Урок изучения новой темы "Общая характеристика народного хозяйства Республики Татарстан"

Разделы: География


Цели:

  • Познакомить с особенностями развития промышленности и сельского хозяйства республики; выявить проблемы;
  • Проверить знания учащихся о межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства России; выявлять причинно-следственные связи;
  • Продолжить формирование знаний, умений и навыков работы с картами, текстом учебника, статистическими данными;
  • Содействовать формированию патриотического и экологического воспитания учащихся.

Оборудование:

Телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный аппарат, настенные карты “Физическая карта РТ”, “Экономическая карта РТ”, учебники для 9 классов

А.С. Тайсин “География РТ”, В.Я. Ром, В.П. Дронов “География России: население и хозяйство”, атласы по географии для 9 кл., тетради.

Ход урока

Дорогие, ребята, мы полностью изучили межотраслевые комплексы России.

Итак, давайте вспомним, какие же межотраслевые комплексы мы изучили (кроссворд).

  1. Комплекс, включающий в себя нефтяную, газовую, угольную промышленности и электроэнергетику.
  2. Какой комплекс включает в себя все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний?
  3. Комплекс, обеспечивающий все отрасли промышленности, сельское хозяйство и население разнообразными машинами и механизмами?
  4. Промышленность, создающая новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить сырьё и труд людей.
  5. Комплекс, включающий в себя отрасли растениеводства и животноводства.
  6. Комплекс, основная функция которого перевозка грузов и пассажиров.
  7. Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы.
  8. Какая отрасль включает в себя текстильную, швейную, меховую и кожевенно-обувную промышленности?
  9. Комплекс, производящий военную технику, боеприпасы и оружие.

(Ключевое слово Татарстан)

- О каком же субъекте РФ пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Татарстан).

(видеосюжет о Татарстане)

Цель нашего урока сегодня – познакомиться с особенностями развития промышленности и сельского хозяйства республики; выявить проблемы.

- В составе какого экономического района России находится РТ? (Поволжье).

- На территории какой равнины и в какой части находится наша республика? (На юго-востоке Восточно-Европейской равнины).

- Прежде чем мы перейдём к особенностям ЭГП республики, давайте вспомни особенности ГП Татарстана (презентация).

- Какими природными ресурсами богата территория республики?

(Топливными, водными, почвенными, агроклиматическими, менее – минеральными, лесными).

- Какие отрасли промышленности могут развиваться на собственных ресурсах? (Нефтяная, газовая, электроэнергетика, химическая, промышленность строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленности).

- Татарстан – экономически развитая республика, имеющая выгодное географическое положение и обладающая большим экономическим потенциалом. Основу экономики составляет рыночное хозяйство. Вспомните, что такое рыночная экономика, какие она имеет “+” и “-”?

- Давайте определим факторы, благоприятно сказывающиеся на развитии экономики Татарстана. Для этого вспомним особенности ЭГП Поволжья.

(Стр.134 в учеб.)

- Ведущими отраслями в республике являются нефте-газодобыча и электроэнергетика, машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленности. Какая из этих отраслей развита на привозном сырье? (машиностроение).

- Какое направление имеет машиностроение в республике? (наукоёмкое и трудоёмкое).

- По тексту учебника на стр.135 определите основные виды промышленной продукции отраслей специализации.

- Продолжая работать по тексту учебника, определите главные продукты экспорта и импорта в республике (Схема).

Вывод: экономика Татарстана тесно связана и зависит от экономических связей с регионами России и СНГ.

- В учебнике географии Рома и Дронова откройте стр. 73 рисунок 24 – регионы России с преобладанием различных историко-экономических систем.

Определите – на какой стадии развития находится наша республика? (индустриальной и обширные территории с преобладанием сельского хозяйства и очагами промышленности). Историческое развитие Татарстана, как и всей России было аграрным.

- Какие факторы благоприятствуют развитию сельского хозяйства в Татарстане? (рельеф, климат, почвы - стр. в учеб. Тайсина 100).

Основные сельскохозяйственные районы – это юг республики (текст в учеб. Тайсина 136).

Проблемы в АПК – не полностью обеспечиваем себя продуктами питания, т.к. республика находится в зона рискованного земледелия.

Но по другим отраслям народного хозяйства республика стоит в числе передовых регионов России. Но чтоб добиться таких результатов и превратиться из аграрной в индустриальную – потребовалось несколько десятилетий.

Поэтапное развитие:

I – лёгкая промышленность;

II – машиностроение и химическая – история, ВОВ;

III – нефте и газодобыча.

(Основные центры промышленных узлов показать на карте).

Обобщение:

  1. Перечислите основные факторы, влияющие на экономику РТ?
  2. Назовите основные отрасли специализации по удельному весу производимой продукции в промышленности и сельском хозяйстве.
  3. Покажите наиболее крупные промышленные центры РТ.

Природные богатства мы не получили в наследство от наших предков, а взяли взаймы у наших потомков. Из перечисленных утверждений определите, какие относятся к рациональному и нерациональному природопользованию:

1) рациональное природопользование

2) нерациональное природопользование

А) не приводит к резкому изменению прородно-ресурсного потенциала территории;

Б) охрана не возобновляемых природных ресурсов;

В) получение только экономического эффекта;

Г) расширение природоэксплуатирующих производств;

Д) охрана живой природы;

Е) экологический кризис;

Ж) духовное и физическое здоровье человека.

(В конце урока включается видеосюжет о Татарстане и выставляются оценки).

Домашнее задание:

Стр. в учебнике Тайсина 137-139, вопрос 3; подготовить проектные работы о крупнейших предприятиях Татарстана (реферат, газета, рекламный буклет)