Цели:
- Познакомить с особенностями развития промышленности и сельского хозяйства республики; выявить проблемы;
- Проверить знания учащихся о межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства России; выявлять причинно-следственные связи;
- Продолжить формирование знаний, умений и навыков работы с картами, текстом учебника, статистическими данными;
- Содействовать формированию патриотического и экологического воспитания учащихся.
Оборудование:
Телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный аппарат, настенные карты “Физическая карта РТ”, “Экономическая карта РТ”, учебники для 9 классов
А.С. Тайсин “География РТ”, В.Я. Ром, В.П. Дронов “География России: население и хозяйство”, атласы по географии для 9 кл., тетради.
Ход урока
Дорогие, ребята, мы полностью изучили межотраслевые комплексы России.
Итак, давайте вспомним, какие же межотраслевые комплексы мы изучили (кроссворд).
- Комплекс, включающий в себя нефтяную, газовую, угольную промышленности и электроэнергетику.
- Какой комплекс включает в себя все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний?
- Комплекс, обеспечивающий все отрасли промышленности, сельское хозяйство и население разнообразными машинами и механизмами?
- Промышленность, создающая новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить сырьё и труд людей.
- Комплекс, включающий в себя отрасли растениеводства и животноводства.
- Комплекс, основная функция которого перевозка грузов и пассажиров.
- Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы.
- Какая отрасль включает в себя текстильную, швейную, меховую и кожевенно-обувную промышленности?
- Комплекс, производящий военную технику, боеприпасы и оружие.
(Ключевое слово Татарстан)
- О каком же субъекте РФ пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Татарстан).
(видеосюжет о Татарстане)
Цель нашего урока сегодня – познакомиться с особенностями развития промышленности и сельского хозяйства республики; выявить проблемы.
- В составе какого экономического района России находится РТ? (Поволжье).
- На территории какой равнины и в какой части находится наша республика? (На юго-востоке Восточно-Европейской равнины).
- Прежде чем мы перейдём к особенностям ЭГП республики, давайте вспомни особенности ГП Татарстана (презентация).
- Какими природными ресурсами богата территория республики?
(Топливными, водными, почвенными, агроклиматическими, менее – минеральными, лесными).
- Какие отрасли промышленности могут развиваться на собственных ресурсах? (Нефтяная, газовая, электроэнергетика, химическая, промышленность строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленности).
- Татарстан – экономически развитая республика, имеющая выгодное географическое положение и обладающая большим экономическим потенциалом. Основу экономики составляет рыночное хозяйство. Вспомните, что такое рыночная экономика, какие она имеет “+” и “-”?
- Давайте определим факторы, благоприятно сказывающиеся на развитии экономики Татарстана. Для этого вспомним особенности ЭГП Поволжья.
(Стр.134 в учеб.)
- Ведущими отраслями в республике являются нефте-газодобыча и электроэнергетика, машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленности. Какая из этих отраслей развита на привозном сырье? (машиностроение).
- Какое направление имеет машиностроение в республике? (наукоёмкое и трудоёмкое).
- По тексту учебника на стр.135 определите основные виды промышленной продукции отраслей специализации.
- Продолжая работать по тексту учебника, определите главные продукты экспорта и импорта в республике (Схема).
Вывод: экономика Татарстана тесно связана и зависит от экономических связей с регионами России и СНГ.
- В учебнике географии Рома и Дронова откройте стр. 73 рисунок 24 – регионы России с преобладанием различных историко-экономических систем.
Определите – на какой стадии развития находится наша республика? (индустриальной и обширные территории с преобладанием сельского хозяйства и очагами промышленности). Историческое развитие Татарстана, как и всей России было аграрным.
- Какие факторы благоприятствуют развитию сельского хозяйства в Татарстане? (рельеф, климат, почвы - стр. в учеб. Тайсина 100).
Основные сельскохозяйственные районы – это юг республики (текст в учеб. Тайсина 136).
Проблемы в АПК – не полностью обеспечиваем себя продуктами питания, т.к. республика находится в зона рискованного земледелия.
Но по другим отраслям народного хозяйства республика стоит в числе передовых регионов России. Но чтоб добиться таких результатов и превратиться из аграрной в индустриальную – потребовалось несколько десятилетий.
Поэтапное развитие:
I – лёгкая промышленность;
II – машиностроение и химическая – история, ВОВ;
III – нефте и газодобыча.
(Основные центры промышленных узлов показать на карте).
Обобщение:
- Перечислите основные факторы, влияющие на экономику РТ?
- Назовите основные отрасли специализации по удельному весу производимой продукции в промышленности и сельском хозяйстве.
- Покажите наиболее крупные промышленные центры РТ.
Природные богатства мы не получили в наследство от наших предков, а взяли взаймы у наших потомков. Из перечисленных утверждений определите, какие относятся к рациональному и нерациональному природопользованию:
1) рациональное природопользование
2) нерациональное природопользование
А) не приводит к резкому изменению прородно-ресурсного потенциала территории;
Б) охрана не возобновляемых природных ресурсов;
В) получение только экономического эффекта;
Г) расширение природоэксплуатирующих производств;
Д) охрана живой природы;
Е) экологический кризис;
Ж) духовное и физическое здоровье человека.
(В конце урока включается видеосюжет о Татарстане и выставляются оценки).
Домашнее задание:
Стр. в учебнике Тайсина 137-139, вопрос 3; подготовить проектные работы о крупнейших предприятиях Татарстана (реферат, газета, рекламный буклет)