Открытый урок математики в 6-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Разделы: Математика


Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цели:

  • формировать умения и навыки сложения и вычитания смешанных чисел;
  • расширить знания об окружающей природе;
  • развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память;
  • воспитывать чувство ответственности, товарищества и коллективизма.

1. Сообщение темы урока

– Тема нашего урока – «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сегодня мы с вами продолжим формировать умения и навыки в нахождении суммы и разности смешанных чисел, будем развивать у себя внимание, память, само и взаимоконтроль, а также воспитывать в себе чувство ответственности и товарищества.

2. Вопросы и устные упражнения

  1. А сейчас давайте вспомним: Как сложить смешанные числа? Как выполнить вычитание смешанных чисел? Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
  2. Вычислить:

        (с объяснением, остальные можно комментировать)

;          ;          ;          ;          ;          ;

  1. Найти расстояние от точки с координатой 3 до точки с координатой 5; от точки с координатой 7 до точки с координатой 2. А как зная координаты двух точек можно найти расстояние между ними? (т.е, от координаты правого конца вычесть координату левого конца)

3. Сравнение дробей новым способом (элемент углубления)

– А теперь, ребята, работаем в тетрадях. Сравнить следующие дроби  и . Как мы можем это сделать? (Привести к общему знаменателю).
– Как вы считаете быстро это можно сделать, глядя на знаменатели? Сегодня мы научимся сравнивать «страшные» на первый вид дроби очень быстро, не приводя к общему знаменателю; на примере простых дробей  и . –– Мы знаем какая из них больше? ( > ) . Изобразим эти дроби на координатном луче, взяв за единичный отрезок шесть клеток

                           

0                                  1

Вопросы:

– Как расположены на координатном луче дроби  и  по отношению к 1? (Левее)
– А если рассмотреть расстояние от данных дробей до 1? (До  меньше)
– А как найти соответствующее расстояние? (;   )
– Сравним эти разности.  < .
– А цель у нас какая была? (Сравнить дроби  и ).
– Попробуйте сделать вывод о сравнении дробей, используя найденные разности. (Если разность между соответствующей дробью меньше, то она будет большей).
– А теперь вернемся к нашим дробям. Что мы должны сделать первым шагом? (Найти разность)
1) ;      
2) сравнить разности  >
3) сделать вывод о сравнении дробей  <

– Дома вам предстоит сравнить подобным образом дроби  и .

4. Закрепление изученного материала

№ 377 (о,п) – на доске и в тетрадях.
№ 377 (е,н) с комментированием на месте
№ 378 (в) на доске и в тетрадях
№378 (б) самостоятельно с последующей проверкой (два ученика работают за крыльями доски)
№382 – на доске и в тетрадях.

5. Физминутка (с мячом)

Правила игры: Ученик, получивший мяч, отвечает на вопрос и отдает мяч учителю. Если ответ неверен или ученик не ответил на вопрос, мяч также возвращается учителю. И вопрос переадресовывается другому ученику.

Примерные задания:

Сократить дробь:                      

6. Математика и природа

– Сегодня мы продолжаем решение задач из серии «Математика и природа» и познакомимся еще с одним дикорастущим растением. Название закодировано в таблице (См. приложение). Каждый ряд решает по три задания. Тот, кто правильно справится с заданием, становится консультантом на своем ряду. И пока весь ряд не справится с заданием, второе задание не открывается. Побеждает тот ряд кто дисциплинированнее и быстрее справится с заданиями.

В конце этой работы подвести итог. Если задание выполнено верно, должно получится слово «ОДУВАНЧИК». Лучший ряд награждается календарями, открытками на память.

– Сейчас консультанты раздадут вам карточки (см. Приложение). Познакомившись с ними,  вы узнаете о лекарственных свойствах одуванчика, кроме этого Вам будет предложен оригинальный рецепт  салата, возможно  весной  кто-то  сделает его. Обратите внимание, что здесь же содержится ваше домашнее задание, номера те же, но буквы другие.

7. Итог урока

– Итак, сегодня мы с вами отрабатывали умение и навыки в сложении и вычитании смешанных чисел, познакомились с новым лекарственным растением.
– А чему мы еще научились на уроке? (Сравнивать дроби новым способом).
– Консультанты не забудьте сдать список учеников с оценками. Спасибо всем за работу.

8. Домашнее задание: п. 12; № 415 (в, г, з), № 419.
Сравнить дроби, не приводя к общему знаменателю  и .