7. Сообщение «Тайга и её обитатели». – Лесовики.
  8. Работа с текстом:
  • Найдите описание тайги (стр. 93 – 94) по тексту рассказа «Васюткино озеро».
  • Какую оплошность допустил мальчик?
  • Кто виноват в том, что он заблудился?
  • Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки?
  • Какие глаголы помогают передать этот азарт (стр. 182-183 учебника)?
  • Когда Васютка понял, что он заблудился?
  • Какой вывод мы можем сделать из пейзажных зарисовок?

Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.

Работа со слайдом. Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке:

  • Лес;
  • Поляна;
  • Тропинка;
  • Озеро;
  • Берег.

Необходимо определить, как эти места будут называться на созданных нами «Васюткиных картах»:

  • Успеха;
  • Отчаянья;
  • Надежды;
  • Страха;
  • Уверенности.

(Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).

  • Объясните, чувствуется ли в этих названиях, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим».
  • Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. 90 - 91).
  • Какой вывод мы можем сделать, обращая внимание на пейзажные зарисовки?

Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

  • Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился» (Текст на стр. 93).
  • Как бы вы повели себя в такой обстановке?

Третий этап: Просека юных натуралистов.

Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

  • Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 91 по тексту).
  • Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

Четвертый этап: Родник Лесовиков.

  • Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
  • Ситуации «Если ты заблудился».
  • На какой день перед Васюткой оказалось озеро?
  • Почему озеро назвали Васюткиным?
  • В чём проявлялся практицизм, умение выжить?

Памятка №1. Советы идущему в лес.

  1. Подумай тщательно маршрут.
  2. Не забудь взять компас.
  3. Возьми спички для костра.
  4. Захвати с собой теплые вещи.
  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Памятка №2 Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Осмотри место, где находишься.
  3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  4. Разожги костер, приготовь пищу.
  5. Подготовь место для ночлега.
  6. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Пятый этап: Берег Успеха.

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?

Сумел он добраться до своего берега Успеха?

А мы? Оцените работу своих групп в маршрутных листах.

Шестой этап: Домашнее задание.

Написать письмо Васютке.

Седьмой этап: Итог урока.

Разгадывание кроссвордов, подготовка к работе с тестами на следующем уроке. Если остается время, группы могут загадать друг другу загадки на тему «Лес».

Материалы к уроку.

Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (верховья в Туве). дл. 3487 км. Образуется слиянием большого В. (Бий-Хем) и Малого Е. (Ка-Хем). Течет по Тувинской котловине, где называется Верх. Е. (Улуг-Хем), через Зап. Саян, Минусинскую котловину; впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска. На Енисее стоят— Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска, морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство. На Енисее стоят города Кызыл, Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др.

Глухари, род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь— от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь— от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря — межняк.

Тайга, хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц — глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.

Предварительная подготовка:

Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».

Предварительное задание группам:

Всем – прочитать текст до конца, желающим нарисовать иллюстрации, создать «лесные» кроссворды по тексту рассказа;

«Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;

«Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Литераторы» - подготовить инсценировку по рассказу.

Приложения:

  1. Приложение 1 (Маршрутный лист);
  2. Приложение 2 (Сценка по тексту рассказа);
  3. Приложение 3 (Монолог Васютки);
  4. Приложение 4 (Загадки о природе);
  5. Приложение 5 (Презентация);
  6. Приложение 6 (Кроссворды учащихся).