Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цели:
- формировать умения и навыки сложения и вычитания смешанных чисел;
- расширить знания об окружающей природе;
- развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память;
- воспитывать чувство ответственности, товарищества и коллективизма.
1. Сообщение темы урока
– Тема нашего урока – «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сегодня мы с вами продолжим формировать умения и навыки в нахождении суммы и разности смешанных чисел, будем развивать у себя внимание, память, само и взаимоконтроль, а также воспитывать в себе чувство ответственности и товарищества.
2. Вопросы и устные упражнения
- А сейчас давайте вспомним: Как сложить смешанные числа? Как выполнить вычитание смешанных чисел? Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
- Вычислить:
(с объяснением, остальные можно комментировать)
; ; ; ; ; ;
- Найти расстояние от точки с координатой 3 до точки с координатой 5; от точки с координатой 7 до точки с координатой 2. А как зная координаты двух точек можно найти расстояние между ними? (т.е, от координаты правого конца вычесть координату левого конца)
3. Сравнение дробей новым способом (элемент углубления)
– А теперь, ребята, работаем в тетрадях.
Сравнить следующие дроби и .
Как мы можем это сделать? (Привести к общему
знаменателю).
– Как вы считаете быстро это можно сделать, глядя
на знаменатели? Сегодня мы научимся сравнивать
«страшные» на первый вид дроби очень быстро, не
приводя к общему знаменателю; на примере простых
дробей и . –– Мы знаем какая
из них больше? ( >
) . Изобразим эти
дроби на координатном луче, взяв за единичный
отрезок шесть клеток
0
1
Вопросы:
– Как расположены на координатном луче дроби и по отношению к 1? (Левее)
– А если рассмотреть расстояние от данных дробей
до 1? (До меньше)
– А как найти соответствующее расстояние? (; )
– Сравним эти разности. < .
– А цель у нас какая была? (Сравнить дроби и ).
– Попробуйте сделать вывод о сравнении дробей,
используя найденные разности. (Если разность
между соответствующей дробью меньше, то она
будет большей).
– А теперь вернемся к нашим дробям. Что мы должны
сделать первым шагом? (Найти разность)
1) ;
2) сравнить разности >
3) сделать вывод о сравнении дробей <
– Дома вам предстоит сравнить подобным образом дроби и .
4. Закрепление изученного материала
№ 377 (о,п) – на доске и в тетрадях.
№ 377 (е,н) с комментированием на месте
№ 378 (в) на доске и в тетрадях
№378 (б) самостоятельно с последующей проверкой
(два ученика работают за крыльями доски)
№382 – на доске и в тетрадях.
5. Физминутка (с мячом)
Правила игры: Ученик, получивший мяч, отвечает на вопрос и отдает мяч учителю. Если ответ неверен или ученик не ответил на вопрос, мяч также возвращается учителю. И вопрос переадресовывается другому ученику.
Примерные задания:
Сократить дробь: …
6. Математика и природа
– Сегодня мы продолжаем решение задач из серии «Математика и природа» и познакомимся еще с одним дикорастущим растением. Название закодировано в таблице (См. приложение). Каждый ряд решает по три задания. Тот, кто правильно справится с заданием, становится консультантом на своем ряду. И пока весь ряд не справится с заданием, второе задание не открывается. Побеждает тот ряд кто дисциплинированнее и быстрее справится с заданиями.
В конце этой работы подвести итог. Если задание выполнено верно, должно получится слово «ОДУВАНЧИК». Лучший ряд награждается календарями, открытками на память.
– Сейчас консультанты раздадут вам карточки (см. Приложение). Познакомившись с ними, вы узнаете о лекарственных свойствах одуванчика, кроме этого Вам будет предложен оригинальный рецепт салата, возможно весной кто-то сделает его. Обратите внимание, что здесь же содержится ваше домашнее задание, номера те же, но буквы другие.
7. Итог урока
– Итак, сегодня мы с вами отрабатывали умение и
навыки в сложении и вычитании смешанных чисел,
познакомились с новым лекарственным растением.
– А чему мы еще научились на уроке? (Сравнивать
дроби новым способом).
– Консультанты не забудьте сдать список
учеников с оценками. Спасибо всем за работу.
8. Домашнее задание: п. 12; № 415 (в, г, з), №
419.
Сравнить дроби, не приводя к общему знаменателю и .