Цель конкурса: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.
Задачи конкурса:
- вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.
- повторить признаки сказки;
- актуализировать понятия “слова- архаизмы”, “ художники- иллюстраторы”;
- прививать интерес к чтению;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, здорового соперничества.
Оборудование:
- Портрет А.С.Пушкина.
- Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.
- Плакаты с названиями команд.
- “Изумруды” для подсчёта баллов.
- Абак для выставления “изумрудов” каждой команде.
- Костюмы Бабы Яги, Старика, Кота учёного.
- Призы.
- Пакеты с заданиями.
- Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художников Д.Лолуа и М Чаниашвили.
- Два мешочка. В одном из них яблоко и звезда, во втором- орешки и зеркальце.
Оформление:
- Выставка книг.
- Портрет писателя.
- Надпись на доске: “Что за прелесть эти сказки…” (Пушкин А.С.)
- Рисунки детей к сказкам.
Ход командного конкура :
I.Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
“Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт.”
И сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
II. Выбор жюри.
Почётное право оценить эти знания предоставляется …(одному из гостей)
Ученик:
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит!
Тот, кто меньше ошибётся,
Тот у нас и победит.
А оценивать я предлагаю с помощью того, что лежало в золотых орешках белочки- чудесницы. Что это? (“Ядра - чистый изумруд”). Кто больше наберёт “изумрудов”, тот и победит.
III. Представление команд.
Команда “Лукоморье”
Девиз: “ Не в волшебстве наша сила, а в дружбе”
Команда “33 богатыря”
Девиз: “Нет на свете нас прилежней, и храбрее и надежней”
IV. Разминка.
Какие сказки написал А.С.Пушкин?
1. “ Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
2. “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
3. “ Сказка о золотом петушке”.
4. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.
5. “Сказка о попе и работнике его Балде”.
Назовите признаки сказки?
- Сказочные герои.
- Волшебство и чудеса.
- Зачин.
- Концовка.
- Возможна присказка.
- Сказочные речевые обороты, устаревшие слова (архаизмы), наличие пословиц и поговорок.
- Победа добра над злом.
V. Конкурс “Слова – архаизмы”
(Под музыку еле-еле входит Баба Яга, тащит за собой метлу)
Баба Яга:
Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не метёт метла,
Не летит она.
Не могу я перевести слова заклятия для метлы
С устаревшего языка на современный.
Ведущий:
Придется помочь Бабе Яге, иначе придётся ей ходить пешком. А она уже старенькая.
(Команды получают конверты)
Задание:
Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:
вороты | лоб |
очи | глаза |
перст | палец |
чело | ворота |
воитель | губы |
рыбарь | воин |
рать | рыбак |
уста | войско |
старче | старик |
(После подведения итога)
Баба Яга:
Заработала метла,
Знать, задача решена!
(Баба Яга под музыку верхом на метле “улетает” из класса).
VI. Шифровки.
Ведущий:
Из кармана Бабы Яги выпали два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина.
Задание:
GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).
JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).
WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).
JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).
VII. Задания Кота учёного.
Ведущий:
К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж. Я начну читать , а вы помогайте:
“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом. (Входит Кот)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит”.
Кот учёный:
Не случайно я к вам зашёл.
Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я – Кот учёный.
(Поэма “Руслан и Людмила”)
Ответьте на мои вопросы.
Задания:
- Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря?
- На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
- С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
- Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
- Какую песню исполняла белка-чудесница?
- Сколько раз забрасывал старик сеть в море?
- Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке?
- Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
- На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
- Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (ветер)
VIII. Узнай по иллюстрации.
Ведущий:
Книги А.С Пушкина всегда пользуются большой популярностью. Многие художники считают за честь иллюстрировать их. Угадай сказку по иллюстрации.
(Ведущий показывает иллюстрации и называет фамилию художника)
IX. Конкурс капитанов.
Ведущий:
Кому и в какую сказку нужно вернуть эти предметы?
X. Перепутанные сказки.
(Входит Старик)
Старик:
Уж совсем разбранилась моя старуха.
Не даёт старику мне покоя.
От такого шума все сказки перепутались.
Помогите разобраться.
Ведущий:
Думаю, команды помогут старику узнать, фрагменты из каких двух сказок перепутались.
Задания:
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка и молодицу,
И садятся все за стол,
И весёлый пир пошёл.
И царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывала.
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала.
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись извинилась,
Что де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
“Здравствуй, Балда, мужичок,
Какой тебе надобен оброк?”
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
И румяней и белее.
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.
XI. Блиц- турнир.
Команды задают друг другу подготовленные вопросы.
XII.Конкурс чтецов.
(Заранее подготовленные дети читают наизусть отрывки из сказок А.С. Пушкина)
XIII. Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий:
Вот и закончились наши конкурсы. Вы показали прекрасное знание сказок А.С.Пушкина.
Слово жюри.
Ведущий:
Но главной наградой для каждого из нас остаются прекрасные сказки Александра Сергеевича.
Ученики:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
“У лукоморья дуб зеленый”
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвндона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!