Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка и формирования его отношения к школе.
В последние годы растет число учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала с первых дней обучения. Жалобы учителей и родителей одинаковы: ребенок не хочет учиться или учится ниже своих возможностей. Причины неуспеваемости могут быть самые различные и у каждого ученика свои, более того, они остаются скрытыми для учителей и родителей, поскольку все видят лишь конечный (внешний) результат учебной деятельности, а как она строится, ее самостоятельность, осознаваемость, полноту, адекватность – не видят.
При психологическом исследовании учащихся в большинстве случаев выявляется интеллектуальная пассивность и невладение эффективными приемами организации мыслительных действий, приемов запоминания.
Коррекционно-развивающие занятия предназначены для детей 6-7 лет при подготовке к школе и в процессе обучения в первом классе. Данные занятия составлены с использованием материалов многих пособий. Их можно использовать для проведения факультативов еженедельно или ежедневно часть занятия в начале первого урока. Автором занятия проводятся в течение 5 лет и дают устойчивый положительный результат. Подготовка к занятиям не требует большой подготовки для учителя (кроме ксерокопирования материалов), а задания вызывают интерес у детей.
На занятиях используются следующие задания:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» 1-2 минуты.
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности влияет на увеличение объема памяти, устойчивости внимания, усиление психомоторных процессов.
«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ» 10-15 минут.
Задания способствуют развитию памяти, вниманию, мышления, воображения, позволяют разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.
«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ» 3-5 минут.
Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу, но и готовит руку к письму, развивает внимание и мышление.
«ЛОГИЧЕСКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ» 10 минут.
Эти задания обучают детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности.
«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ» 1-2 минуты.
Выполнение гимнастики для глаз поможет как
повышению остроты зрения, так и снятию
зрительного переутомления и достижению
состояния зрительного комфорта.
«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 5 минут.
Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво и аккуратно писать и логически мыслить. При регулярном выполнении таких упражнений у ребенка появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость, внимание.
Использованная литература:
- Л.Тихомирова Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва 2000г.
- Л.Тихомирова «Логика. Дети 7-10 лет» Ярославль, 2005г.
- М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин «Страна пальчиковых игр» С-Петербург, 1997г
- Н.Ф.Круглова «Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения» Москва, 2004 г.
- Т.Н.Князева «Я учусь учиться» Москва, 2004г.
- О.Холодова «Юным умника и умницам» Москва, 2006
- А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» Москва, 1996
- О.Узорова, Е.Нефедова «350 упражнений для подготовки детей к школе» Москва, 2000